Мария Лемешева рекомендует фильмы к Международному дню молодежи
«Телевизор смотреть немодно, но на интерес к кинематографу это не влияет», ─ полагает эксперт в кинематографии, главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева. Согласно данным сайта public.tableau.com, проанализировавшего крупнейшую кинематографическую базу данных IMDb, самыми популярными жанрами в кино и сериалах за последние пять лет стали фильмы ужасов, фантастика и триллеры. Такое лидерство прежде всего обусловлено вниманием молодежной аудитории. В свою очередь, поджанр teen movie интересен молодой публике с эпохи пионеров в алых галстуках. Кино о подростках ─ популярное направление в мейнстриме и арт-хаусе. К нему традиционно относятся фильмы, которые рассказывают о про- блемах школьников-студентов, становлении характера, успехе и непростых взаимоотношениях с родителями.
12 августа, в Международный день молодежи, мы возвращаемся в прошлое, чтобы напомнить, как этот жанр начинал развиваться, как режиссеры пытались повлиять на умы молодежи, и предлагаем вспомнить, какие фильмы и сериалы наилучшим образом раскрыли тему юношеского взросления.
Маленькая Вера (1988)
Мелодрама Василия Пичула рассказывает об отношениях между студентом и вчерашней школьницей в переломный момент жизни СССР. Скандальную премьеру видел каждый пятый советский человек. Местом действия режиссер выбрал родной город Жданов (с 1989 года – Мариуполь). Картина повествует о любви выпускницы школы к студенту-металлургу. Фильм шокировал советскую аудиторию откровенной постельной сценой. Василий Пичул показал зрителю портрет поколения перестройки, где, пока подростки пьют, участвуют в разборках и ведут деструктивный образ жизни, родители погружаются в беспросветный быт советской провинции, где все банально и ожидаемо. Главные герои ─ люди из противоположных миров. Вера только что окончила школу и предпочитает прожигать жизнь на дискотеках и алковечеринках. Сергей ─ человек, которому не плевать на собственное будущее. Ребята встречаются и пытаются понять и принять друг друга.
Детки (1995)
Фильм в псевдодокументальном стиле повествует об одном дне из жизни манхэттенских подростков, которые слоняются по улицам, занимаются сексом без защиты, принимают наркотики и воруют выпивку из магазинов. Формат картины произвел удивительный эффект: зрители верили, что создатели «Деток» показали реальных подростков, а не актеров. Некоторое время они преследовали юного актера Лео Фицпатрика, исполнившего роль Телли. По сюжету его герой ведет половую жизнь только с девственницами. Первые шаги взросления для героев картины становятся роковыми: уличная жизнь, смысл в которой скейтборд, секс и наркотики, приводит к заражению друзей СПИДом.
Факультет (1998)
В обычную жизнь подростков штата Огайо вторгаются пришельцы, больше напоминающие морских рептилий. Инопланетные начинают захватывать Планету с местной школы, для чего вселяются в учителей. Никаких романтических поцелуев на задней парте или романов на пляжах. Борьба с захватчиками вынуждает группу подростков забыть о статусах на переменах и собственном эго, начав думать по-взрослому. В этом смысле Роберт Родригес совершил революцию в молодежном кино, сняв самобытный комедийный ужастик о подростках. Неважно, откуда взялись пришельцы. Авторы показывают, что случится со вчерашними детьми, если за один день придется повзрослеть.
Спеши любить (2002)
Это на первый взгляд очередной фильм о спокойной девочке из церковного хора и хулигане. Благодаря неудачной шутке, в которой фигурируют арест и реанимация, главные герои встречаются, влюбляются, и все бы у них могло быть хорошо, если бы не один маленький секрет главной героини по имени Джейми. Джейми уже взрослая, хотя и младше на вид, а Лэндону только предстоит повзрослеть. В этом прелесть фильма, если не считать игры актеров. Российские прокатчики назвали картину «Спеши любить», а в оригинале – «A Walk to Remember». Так точнее передается идея: живи каждый день с любимым человеком как последний, спеши говорить и делать то, что должен, для своей половины.
Молокососы (2007–2013)
История о группе одноклассников из Бристоля, которые оканчивают школу. Подростки упиваются прелестями молодости, исследуя идентичность при помощи наркотиков, алкоголя и секса. Режиссер охарактеризовал фильм как «Твин Пикс для поколения MTV». Роли исполняют ровесники персонажей, благодаря чему в сериале достигнута реалистичность. Сериал повествует о трех поколениях, на каждое приходится по два сезона. Сериал стал удачным стартом для никому не известных в то время актеров. Так, Дев Патель (Анвар) стал лауреатом престижной кинопремии BAFTA и номинировался на «Оскар» и «Золотой глобус». Джо Демпси, сыгравший Криса, снялся в «Игре престолов».
Сумерки (2008–2012)
Культовая молодежная кинофраншиза о первой и единственной любви 17-летней Беллы Свон к красавцу Эдварду из вампирского клана. Беллу привлекает в возлюбленном загадочность и смелость, а Эдвард раньше не ощущал такого дивного запаха крови, как у этой юной девушки. Такой сюжет обречен на издевательства блогеров и многочисленные пародии (всего этого до сих пор в достатке), однако создатели кино-саги серьезно и профессионально подошли к экранизации бестселлеров американской писательницы Стефани Майер. В фильмах была создана многоуровневая киновселенная (как Marvel или «Звездные войны»), разбавленная трогательной лавстори главных героев. В итоге фэнтезийная мелодрама заставила рыдать миллионы девочек и эмоциональных мальчиков по всему миру.
Дневники вампира (2009–2017)
Сериальный конкурент «Сумерек» в течение восьми сезонов рассказывает о любовном треугольнике, который составляют 162-летний, но внешне молодой вампир Стефан Сальваторе, его брат Дэймон и школьница-сирота Елена, как две капли крови похожая на бывшую возлюбленную братьев-вампиров Кэтрин Пирс. «Дневники» – это мистический фэнтези-экшен, в котором братья защищают девушку от злодеев и противостоят охотникам на вампиров. Вымышленным городком Мистик-Фоллс руководят потомки семей-основателей, защищающие город от вампиров и прочей нечисти. Елену ждет непростой выбор, на чью сторону встать – людей, с которыми она одной крови, или вампиров, для которых кровь – еда.
Лед (2018, 2020)
Надя Лапшина, главная героиня фильма, идет по тернистому пути из детства во взрослую жизнь: она падает, набивает шишки, но снова поднимается и с высоко поднятой головой движется к цели. С детства Надя мечтала стать фигуристкой, но прославленный тренер Ирина Шаталина отказывалась работать с девочкой. Но настойчивость – второе имя Нади. Ни трагическая смерть мамы, ни врожденные проблемы с координацией, ни диверсии конкуренток в спортивной школе не помешали ей дойти до цели. Подростком Надя закалила характер, что помогало справляться с тяготами и лишениями во время соревнований. Но когда сил не осталось, пришел Александр Петров в роли инфантильного бомбардира-хоккеиста Горина и в свойственной таким парням манере перевернул сюжет с ног на голову. Хэппи-энд первого фильма перемещается в начало сиквела, вышедшего в 2020-м. Герои по-прежнему молоды и беспечны, несмотря на то что вскоре им предстоит стать родителями. Драматическая завязка сюжета вынуждает Горина встать на путь взросления, который нельзя назвать нормальным или безболезненным.
Молодежка (2013–2019)
Помните, как в мае 2008 года сборная России в финале чемпионата мира обыграла канадцев на гостевом льду. Сериал «Молодежка», растянувшийся на шесть сезонов, создавался на волне повышенного интереса российских зрителей к хоккею после того триумфа. В любительских молодежных клубах переплетаются судьбы хоккейной и околохоккейной общины. На пути в профессиональный спорт подростки конфликтуют, любят, переживают. Зритель вместе с постепенно взрослеющими игроками смотрит на продажных судей, взятки, подставы с самых неожиданных сторон, богатых родителей других игроков. С каждым новым сезоном персонажи меняются, однако ребята все равно остаются немного теми подростками со своими привычками, грешками и слабостями.
Конец ***ого мира (2017)
Болезненные травмы взросления запросто могут стать основой сюжета для подросткового роуд-муви с налетом черного юмора. Мать 17-летнего Джейса страдает от депрессии и решает покончить собой. Отец погружается в траур, а сын понимает, что он бесчувственный психопат. В поисках границ ненормальности юноша убивает животных, а затем решает заняться поиском жертвы среди людей. Выбор падает на девочку Алису, новенькую в школе, чьи родители расстались и благополучно забыли о дочери. Девочка становится сообщницей юноши-психопата. Подобно Бонни и Клайд, отвергнутые родителями подростки совершают преступление за преступлением. Создатели сериала сознательно нарушили нормы классического телевизионного формата: каждая серия длится в среднем 20 минут, ничуть не уступая по насыщенности типичной продолжительности в час-полтора.
Половое воспитание (2019)
Подростковая тревога юноши по имени Отис по поводу своего тела усиливается совместным проживанием с матерью-сексопатологом, которая любит эротическое искусство и не ощущает личных границ сына. Обсуждая неудобные вопросы о сексе с одноклассниками, девственник Отис будто бы транслирует поведение матери: он дает советы, за которые его благодарят. Предприимчивая одноклассница Мейв убеждает Отиса начать консультировать учащихся школы за деньги. Увлекательная комедия с чутким и непредвзятым взглядом на подростков, которые ищут свое место в мире через призму сексуальной идентичности.
Эйфория (2019)
Откровенный сериал о наркозависимых подростках, спродюсированный рэпером Дрейком. Главную роль исполнила Зендая Коулман, известная по диснеевскому шоу «Танцевальная лихорадка». Наглядное доказательство того, что с начала 2000-х подростковая этика в кино заметно поменялась, а границы допустимого – расширились. Пьяные вечеринки никого не удивляют, а культ потери девственности исчерпал себя. Зрителю честно показывают, что психические расстройства, селфхарм и изнасилования в подростковой среде стали печальной данностью. При этом противоречивые эмоции и непонимание окружающих никуда не исчезли. Кадры драмы в стиле нуар ожидаемо заполонили соцсети: визуальный ряд достоин особой похвалы.