«Моя мама была на месте Марии Ароновой»: Борис Дергачев о том, как близкие люди повлияли на съемки сериала «Праздники»

Борис Дергачев признался, что, когда его жена забеременела, он становился режиссером. А когда родился сын, то он уже работал в этой профессии.
«Моя мама была на месте Марии Ароновой»: Борис Дергачев о том, как близкие люди повлияли на съемки сериала «Праздники»
Фото из личного архива Бориса Дергачева

Телезрители знают Бориса Дергачева как прекрасного комедийного актера. Но еще в далеком 2019-м он стал снимать фильмы, а «Праздники» – его первый сериал как режиссера. В эксклюзивном интервью VOICE он рассказал о том, как сын повлиял на сюжет сериала, какова социальная миссия проекта, а также о забавных случаях на съемках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Борис, сейчас многие телезрители по вечерам включают канал ТНТ и смотрят сериал «Праздники-2». Он поднимает настроение. А какая была обстановка на съемочной площадке – действительно «праздничная» или скорее «рабочая»?

Знаете, на этой площадке мы отлично чередуем праздничную атмосферу с рабочей, потому что мало кто приходит на эту площадку для того, чтобы работать. В основном это для нас праздник – прийти на работу и увидеть уже давно-давно знакомые лица. Я это говорю не для красного словца. Могу сказать это от всех цехов, потому что у нас реально дружная команда. Мы всегда рады видеть друг друга. Особенно классно, когда мы встречаемся на других проектах. Мы даже можем подметить, что на вот этой площадке не так, как у нас. У нас-то вот так всё хорошо, а здесь вон такие косяки. Так что у нас рабочая праздничная атмосфера (улыбается.)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто из исполнителей главных ролей помогал вам создавать нужную атмосферу на съемках?

Откровенно говоря, такого просто не может быть, чтобы кто-то помогал, а кто-то не помогал. Одно присутствие этих людей в одном помещении или на одной дачной территории, где мы снимаем – это уже большая помощь. Мало того, что весь материал разобран, отрепетирован нами еще перед началом съемок, так еще и внутри рождаются какие-то вещи, которые не только улучшают кадр, но и помогают создавать нужную атмосферу.

Виталий Хаев и Мария Аронова на съемках второго сезона сериала «Праздники»
Виталий Хаев и Мария Аронова на съемках второго сезона сериала «Праздники»
Фото ТНТ

А с кем из актеров у вас возникли наибольшие трудности?

Я бы, может быть, рассказал какую-то историю вам, что вот этот вот негодяй всё время срывал съемки, но такого просто не происходило. Здесь нечем похвастаться. Единственный, кто нам мешал, это соседи под дачным участком, которые в воскресенье утром стригли газон. И еще кто-то, кто очень любит свою собаку и не заводит ее домой, потому что она на протяжении нескольких часов может лаять на улице. Мы так и не нашли хозяина этой собаки, но я надеюсь, что, может быть, к третьему сезону это получится сделать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, это так. Любовь, профессионализм, который я ей даю и который она мне в полной мере возвращает. Это хороший тандем, это одна из лучших, если не лучшая актриса, на нашем веку. В советское время была, например, Нонна Мордюкова, а у нас это Мария Аронова. Я думаю, вряд ли есть тот, кто с этим может поспорить.

Анастасия Калашникова рассказала нам в интервью, что главной сложностью первого сезона стало для нее то, что она снималась на восьмом месяце беременности, и ей приходилось скрывать живот. На съемках второго сезона она уже была молодой мамой. В связи с этим вы делали ей какие-то поблажки?

Небольшая поправка. Она была на восьмом месяце беременности, когда мы снимали полный метр «Праздники». А когда мы снимали второй сезон, она уже была молодой мамой. В связи с этим давали ей какие-то поблажки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть работа и есть человечность. Говорят, что хороший человек – это не профессия, но я так не считаю. Я считаю, что в коллективе всё должно работать как часовой механизм. Каждый человек важен, и когда ты на какие-то простые человеческие вещи, потребности не даешь отклик, это запоминается и портит отношения.

Иногда чем-то приходится жертвовать, конечно же. Но такого, чтобы мы как-то ущемляли кого-то, я не припомню. Мы, наоборот, если есть сцена, которую мы можем поставить раньше, то ставили ее раньше. Или если есть момент, где какая-то драка, например, когда был восьмой месяц беременности Насти, когда мы снимали полный метр, у нас была ее дублерша для каких-то проходок для того, чтобы не гонять ее. Мы старались по возможности как-то оградить Настю от чего-то, как-то прикрыть ее где-то.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А когда мы снимали второй сезон, она была уже молодой самодостаточной мамой, так что не требовала особого внимания к себе. Мы уделяли ей внимания столько же, сколько остальным артистам. Настя довольно-таки профессиональный человек, так что, думаю, она бы никогда вслух бы и не сказала, что ей нужно пораньше уехать, потому что надо кормить ребенка.

Сергей Канаев, Никита Павленко, Анастасия Калашникова и Яна Енжаева на съемках сериала «Праздники-2»
Сергей Канаев, Никита Павленко, Анастасия Калашникова и Яна Енжаева на съемках сериала «Праздники-2»
Фото ТНТ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда моя жена забеременела, я становился режиссером. Когда мой сын родился, я уже работал в этой профессии. Мы как раз снимали второй сезон «Праздников», когда у нас беременеют наши героини и у них рождаются дети. Это очень сильно мне помогло.

Например, в новом сезоне у нас есть история про то, что у ребенка кишечная непроходимость. Тогда герои взяли один из народных методов – мыло в попу. Это взято из личного опыта. Буквально за несколько дней до съемок моя мама была на месте героини Марии Ароновой, которая говорила: «Да давайте мыло в попку, и всё пройдет».

Потом нам, правда, педиатр сказал, что такого делать больше не стоит. Но эта история очень понравилась ребятам, и мы ее вставили в сценарий, она очень хорошо туда зашла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В фильме «Праздники», который предшествовал сериалу, возлюбленного-абьюзера героини Калашниковой сыграл Вячеслав Чепурченко. Почему он, единственный из исполнителей главных ролей, не попал в сериал?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы упоминаем о нем во втором сезоне, но если уже звать Славу, то надо расписать под него хотя бы несколько серий, чтобы это было значительно. Это должна быть кардинальная смена персонажа и на его появлении должен быть акцент. Хоть в сезоне и 20 серий, но не всегда есть возможность закрыть все арки и всех персонажей, особенно, если ты их вводишь. Поэтому мы работаем с основными героями. Мы и редко вводим, как вы замечаете, других персонажей.

У нас вообще есть концепция, что мы не показываем лица других героев, если они не главные персонажи. У нас все персонажи, как в мультике «Том и Джерри». Помните, афроамериканка-уборщица ходила, и мы никогда не видели ее лицо. Мы видели ее руки, ее гольфики, ее ноги, но никогда не видели, кто она. Точно так же мы поступаем с нашими персонажами второго плана и актерами массовых сцен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весь акцент тем самым сохраняется на наших главных героях. Поэтому мы заикаемся о персонаже Славы Чепурченко, Сереже, во втором сезоне, но не показываем его.

Борис Дергачев руководит актерами на съемках сериала «Праздники-2»
Борис Дергачев руководит актерами на съемках сериала «Праздники-2»
Фото ТНТ

Во втором сезоне появился новый герой – папа Вовика. Кирилл Полухин сыграл этого колоритного, но малосимпатичного мужчину. Как вам удалось уговорить его на эти съемки?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один телефонный звонок. Мы вместе с Кириллом и Настей Калашниковой уже снимались в сериале «Триада», во время съемок которого хорошо подружились с ним.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долгое время после «Триады» мы не виделись. Когда мы рассматривали актера на роль отца Вовика, то выбирали из множества разных актеров, но в итоге остановились на Кирилле. Я позвонил ему, мы сошлись по датам, и он приехал на площадку.

Мы даже никакие пробы не проводили, потому что я был полностью уверен в нем. Продюсеры и сценаристы мне доверились в этом плане. И когда он пришел на площадку, как говорится, только открыл рот, всем всё стало понятно – он на своем месте. Когда уже монтировали первые четыре серии, мы поняли, что выиграли в этом плане. И Кирилл нам очень помог, за что ему большое спасибо. Отличная роль у него получилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Были ли во время съемок второго сезона неприятные происшествия, которые вам особенно запомнились?

Знаете, весь сезон, 20 серий – это почти полгода съемок. Я не скажу, чтобы у нас была какая-то патовая ситуация. Мы уже привыкли справляться с какими-то неприятностями в рабочем режиме, понимая, что из любого стресса на съемочной площадке есть выход. Бывало, конечно, что идет дождь, когда не нужно. Нужен снег, а его нет. Или ты снимаешь весну, и вдруг пошел снег. Всякое было. Но мы всё это аккуратно обходили.

Борис Дергачев, его сын Мирон и жена Анна
Борис Дергачев, его сын Мирон и жена Анна
Фото из личного архива Бориса Дергачева
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем, на ваш взгляд, главная идея этого сериала?

Хороший вопрос. Я не люблю подводить такую большую работу под какие-то два слова, потому что в двух словах это всё не объяснить. Конечно, в первую очередь, это про семью. Это про взаимоотношения между детьми и родителями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это про отношения между мужчиной и женщиной в разных ее ипостасях и в разных характерах. Где-то это смешно, где-то это трагично, где-то кажется, что это безвыходная ситуация. Каждый раз наши герои понимающе подходят к обстоятельствам, которые с ними происходят. Каждый раз они пытаются понять друг друга. Ведь не просто говорят, что разные поколения разговаривают на разных языках. Это так. Но не все могут найти этот общий язык или пойти на какой-то компромисс ради того, чтобы сохранить то, что у них есть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очень много семей разводятся. Я долгое время вел свадьбы, и были даже моменты, когда я вел свадьбы одному и тому же человеку несколько раз. Если вспомнить детство, то, когда ты выходишь во двор и у кого мама с папой вместе – это была редкость. Поэтому, когда в одной серии происходит пик того, что кажется, сейчас люди разойдутся и это уже становится не смешно до момента, когда они сходятся и подытоживают это всё красивым тостом. Хочется верить в такую сказку и хочется мотивировать людей на то, чтобы они, видя это, обнимали рядом сидящего человека, который смотрит этот сериал.

Хочется, чтобы это была не просто комедия, как ее часто рекламируют. Это драма с ироничным взглядом на жизнь. Когда смотришь с иронией на не самые приятные обстоятельства, которые с тобой проходят и поднимаешься над ситуацией, тогда, мне кажется, становится и жить легче.