«Анастасию добили штыками»: рассекречены подробности расстрела царской семьи
Спустя 102 года после убийства царской семьи вскрылись новые подробности трагедии. О них рассказал родственник последнего российского императора Николая II.
В Великобритании обнародовано письмо лорда Луи Маунтбеттена. Дядя принца Филиппа, супруга королевы Елизаветы II и по совместительству племянник жены императора Николая II Александры Федоровны, до последнего пытался сохранить историческую правду. Лорд опроверг версию о том, что великая княжна Анастасия не была убита вместе с остальными Романовыми в роковую ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
Троюродный брат королевы разоблачил историю польской самозванки Анны Андерсон, которая утверждала, что она была младшей дочерью царя. Лорд указал получателю своего письма 1975 года на немецкий судебный процесс 50-летней давности. Он закончился тем, что Андерсон не смогла доказать свои сенсационные заявления. Позже ее опознали как Франциску Шанцковскую, польскую фабричную рабочую, страдавшую психическим заболеванием.
Письмо было написано лордом Маунтбеттеном из его семейного имения Бродлендс в Ромси, Хантс, 11 марта 1975 года. «Не может быть никаких сомнений в том, что моя двоюродная сестра, великая княжна Анастасия Российская, была убита вместе с остальной частью своей семьи, хотя в ее случае она умерла не сразу и была добита ударами штыков», — приводит текст послания Daily Mail. Получателем был указан мистер Вудкок-Кларк, о котором мало что известно.
Родственник императора Николая II писал, что император был «очаровательным и добрым человеком», но «слишком слабым», чтобы быть успешным правителем. Это мнение разделяют многие историки. Само письмо было найдено среди вещей покойного коллекционера из Ноттингема. Документ продали за 200 фунтов стерлингов, включая сборы на уникальных аукционах Линкольншира.
Лорд Маунтбеттен проявил большой интерес к делу Анастасии и участвовал в сборе доказательств, чтобы разоблачить Андерсон. Он потратил тысячи фунтов на судебные издержки, оспаривая ее иск. Хотя Андерсон проиграла дело, гласность вокруг него принесла женщине известность на долгие годы. В 1958 году лорд Маунтбеттен убедил канал BBC не брать у нее интервью.
Известно, что лорд Маунтбеттен питал особую слабость к своей кузине Марии, третьей дочери Николая II, и всю жизнь хранил ее фотографию. Он и его семья, особенно мать Виктория, чувствовали большую горечь из-за того, что союзники позволили Романовым погибнуть. Лорд питал неприязнь к большевикам.
В 1975 году он посетил Советский Союз. Позже дядя принца Филиппа писал: «Меня переполняло чувство возвращения в страну, которую я довольно хорошо знал в детстве, где многие из моих ближайших родственников жили в таком великолепии, а затем были убиты таким ужасным образом. Я чувствовал это на всем протяжении поездки и был совершенно измотан, когда вернулся».
Свои последние дни члены царской семьи провели в доме Ипатьева в Екатеринбурге, куда были сосланы после прихода большевиков к власти. Решение о расстреле Романовых принял исполком Уралоблсовета, сообщив об этом советскому руководству уже по факту. Вопреки распространенному мнению Владимир Ленин не давал санкций на убийство императора.
В ночь трагедии к дому Ипатьева прибыл грузовик для перевозки трупов. В полуподвальную комнату перевели семерых членов семьи Николая II, а также свиту, состоявшую из четырех человек. Разбуженному врачу Евгению Боткину сообщили, что в городе опасная ситуация, из-за чего нужно укрыться на нижних этажах. Когда Романовы уже находились в помещении, комендант дома Яков Юровский ввел расстрельную команду и зачитал приговор. Началась беспорядочная стрельба. Убить всех членов семьи сразу не удалось. Цесаревич Алексей долгое время оставался жив, как и его сестры.
В суд обратилась и Елизавета II. Она запретила бывшему дворецкому принца Чарльза и его жены герцогини Камиллы использовать королевский бренд для продвижения собственного бизнеса.
Меган Маркл вызвала гнев британцев. Они посчитали, что герцогиня Сассекская не имеет права использовать королевский прием после отказа от своих обязательств.
Принцесса Беатрис нарушила важную королевскую традицию на свадьбе. Однако бабушка невесты не была против ее выбора.