«Золотой орел-2022»: интриги и лауреаты главной российской кинопремии

Мария Лемешева, главный редактор журнала «КиноРепортер». Фотограф:
Мария Лемешева, главный редактор журнала «КиноРепортер». Фотограф: Геннадий Авраменко
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Киноэксперт, основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева специально для VOICE отметила наиболее значимые события 20-й церемонии вручения российской национальной кинематографической премии «Золотой орел».

Юбилейное награждение проходило в год заметных успехов российского кино. Фавориты «Золотого орла-2022» покорили и приятно удивили не только зрителей внутри нашей страны, но и иностранную аудиторию. Российские актеры и актрисы пробовали свои силы в новых глубоких ролях, в кино пришли молодые режиссеры, чьи работы сразу наделали много шума. Отечественный видеостриминг вырос и окреп, выпуская все больше качественного оригинального контента, а телеканалы нацелились на исторические сюжеты в сериалах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За звание лучшего фильма боролись пять картин: «Иван Денисович» (реж. Глеб Панфилов), «Капитан Волконогов бежал» (реж. Наталья Меркулова и Алексей Чупов), «Огонь» (реж. Алексей Нужный), «Серебряные коньки» (реж. Алексей Локшин) и «Уроки фарси» (реж. Вадим Перельман). Последний оказался самым кассовым российским фильмом в мировом кинопрокате-2021, заработав $6,1 млн, что для артхаусного кино весьма солидный результат. Именно эти пять картин стали трендсеттерами в минувшем году.

Актеры Юра Борисов, Филипп Янковский и Константин Хабенский персонализировали образ зарубежных успехов российского кино. Фантасмагорический триллер-погоня «Капитан Волконогов бежал», где Юра Борисов сыграл попавшего под репрессии чекиста, боролся за главный приз Венецианского кинофестиваля. Кроме того, молодой актер, которому только в этом году исполнится 30 лет, блистал в российско-финском фильме «Купе номер шесть», взявшем Гран-при в Каннах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Филипп Янковский выиграл приз независимых кинокритиков Boccalino d'Oro за исполнение главной роли в экранизации Александра Солженицына на престижном международном фестивале в швейцарском Локарно. А сейчас он претендовал сразу на двух «Орлов» – за главные роли в «Иване Денисовиче» и сериале «Контейнер» (номинация «Лучшая мужская роль на телевидении»).

Константин Хабенский стал лицом кассового блокбастера «Огонь» (сборы в России и СНГ составили почти миллиард рублей), вернувшего российского зрителя в кинозалы после послабления ковидных ограничений и успешно проданного для показа в США, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Корее, Тайване, странах Латинской Америки, Испании, Германии и других немецкоговорящих государствах Европы. Эти три великолепных и разноплановых актера стали конкурентами в борьбе за победу в номинации «Лучшая мужская роль в кино».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге «Золотого орла» первый раз за свою кинокарьеру получил Филипп Янковский.

Национальная академия кинематографических искусств и наук России, отбирающая участников и лауреатов «Золотого орла», ввела новую номинацию – «Лучший сериал онлайн-платформ». В течение последних трех лет зрительская аудитория видеостриминга в России совершила большой скачок. Это произошло не только за счет внезапно случившейся пандемии и локдаунов, но и благодаря качественному оригинальному контенту, который производят сами онлайн-кинотеатры.

Следуя этому кинотренду, академики выделили сериалы видеостриминга в отдельный киножанр со своими особенностями стиля, выбора тем, развития сюжетов и подачи материала. Безусловно, стриминг – не просто способ просмотра видеоконтента, а отдельная кинематографическая субкультура, тесно связанная с телесериалами и полным метром, но дарящая широкой аудитории новые впечатления, которые не всегда можно получить на ТВ и в кинозале. Первым лауреатом в новой номинации «Золотого орла» стал проект «Вертинский» онлайн-кинотеатра KION. Режиссером сериала выступила Авдотья Смирнова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интрига номинации «Лучшая женская роль в кино» состояла в том, получит ли Анна Михалкова свой юбилейный пятый «Золотой орел». За последние 15 лет актриса сыграла множество разнообразных и ярких ролей в полном метре и сериалах: «Связь», «Любовь с акцентом», «Обычная женщина», «Шторм». Теперь настала очередь провокационной социальной драмы «Дело», где Анна воплотила на экране образ адвоката главного героя, обвиняющего мэра в коррупции. Ей противостояли народная артистка России Мария Аронова, составившая убойный дуэт с Сергеем Буруновым в фантастической комедии «Пара из будущего», и Ирина Старшенбаум, сыгравшая в пронзительной и трагической драме «Общага». «Золотой орел» был вручен Народной артистке России Марии Ароновой – второй в ее коллекции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Премию за вклад в российский кинематограф получил выдающийся актер Сергей Шакуров, отпраздновавший в этом году 80-летний юбилей.

Интересную тенденцию выявила номинация «Лучший телевизионный сериал» – все представленные проекты повествуют о российской истории. Сериал «Грозный» конкурировал с экранизацией романа Захара Прилепина «Обитель», действие которого происходит в Соловецком лагере 1920-х годов, и «Седьмой симфонией» о репетициях и исполнении бессмертного сочинения Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. Лауреатом «Золотого орла» стала «Седьмая симфония» режиссера Александра Котта.

Номинация «Лучшая режиссерская работа» стала соревнованием старой и новой школы. Живому классику советского и российского кино Глебу Панфилову с экранизацией Александра Солженицына «Иван Денисович» противостояла молодежь: Михаил Локшин, дебютировавший в полном метре с «Серебряными коньками», а также тандем Натальи Меркуловой и Алексея Чупова с дерзким фестивальным триллером «Капитан Волконогов бежал». Победил мэтр нашего кино – Глеб Панфилов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В номинации «Лучший сценарий» победил Роман Кантор с фильмом «Серебряные коньки».

И наконец, триумфатором 20-й церемонии вручения стала приключенческая драма «Серебряные коньки», победившая в пяти номинациях и признанная лучшим фильмом. Это первый российский полнометражный фильм, права на показ которого приобрела стриминговая платформа Netflix. Кинодебют режиссера Михаила Локшина занял пятое место в рейтинге самых просматриваемых фильмов года в популярном онлайн-кинотеатре. Это переполненная приключениями любовная история парня и девушки из слишком разных сословий. Создатели фильма перенесли зрителя в Петербург на рубеже XIX и XX веков благодаря визуальным эффектам.

Масштабные панорамы дореволюционной столицы были воссозданы вокруг заполненного людьми катка, съемки которого проходили в павильоне на фоне гигантского хромакея. Настолько убедительных экранных перемещений во времени не встречалось в нашем кино со времен «Сибирского цирюльника», когда у аудитории не было ни малейшего сомнения, что она погрузилась в атмосферу конца XIX века. Авторы смогли превратить любовный сюжет в киносказку, хотя в фильме нет ничего волшебного или сверхъестественного, – настолько эстетично и магически правдоподобно выглядит картина зимнего Петербурга и его обитателей на самом пороге 1900 года.

«Золотой орел» отметил наградами фильмы и сериалы, которым удалось громко заявить о себе на международном уровне и составить конкуренцию иностранным проектам в борьбе за зрительское внимание и восторженные отзывы кинокритиков по всему миру.