Гонорар вместо договора: Александра Захарова проиграла суд за спектакли отца
Суд поставил точку в конфликте 60-летней Александры Захаровой и театра «Ленком». Актриса не смогла отстоять права на несколько постановок.
Конфликт актрисы фильма «Мастер и Маргарита» с театром затянулся на 10 месяцев. В декабре пошлого года Александра Марковна подала в суд на продюсеров «Ленкома». Причиной спора стали спектакли ее отца, режиссера Марка Захарова: «Шут Балакирев», «Королевские игры», «Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва». Дочь бывшего главы «Ленкома» посчитала, что права на постановки должны принадлежать ей.
В Российском авторском обществе не удалось найти документы, подтверждающие права Марка Захарова. Он туда ни разу не обращался, не требовал выплат авторских отчислений, не делал заявлений и ни на что не претендовал. Ни на спектакли, ни на инсценировки.
Понятно, что режиссеры являются авторами спектаклей. Однако требуются соответствующие бумаги, чтобы это подтвердить юридически. Марк Анатольевич, как стало известно в Тверском суде, единовременно получал достаточную сумму за свой труд. Так, Захаров, будучи худруком, выписал себе вознаграждение в размере 4-х должностных окладов за постановку спектакля «Поминальная молитва».
Истец и ответчик долго объясняли друг другу разницу между инсценировкой и постановкой спектакля, что предоставляет авторские права, а что только смешанные. Стороны всё анализировали, но к единому мнению не пришли.
Договоры на постановку спектаклей, заключенные между Захаровым и «Ленкомом», не нашлись. Их нет у обеих сторон. Документы о передаче лицензионных прав также отсутствуют. Есть только трудовой договор Марка Анатольевича. В результате Тверской суд 4 октября отказал Александре Марковне в удовлетворении иска. Авторские права на спектакли отца ей не достались, сообщает «КП».
Вместе с тем, артистка рассказала, что рядом с «Ленкомом» ощущает духовный подъем. Александра видит в этом заслугу отца. Марка Анатольевича не стало в 2019 году. Кинодива рассказала о случае, который приняла за знак свыше.
«Когда отца не стало, его профиль вдруг появился напротив театра. Это граффити возникло как будто по волшебству — ниоткуда, за одну ночь. "Обыкновенное чудо", — сказала я себе тогда, хотя, разумеется, оно было рукотворным, его сделали молодые актеры "Ленкома"; я это восприняла как знак свыше. Как будто отец проявился, чтобы оставаться рядом и приглядывать за театром, которому посвятил почти полвека жизни», — сказала Захарова изданию Moskvichmag.