Юлия Пересильд: «"Императрицы" разрушили миф о том, что только мужчины могут управлять государством»
Юлия Пересильд — уникальная актриса российского кино, которая в перерывах между постоянными съемками, спектаклями в столичных театрах и гастролями успела слетать в космос — правда, тоже для съемок фильма, «Вызова» Клима Шипенко. Все ее персонажи очень разные — современные женщины в поисках любви, военные летчицы, литературные героини — а теперь она сыграла и императрицу Елизавету Петровну в ленте «Императрицы» Андрея Кравчука, который вышел в широкий прокат 26 октября. О его съемках, опыте погружения в исторический контекст и отношении к легендарной императрице актриса рассказала в эксклюзивном интервью VOICE.
— Юлия, «Императрицы» стал первым художественно-документальным фильмом в вашей карьере. Почему ранее вы не снимались в таком кино?
— «Императрицы» — всего лишь второй подобного рода фильм в истории российского кино. До этого был «Петр I: Последний царь и первый император», снятый также под руководством Андрея Кравчука. Я немного боялась этого нового для себя формата кино. Но сейчас, посмотрев его, понимаю, что в наше время это очень нужное и важное кино. Искренне надеюсь, что фильм «Императрицы» станет для молодежи хорошим примером с точки зрения контента и помощником в уроках истории.
— Когда вам предложили роль Елизаветы Петровны, вы долго думали?
— Я сомневалась по одной причине – сроки подготовки, которые оказались очень короткими. Но одна встреча с режиссером Андреем Юрьевичем Кравчуком полностью развеяла мои страхи и сомнения. Он обладает большим багажом знаний именно этого исторического периода, в особенности правления Елизаветы Петровны. В тот момент я поняла, что это нас спасет, и мы начали безостановочно разговаривать, обсуждать, сочинять, и уже через пару недель после общения и изучения мне было достаточно информации, чтобы сыграть эту роль. Безумно рада, что получилось свести наши графики, и я смогла по-настоящему вложиться силами и энергиями в роль Елизаветы Петровны.
— Каковы ваши впечатления от этих съемок, что не понравилось?
— Надо сказать, что нам повезло с командой: все они мега-профессионалы своего дела. Отдельно хочу отметить «Arabic Greek» –- осветители, операторы, фокусники, камеромены – с ними мы когда-то уже пересекались на съемках фильма «Золотая Орда». Несмотря на то, что это молодые ребята, они мощные и хорошо понимают, что такое кинопроизводство. В случае с «Императрицами» у нас была потрясающая команда художников и по гриму, и по костюму, и по декорациям. Нам еще и повезло с продюсерской командой, так как часть нашего фильма снималась в Екатерининском дворце Санкт-Петербурга – это требовало особого профессионализма. Мы не сдерживали себя в творческом плане, поэтому я не знаю, что мне могло бы не понравиться в этом проекте.
— Насколько сложной оказалась для вас роль Елизаветы Петровны?
Елизавета Петровна – конечно, интересный персонаж, потому что с одной стороны это женщина, которая испытывала страсть не только к моде (в ее коллекции было более 19 тысяч платьев, 4 тысячи из которых сгорело), но и к театру и искусству. Благодаря ей начали свое существование театр в том виде, в котором видим мы сейчас, и Академия Художеств. С другой стороны – Елизавета Петровна выиграла две войны, но тут другой вопрос, что она этого не хотела: перед вступлением на престол, а точнее перед взятием престола с помощью гвардейцев, которые верили в Елизавету и хотели, чтобы дочь Петра I взошла на престол – она дала клятву, что кровь не прольется. Еще один интересный факт во время правления Елизаветы Петровны – отмена смертной казни.
Самое трудное в съемках этого проекта было само погружение в роль, потому что сам процесс очень долгий и эмоционально тяжелый. Вот когда ты уже полностью в него погрузился, тогда чувствуешь легкость на душе. Помимо этого, погружение требует большого количества информации и с точки зрения фактов, и с точки зрения психо-эмоциональной информации. Андрей Юрьевич Кравчук рассказа мне, что Елизавета Петровна была верующей и часто ходила пешком из Петербурга в монастырь. Она шла 10 км, уставала, после чего за ней приезжала карета и отвозила ее обратно во дворец, где она принимала душ и отдыхала. Спустя какое-то время карета отвозила ее до того места, докуда она дошла и шла дальше. Вот из таких маленьких бриллиантовых эмоциональных историй Елизаветы Петровны можно было сложить воедино жизнь императрицы. В этом и заключается основная трудность – собрать всё по кусочкам.
— Вы играли в пышном платье и в парике с высокой прической. В таком наряде трудно было проводить длительное время на съемках?
— Вы знаете, платья, корсеты, парики – это не в современной одежде ходить, а тем более сниматься. Тут хочется отметить, что съемочный процесс и 12-часовой съемочный день – это всегда трудно. Я никогда не надевала такие платья в кадре. Наша художница Катя Шапкайц сшила 15 потрясающих платьев, а художница по гриму Таня сделала из меня красотку того времени. Мне было любопытно побывать в этом образе.
— Есть любопытное сравнение: «Если рассматривать государство как поезд, а каждого правителя — как вагон, то Елизавета была бы вагоном-рестораном». Как вы думаете, по какой причине возник такой образ?
— Эту фразу сказал нашему режиссеру историк Евгений Викторович Анисимов. Такая прекрасная метафора стала для меня одним из тех бриллиантов, о которых я и сказала. Например, когда тебе говорят, что Елизавета Петровна – это вагон-ресторан, я интуитивно понимаю, что надо играть, что проживать, что чувствовать. Кстати, хочу привести в пример историю Марка Захарова, которому в этом году исполнилось бы 90 лет: во время репетиций в Театре Ленком его спросили: «Как сейчас прошла актриса?» — на что он ответил: «Прошла, как ветка сирени взмахнула». Каждый артист по-разному ищет то, что тебе нужно сказать, чтобы ты всё правильно сыграл. Лично для меня важны метафоры, они помогают в реализации роли. Именно поэтому, когда тебе говорят, что она вагон-ресторан – это означает: шумно, красиво, ярко, и все туда хотят.
— В истории нашей страны были четыре правительницы-императрицы — Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II Великая. Кто из них кажется лично вам самой яркой женщиной? Кого бы вы хотели еще сыграть?
— Среди этих прекрасных женщин, которых вы описали, мне не предлагали сыграть только Анну Иоанновну, а всех остальных предлагали. Дело не в том, что я не хотела их сыграть, просто так получилось. В моей жизни появилась Елизавета Петровна, и теперь надо остановиться.
— После смерти Екатерины II Россией правят только мужчины. Как, на ваш взгляд, в фильме «Императрицы» показаны отличия мужского и женского царствования?
— Спасибо за этот вопрос, он на самом деле важный. «Императрицы» – это не только про Елизавету Петровну, но и Анну Леопольдовну, и Анну Иоанновну, и Екатерину I. Наверное, самое главное – первый большой период времени после Петра I, когда страной управляли женщины. Лично для меня этот исторический период выглядит обнадеживающе, и все истории о том, что только мужчина может управлять государством, этим примером разрушаются. Надо сказать, что во время правления патриархальной страной были завоеваны территории, и, помимо этого, Елизавета Петровна много что сделала во время своего правления. Она должное внимание уделяла правам человека, образованию, красоте, в том числе и мужчинам: Елизавета Петровна очень уважала гвардейцев и максимально старалась улучшить их условия жизни. В тот момент, когда появился театр, первыми, кто там начали выступать, были мужчины. Поэтому тут ни в коем случае не наблюдается притеснение полов. Мой главный вывод из всего этого – не всегда принципиально, женщина или мужчина, всё зависит от личности: способна ли она вставать во главу или нет.
— Ваша дочь Мария сыграла Елизавету Петровну в детстве. Чья была идея пригласить ее на эту роль? Волновались ли вы за то, как она справится? Как помогали ей на площадке?
— Да, Маша сыграла меня маленькую: у нее есть несколько сцен в нашем фильме. Маша даже нарисована в мультике, что для меня очень трогательно — видеть своего ребенка, нарисованного в анимации. Андрей Юрьевич захотел снять Машу в фильме «Императрицы» после того, как кастинг-директор Кристина Учуваткина предложила мою дочь для этой роли. Мы действительно с Машей очень похожи, и это, наверное, она одна из причин, почему ее позвали. После этого, конечно, были назначены пробы с Машей как с актрисой. Я не присутствовала на ее пробах — это очень важная для нас договоренность: всё, что касается кино или театра — это профессиональная сфера, и, несмотря на то, что они дети, я не хотела бы превращать это в семейные радости. У меня принципиальная позиция в этом плане, и тому пример, что я не приезжала во время ее съемочного процесса. Единственное, что я сделала – это спросила у нее: нужна ли ее помощь в разборе героини, на что она мне сказала: «Мама, там прекрасный режиссер. Он очень умный, и твоя помощь мне не нужна».
— Как сказались съемки в фильме «Императрицы» на вашем характере и жизни в целом? Ваши родные и близкие заметили какие-то изменения?
— После космоса я стала более устойчиво относиться к изменениям в роли. Например, в кадре ты можешь быть императрицей, но важно отдавать себе отчет, что дома ты просто обычная женщина, которой нужно вести домашнее хозяйство, смотреть родительские чаты, платить квартплату и т.д. Это звучит не так романтично, но я очень люблю за это свою профессию, потому что, в первую очередь, я обычная женщина, которая может поближе познакомиться и пообщаться со своими зрителями, и понять, что им нравится. Но при этом я могу врываться в мир кино и театра, и уходить там в отрыв. Это две смежные сферы, которые в одно время пересекаются, а в другое – их очень важно и нужно разделять, потому что проснуться утром и сказать, что я не пойду гулять с собакой, потому что я теперь императрица – это уже клиника, и от этого нужно избавляться.