Женский взгляд на «(Не)случайные истории»
Весной этого года бренд IQOS представил масштабный проект «Настоящие истории», который дал шанс каждому совершеннолетнему пользователю бренда принять участие в создании настоящего киноальманаха. Из более 300 присланных историй, жюри отобрало 5 лучших, которые легли в основу киноальманаха «(Не)случайные истории».
После просмотра фильма совершеннолетние пользователи IQOS активно делятся своим мнением о картине: многие из них благодарят участников проекта за получившийся фильм. Более того, истории авторов* оказались настолько вдохновляющими и жизненными, что многие зрители узнали в героях самих себя. В каждой новелле были рассказаны совершенно разные истории, но их объединяет общая идея: у каждого из нас есть мечты и стремления, и иногда мы случайно встречаем единомышленников – тех, кто своим примером вдохновляет нас менять нашу жизнь к лучшему.
Новелла «Полярная», вошедшая в киноальманах «(Не)случайные истории», — вдохновляющий пример того, как надо смело идти к цели, не боясь своих желаний. Например, как и главная героиня, открыть в себе новые способности и перевернуть свою жизнь.
Мы решили поговорить с трио удивительных женщин, участвовавших в создании новеллы «Полярная»: режиссером Еленой Бродач, автором* истории Ольгой Рачковой и актрисой Ритой Крон, исполнившей роль Ольги.
Елена Бродач: «Помню, у меня брали интервью как у режиссера, а я тогда режиссером себя назвать то и не могла, я же только начала учиться»
VOICE: Главная героиня киноновеллы «Полярная», режиссером которой вы выступили, кардинально изменила свою жизнь и начала новый карьерный путь. Был ли у вас схожий опыт?
Елена Бродач: Я не могу сказать, что как-то кардинально поменяла свою жизнь. Скорее, я долго шла к этой профессии, так сказать, опыт копила. По первому образованию я архитектор. В 2006 закончила университет по специальности архитектор жилых и общественных зданий, потом работала продюсером и журналистом в СМИ. А однажды, ближе к тридцати, задумалась о том, что скоро должен наступить возрастной кризис — у всех же он есть, значит и у меня скоро будет, и решила, что должна его опередить. Очень удачно оказалось — в это время шёл набор на режиссёрский факультет.
Я сдала экзамены и через полгода уже начала учиться. Через пару месяцев сняла первый короткометражный фильм, через месяц второй. Оба отправила на разные фестивали. Я тогда вообще не знала по какому принципу они работают. Ткнула пальцем в небо и, неожиданно для себя, оказалась в конкурсе главного российского кинофестиваля, а еще в сотне других мировых фестивалей, в том числе на фестивале в Торонто. Помню, у меня брали интервью как у режиссера, а я тогда режиссером себя назвать то и не могла, я же только начала учиться, ну какой я режиссер.
VOICE: Ольга, ваша история, которая легла в основу новеллы «Полярная», очень мотивирующая, расскажите, как вы решились на такую перемену в жизни? Что подтолкнуло вас на изменения и как к ним отнеслись ваши близкие?
Ольга Рачкова: Не скажу, что долго сомневалась отправлять ли резюме, когда узнала о вакансии радиоведущей. На тот момент я уже состоялась как супруга и хранительница домашнего очага. Настало время двигаться дальше. Что касается родных, то с их стороны была 100% поддержка. А мне очень хотелось, чтобы они мною гордились.
VOICE: Рита, а вы принимали какие-либо судьбоносные решения, которые изменили вашу жизнь? Какова роль счастливых случайностей в вашей жизни?
Рита Крон: Я, безусловно, принимала судьбоносные решения, которые изменили мою жизнь, даже скорее подняли ее на новый уровень. Что касается счастливых случайностей — да, они бывают, и они всегда приятные, но важно их не ожидать. Специально создать условия для этих случайностей невозможно. Поэтому надо оставаться верным себе, идти вперед и ни в коем случае не унывать.
VOICE: Как вы думаете, почему такие истории, как рассказанная в новелле «Полярная», так редки в нашей жизни? Почему люди боятся перемен и что вы можете посоветовать всем, кто хочет изменить свою жизнь, но не решаются на этот шаг?
Ольга Рачкова: А почему вы считаете, что такие случаи редки? Может просто не все решились принять участие в конкурсе и поделиться своей историей! На самом деле, мне кажется, что многие боятся или не справиться, или осуждения и насмешек окружающих. Надо всегда помнить, что ты живёшь в первую очередь для себя! Понять, чего хочется именно тебе! А потом начать действовать!
VOICE: Елена, расскажите, какие главные черты вы хотели раскрыть в героине Риты Крон? По фильму (и по настоящей истории совершеннолетней пользовательницы IQOS – прим. Ред.), она любящая жена, но при этом находит себя в профессии.
Елена Бродач: Почему «но»? Разве нельзя быть одновременно и любящей женой и строить свою карьеру? Мне кажется, это какой-то устаревший стереотип о роли женщины, где она прежде всего должна быть женой своему мужу, любящей матерью, а между делом работа. Мне как раз очень важно в этой истории, что этот стереотип ломает муж главной героини. Он даёт Ольге самое важное — поддержку и опору. Он знает, что работа делает ее счастливой и даёт ей возможность сделать собственный выбор. При этом никто не ставит на чаши весов — муж или карьера.
Рита Крон: «На площадке царила атмосфера любви и взаимопонимания»
VOICE: Рита, как вы готовились к роли?
Рита Крон: Для подготовки к роли мне помогли все фильмы про радиоведущих, которые я до этого смотрела. Пересматривала какие-то эпизоды и всячески тренировалась интонационно, чтобы воссоздать атмосферу радиоэфира.
VOICE: Насколько вам близка героиня, которую вы играли? Каково было играть реального человека?
Рита Крон: Мне была близка героиня, потому что я довольно часто остаюсь наедине с микрофоном и пробую разные вещи или представляю перед зеркалом, что я веду какую-то теле- или радиопередачу, и мне это очень нравится. Очень интересно было играть реального человека, особенно когда была возможность пообщаться с автором истории Ольгой лично.
VOICE: Ольга, а были ли вы задействованы в съемках фильма? Помогали ли как-то Рите вжиться в роль и обсуждали ли с Еленой Бродач детали съемок?
Ольга Рачкова: Мне выпала возможность побывать на съёмочной площадке и пообщаться с Ритой и Еленой прямо во время съёмочного процесса. И, конечно, я делилась с ними и впечатлениями, и некоторыми деталями, касающимися непосредственно моей работы.
VOICE: Вы можете вспомнить самый запоминающийся момент со съемок фильма?
Рита Крон: Пожалуй, самый запоминающийся момент со съемок был, когда все к вечеру крайнего дня немного подустали, и у нас никак не могла получиться одна сцена, которая в итоге так и не вошла в фильм. Ко мне подошла режиссер Елена Бродач и сказала, что я лучшая актриса: «Ну вот ты — суперзвезда! Ты прям вот лучшая актриса!». Пауза. Я посмотрела на нее строго и сказала: «Лена, я тебе не верю».
VOICE: Это ваш первый опыт работы с женщиной-режиссером? Есть ли различия в подходе к съемочному процессу и атмосфере?
Рита Крон: Да, первый, но именно в кино, в театре подобный опыт был. Так сложилось, что во время подготовки к съемкам мы очень сблизились и почти сразу нашли общий язык. И благодаря этому было очень легко и свободно что-то придумывать, сочинять. Многие вещи мы придумывали прям на площадке, какие-то вещи с Еленой обсуждали по телефону, по видеосвязи и, в общем, занимались творчеством. Много было творческих моментов. Мне это очень понравилось.
Различия в подходе к съемочному процессу, безусловно, были. Возможно, как раз благодаря тому, что Елена — женщина-режиссер, на площадке создалась атмосфера любви и взаимопонимания. При всей своей женственности ей удавалось держать всё в своих руках, и во многом съемочная группа помогала поддерживать рабочую атмосферу. Мне было очень интересно и приятно с ней работать.
VOICE: Как вы сочетаете в себе женственность и строгость режиссера?
Елена Бродач: Легко. Это мое любимое оружие. Режиссёр, он же и психолог. И к каждому нужен свой подход.
VOICE: Говорят, во время съемочного процесса в вашей команде не было ни одного мужчины, кроме актеров и оператора, вы специально подбирали такой состав или это случайность?
Елена Бродач: Мне ужасно интересно, как родился этот миф. У нас было довольно много мужчин. Я бы даже сказала, что у нас бОльшая часть съемочной группы — мужчины. Но на самом деле, это же вообще не важно. Мне важно, чтобы люди были хорошие. И любили то, что делают. Делом горели.
VOICE: На съемках киноновеллы «Полярная» квартира главной героини была воссоздана с нуля. Как дипломированный архитектор, расскажите, насколько важна визуальная составляющая для успеха фильма?
Елена Бродач: Очень важна. Не только для успеха, это же один из компонентов кино. Все должно работать на драматургию и подчеркивать характер героев. В самом начале работы над фильмом мы с творческой группой — оператором, художником-постановщиком, художником по костюмам — определяем стиль, обсуждаем цветовую гамму, метод съемки. Квартиру героини действительно делали с нуля, но это нормальная практика в кино. Правда времени у нас было очень мало, сделали за два дня, представляете? А ведь нужно не только обои на стены поклеить, но и состарить их, обжить.
Вы, наверное, обратили внимание, что в самом начале герои переезжают в новую квартиру, а через некоторое время она уже обжита? А это значит, что одну и туже локацию нужно сделать дважды. Сначала собрали все целиком, расставили реквизит, отрепетировали мизансцены и разобрали до состояния переезда. И уже во время съёмочного процесса вновь собрали по отработанной схеме.
Ольга Рачкова: «Во время показа в голове крутилась одна мысль: "Неужели это я?!»
VOICE: Ольга, каково было видеть свою историю на экране, какие у вас были впечатления? Насколько удалось достоверно передать её? Какие эмоции вы испытывали, когда смотрели новеллу и видели Риту Крон, исполняющую роль вас в фильме?
Ольга Рачкова: Смотреть кино про себя — волнительно. Весь показ в голове крутилась одна мысль: «Ой, неужели это я?!» Что касается достоверности, то некоторые задумки сценариста всё-таки нашли своё воплощение на экране. А вот какие — не скажу! Секрет!
Рита потрясающая! Это, наверное, тот случай, когда оригинал был превзойдён.
VOICE: Изменилась ли ваша жизнь после проекта?
Ольга Рачкова: Да, некоторые изменения есть. С сентября этого года я стала главным редактором одной радиостанции. Это новая вершина в моей жизни, и я обязательно её покорю.
VOICE: И напоследок — ваша история — настоящий гимн girl power. Рита талантливая актриса, Елена режиссер-перфекционист и вы, работая на радиостанции Североморска, ежедневно делаете жизнь людей лучше. В чем вы видите свою основную роль в работе радиоведущей?
Ольга Рачкова: У меня и моих коллег нет одной основной роли! Утром мы заряжаем бодростью и хорошим настроением наших слушателей. Днём держим в курсе основных событий в городе. Вечером развлекаем, делимся полезной информацией. Мы можем помочь, поддержать, посоветовать. Знать, что нас любят, ценят и ждут в эфире — стоит многого!
Посмотреть «Полярная» и другие киноновеллы альманаха «(Не)случайные истории» совершеннолетние пользователи IQOS могут на сайте truestories.afisha.ru.