Возвращение «Землян» на большую сцену – не случайность, а закономерность

Возвращение «Землян» на большую сцену – не случайность, а закономерность

Поговорим о таком явлении как «феномен возвращения», а в качестве эксперта выступит главный редактор ИА InterMedia, руководитель исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2020» Евгений Сафронов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему мы вспомнили об этом явлении именно сейчас? Дело в том, что недавно отечественных фанатов рок-музыки потрясла новость: 10 декабря 2021 года отцы-основатели рок-группы «Землян» выступят на «Золотом граммофоне». Анонс появления на одной сцене Владимира Киселева и Игоря Романова стал по-настоящему большим событием для отечественной музыкальной индустрии и хотелось бы понять, а почему собственно поднялся такой массовый ажиотаж.

По мнению Сафронова, помимо любви фанатов к легендарным композициям рок-группы, причину этого явления нужно искать в плоскости общемировых тенденций и закономерностей, потому что подобные случаи наблюдаются довольно часто. Всё дело в революционных изменениях в сфере культуры, которые мы наблюдаем последние десятилетия: ускорилось время и если раньше смена вкусов публики совпадала со сменой поколений, то теперь всё меняется за каких-то два-три года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современный продюсер больше не может себе позволить ждать момент, когда произойдет глобальный переворот в пристрастиях аудитории, чтобы подстроиться под стиль нового поколения. Сегодня продюсер с трудом успевает за трендами. Как отмечает эксперт, все кто умел и не умел петь – неважно – все давно поют, собирают фанатскую базу, получают увесистые гонорары и многомиллионные рекламные контракты, при этом постоянно меняя стили, имидж и даже имена.

При этом отдельное внимание стоит уделить развитию технологического прогресса – явления культуры становятся доступны массовому потребителю, их распространения в сети Интернет занимает считанные секунды, вкусы аудитории меняются. Вот только меняются они не как раньше, когда существовала хоть какая-то иерархия, институты накопления и передачи культурного опыта и самое главное – преемственность поколений. Нет, сегодня вкусы аудитории в состоянии полного хаоса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Огромную роль в этом сыграли западные технологические гиганты, которые 1990-х стали предоставлять всем желающим бесплатный и практически ничем не ограниченный доступ ко всей культурной продукции – это дало им огромные деньги и власть. Конечно, они могли бы осознать, что такой подход к распространению культурного достояния разрушает устоявшуюся пирамиду культуры (оборот одной только музыкальной индустрии за 20 лет упал примерно втрое), но желание наживы победило.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Схожие процессы происходили и в нашей стране, потому что с падением СССР своё существование прекратила централизованная система учреждений культуры. Несмотря на то, что сами они сохранились, многие оказались в руках проходимцев. К сожалению, результат получился схожим с тем, что произошло на западе: из сферы культуры ушло много профессиональных кадров, покинули места менеджеры высокого класса, а та самая культурная преемственность постепенно сошла на нет. Софронов убежден, что все перечисленные факторы в совокупности и являются тем фундаментом, на котором стоит «феномен возвращения». Произведения «золотого века», возвращаются на большую сцену, потому что они банально лучше нынешних.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, акцент в массовой культуре всё еще делается на произведения «новой школы», но с развитием технологий и массовым распространением продуктов культуры аудитория получила возможность сравнивать и выбирать по своему вкусу. Не будет ложью сказать, что в наше время наблюдается буквально парад возрождения легендарных музыкантов. Например, такие акулы шоу-бизнеса как Queen, AC/DC, Strokes, Westlife и даже ABBA опять на волне и дают большие концерты. В одном ряду с выдающимися коллективами стоят и отечественные музыканты из рок-группы «Земляне». Они тоже имеют интересную предысторию, которая располагает к возвращению коллектива на российскую эстраду.