«Влюблялся в актеров и дико любил импровизации»: Александр Ширвиндт рассказал об Эльдаре Рязанове
Рязанов обрел народную любовь как режиссер культовых картин «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Берегись автомобиля», «Жестокий романс» и других. Эльдар Александрович снял около сорока фильмов, многие из которых стали шедеврами советской киноклассики.
Его близкий друг Александр Ширвиндт отметил, что в работах мастера, как правило, были задействованы одни и те же актеры, которых он сделал звездами первой величины. «У него был узкий круг артистов относительно того количества картин, которые он снял. Это говорит о том, что он привыкает, влюбляется. Образуется эдакая команда на все области жизни, если говорить о персонажах. Вот поэтому у них общий язык с Эльдаром», — пояснил актер фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».
У народного артиста СССР была еще она особенность, которая отличала его от других и в итоге привела к колоссальному успеху. Благодаря его характеру звезды тянулись к нему, мечтали с ним работать и выкладывались на сто процентов. «В отличие от очень многих талантливых узурпаторов, он дико любил импровизации во время съемок. Он не держался за каждую запятую в сценарии. Это очень важная вещь: от этого и воздух свободнее на площадке, и результат совсем другой», — цитирует ФАН Александра Анатольевича.
Снимавшиеся у Рязанова актеры говорят, что он был редким трудоголиком. Режиссер брался за самую разную тематику, обожал работать с музыкальным материалом. Светлана Немоляева снялась в «Служебном романе», «Гараже» и других картинах Рязанова, она также играла в его пьесе «Родственники».
«В моей жизни это очень важный человек. Он мой крестный папа в кино, потому что после его картин кинематографическая судьба у меня пошла по-другому... Я очень дорожу памятью о нем, всем тем, что в моей жизни было связано с ним», — заверила вдова актера Александра Лазарева.
Олег Басилашвили также обязан своей популярностью Рязанову. Фильм «Вокзал для двоих», в котором артист снялся с Людмилой Гурченко, попал в программу Каннского фестиваля. «Он был хорошим человеком, требовательным к себе и окружающим. Он очень внимательно относился к детальности разработки каждого образа, его биографии, поведения, сверхзадачи: всё это разрабатывалось очень тщательно, серьезно», — указал в беседе с ФАН Олег Валерианович.
Станислав Садальский признался, что он, как и все его коллеги, мечтал сниматься у Рязанова. Многие буквально преследовали режиссера и упрашивали, чтобы он их взял в очередную ленту. «Мне всегда неудобно, когда вижу это. Стыдно так давать понять, что хочешь сниматься у режиссера. Но я действительно хотел сниматься у вас, Эльдар Александрович! Вы не из тех, кто облизывал власть имущих. Я счастлив, что соприкоснулся с вами в жизни», — написал в личном блоге Садальский.
Сейчас актер с сожалением вспоминает о недоразумении, которое поставило точку в их общении и дальнейшем сотрудничестве. К этому, как оказалось, приложила руку известная артистка. «Это была такая глупость: я поручился за Нину Русланову, снимавшуюся у вас, а она подвела. Это очень деликатная история. Мне жаль, что так получилось», — вспомнил исполнитель роли корнета Плетнева в картине «О бедном гусаре замолвите слово».