«Рукописи Ахматовой стоят дороже квартиры»: Астахов о похищенном архиве Баталова
72-летняя Наталья Дрожжина и 73-летний Михаил Цивин обвиняются в мошенничестве. Актриса и ее муж-юрист вывезли из квартиры вдовы и дочери Алексея Баталова уникальные документы.
Супруги всеми доступными средствами пытаются «замять» уголовное дело и помириться с семьей покойного актера фильма «Москва слезам не верит». Дрожжина и Цивин признали свои ошибки, они заявили, что готовы вернуть имущество и деньги 85-летней Гитане Леонтенко и 52-летней Марии Баталовой. Речь идет об 1/3 доли в 4-комнатной квартире по улице Серафимовича, нежилом помещении там же и квартире по 1-му Самотечному переулку, которые перешли от Марии Баталовой в собственность Натальи Дрожжиной по договору ренты.
Адвокат Павел Астахов, который представляет интересы вдовы и дочери артиста, ушедшего из жизни три года назад, иронично отнесся к раскаянию Натальи и Михаила. Он отметил, что они пошли на это только после того, как были признаны обвиняемыми. Пока Дрожжина и Цивин выступали свидетелями в уголовном деле по факту мошенничества, они сохраняли спокойствие и не торопились идти на мировую.
По словам Астахова, супруги попытались перетянуть на свою сторону Надежду – дочь Баталова от первого брака. Однако она не имеет отношения к этому имуществу. Алексей Владимирович всё завещал младшей дочери Маше, которая страдает ДЦП. К чести Надежды, у нее нет имущественных претензий к Гитане и Марии.
Когда переговоры с Дрожжиной и Цивиным не дали результата, вдова артиста обратилась к Никите Михалкову. Режиссер пообещал разобраться и попросил подключиться к делу Астахова. Только когда над супругами нависла реальная угроза уголовного дела, они обратились к Анатолию Кучерене и предложили примирительную процедуру.
«Они долго отказывались расторгать договор и возвращать имущество. Своими действиями они оскорбляли, унижали Гитану Аркадьевну и Машу, забрали их деньги», — заметил Астахов.
По словам правозащитника, следователи оценили ущерб, нанесенный Баталовым, в 37 миллионов рублей. Сейчас подписать примирительное соглашение стороны уже не могут, поскольку по решению суда Цивину и Дрожжиной запрещено общаться с потерпевшими. «Примирение уже невозможно. Закон не позволяет. Их обвиняют по серьезной статье – мошенничество в особо крупном размере», — пояснил Павел.
Юрист также заявил, что Гитане Аркадьевне и Марии Алексеевне хамили, грубили, их запугивали. «Зачем надо было угрожать Маше? Она мне пишет: "Павел Алексеевич, вот сейчас всё закончится, их накажут, а через пару лет они опять придут и нам отомстят". Маша – инвалид детства с тяжелой формой ДЦП. Как можно ее запугивать!? Где совесть у этих людей?» — возмутился Астахов.
30 октября в квартире Цивина и Дрожжиной прошел обыск. У них изъяли пять пакетов с архивами Алексея Баталова. Среди бумаг оказались рукописи Анны Ахматовой. Следствие выясняет, на каком основании семейные реликвии народного артиста оказались у посторонних. «Думаю, что на аукционе они стоят дороже, чем четырехкомнатная квартира Баталовых на улице Серафимовича», — цитирует «КП» защитника Баталовых.
Павел пояснил, что супруги постелили в квартире Баталовых дешевый ламинат. Под предлогом ремонта они вытряхнули все шкафы. У вдовы и дочери артиста из документов остались только паспорта. «Цивин вывез архив, все документы и доверенности. У него не было на это права», — заметил юрист.
По словам экспертов, всё, что связано с творчеством и частной жизнью Ахматовой, высоко ценится среди коллекционеров. Так, редкий экземпляр сборника стихов поэтессы ушел на аукционе за 2 миллиона рублей. За 1 миллион рублей купили книгу с автографом Анны Андреевны. За 7 миллионов рублей была продана записная книжка Ахматовой. На внутренней стороне обложки находились экслибрис Виктора Ардова (отчим Алексея Баталова) и ее дарственная надпись: «Виктору Ардову — не поэту, но человеку, собравшему мои "дела и дни" воедино, невзирая на ремонт. Ордынка, Москва, 4 апреля 1959 г.». Ахматова часто останавливалась у них в доме.
«Очень ценятся фото из так называемого семейного альбома: знаменитости в домашней обстановке, в кругу семьи, друзей. Ранние рукописи могут стоить миллионы, как и ранние фотографии Ахматовой. Анна Андреевна была очень дружна с матерью Алексея Баталова — актрисой Ниной Ольшевской. Содержание их переписки может быть очень личным, вряд ли две женщины обсуждали политику. Всё, что касается личных, интимных вещей, это всегда интересно. И это стоит дорого», — отметил директор аукционного дома «Литфонд» и коллекционер Сергей Бурмистров.
Наталья Дрожжина и Михаил Цивин разработали схему, которая принесла им большой доход. В собственности супругов числились 18 квартир в Москве. Вдова Николая Караченцева эмоционально высказалась о предательстве актрисы и ее мужа.