Эмилия Вишневская о том, сколько стоит открыть свой бренд и что нужно для успеха
Мода – это искусство или бизнес?
Мода совмещает в себе эти два понятия. Можно с уверенностью сказать, что мода – это искусство, которое точно так же неразрывно связано с историей человечества, как архитектура и предметы интерьера. Через свойства тканей, фасоны и цветовую палитру дизайнер передает свой посыл внешнему миру, как художник через холст и краски.
Когда мастерство кутюрье достигает совершенства, его творения готовы не только носить или созерцать на подиумах, но и выставлять в музеях, и ни у кого не возникает сомнения в том, что им там самое место.
Однако, мода – это очень востребованное искусство, причем как для души, так и для тела, в прямом смысле этого слова. Посредством одежды самовыражается не только дизайнер, но и покупатель, который с помощью наряда хочет подчеркнуть внешность, статус, настроение, удовлетворить свои эстетические потребности. А где есть спрос, всегда рождается предложение – и здесь уже можно говорить о моде, как о бизнесе.
Красивая одежда была и будет востребована всегда, именно поэтому индустрия моды – это самостоятельный сектор в экономике, который в таких странах, как Италия, Франция и США имеет обороты в миллиарды долларов и приносит в казну весомый вклад в виде налоговых отчислений.
Почему вы выбрали модный бизнес? Как пришла идея заниматься проблемами начинающих дизайнеров?
Я была близка к этой теме с детства – с того времени, как мама работала байером и привозила из Европы вещи, которые в нашей стране в эпоху 90-х могли себе позволить только звезды шоу-бизнеса.
В 16 лет я уехала работать фотомоделью во Францию, где сотрудничала со многими европейскими дизайнерами, видела их подход к делу. Постепенно багаж знаний пополнялся, с ним же росло желание перейти от демонстрации одежды к ее созданию. Моя первая коллекция нижнего белья была выпущена в 2011 году – с этого момента берет начало бренд нижнего белья и купальников EMIVI.
Идея заниматься проблемами начинающих дизайнеров – это логичное продолжение пути после успешного развития собственной марки одежды. Мною был получен колоссальный опыт, и появилось желание его применить в таком ключе, чтобы кому-то, кто окажется в начале своего творческого пути, было уже легче, чем мне когда-то.
Когда я только начинала создавать свои первые коллекции, приходилось по крупицам собирать все необходимое: искать швей и конструкторов лекал, умеющих работать с кружевом, ездить на профессиональные ярмарки в поисках поставщиков тканей и фурнитуры, убеждать их работать с моей компанией, несмотря на небольшие объемы заказов.
Прибавим сюда вопросы кредитования под развитие бизнеса, поиск производственной площадки, продвижение коллекций на выставках и в СМИ, открытие корнеров, в том числе в ЦУМе и ДЛТ, партнерство с крупнейшими онлайн-ритейлерами. Это неимоверный труд и упорство, которого хватает далеко не всем, даже самым талантливым дизайнерам.
А теперь представьте ситуацию, что начинающему дизайнеру не надо «придумывать велосипед» по развитию собственного бизнеса. Он просто приходит в некую организацию, назовем ее «Центр легкой промышленности и дизайна», и получает комплексную поддержку: начиная от консультации по вопросам оформления юр.лица и аренды производственных мощностей, и до продвижения готовых коллекций на собственной неделе моды Центра и других мероприятиях. На сегодняшний день мной открыты и успешно развиваются два фэшн-кластера, в которых частично отработаны те принципы, которые пойдут в основу Центра легкой промышленности и дизайна.
Разница только в том, что масштабы будут в разы больше – это площадка порядка 3000 кв.м., на которой будет свой производственный цех, шоу-румы, пространство для всевозможных коллабораций и фэшн-мероприятий. Такая творческая среда даст серьезный толчок росту дизайнерской активности и развитию отрасли легкой промышленности в целом, как это когда-то случилось с Нью-Йоркским SOHO. Это моя большая цель на ближайшие несколько лет.
Главные факторы, необходимые для коммерческого успеха дизайнера.
Дизайнер должен хорошо чувствовать свою целевую аудиторию, понимать, что он не просто шьет то, что ему хочется, а видеть проблемы своих покупателей, и знать, как их решить.
Приведу пример из личного опыта: на момент развития марки нижнего белья EMIVI в России не было никого, кто бы отшивал белье по индивидуальным лекалам из материалов премиум-класса, и в котором было бы не стыдно сняться для глянца.
Я много общалась с фотографами и редакторами мужских журналов и не раз слышала от них, что найти достойный комплект белья для фотосъемки – это целая проблема. Я их услышала и создала несколько коллекций в нужном формате, после чего в нарядах от EMIVI на станицах модных изданий появились Елена Подкаминская, Лукерья Ильяшенко, Анастасия Ивлеева и другие звездные красотки.
Какая сумма нужна для стартапа, чтобы открыть свой бренд?
Я брала на открытие своего первого ателье в 2014 году кредит в 4 миллиона рублей. На эти деньги было снято в аренду помещение, сделан ремонт, наняты сотрудники, отшивались коллекции – у меня к тому времени была собрана часть коллектива, уже имелись лекала, поставщики, первые клиенты, и работа пошла практически сходу.
Быстрый старт случился потому, что к нему все было готово, так как первая коллекция была выпущена еще в 2011 году, и с тех пор я постепенно нарабатывала базу под открытие своего ателье.
Если у начинающего дизайнера кроме желания и умения шить/конструировать ничего нет, советую начать с тестовых коллекций, которые можно отдать отшивать под разовый заказ на каком-то действующем производстве или в экспериментальное ателье.
Отшитую коллекцию нужно показать как можно шире – на каком-то, пусть даже местного значения, показе мод, в социальных сетях, на ярмарках, чтобы отследить интерес покупателей и собрать первые заказы.
На это понадобится сумма в 10-15 раз меньше, чем на запуск собственного производства. Если почувствуете, что интерес к вашим нарядам есть, можно постепенно наращивать обороты, думать о том, чтобы брать кредиты под развитие бизнеса.
Онлайн или оффлайн продажи? Что перспективнее?
Необходимо и то, и другое: онлайн-продвижение быстрее и дешевле, с большим охватом покупателей, но одежда – это тот товар, который люди привыкли мерить, либо же шить на заказ, а значит, без классического шоу-рума, корнера или ателье не обойтись.
Какой рынок коммерчески привлекательнее для дизайнеров: российский или западный?
Если смотреть данные Eurostat по распределению объемов розничных продаж модных товаров, то лидируют страны Азиатско-тихоокеанского региона, Северная Америка и Западная Европа – эти рынки для любого дизайнера наиболее интересны.
Однако, на них пробиться намного сложнее: высокая конкуренция, большие затраты на продвижение, также нужно знать особенности покупательского интереса.
Мой совет – начинать развитие с российского рынка и завоевывать покупателей высоким качеством материалов и пошива, хорошими дизайнерскими решениями и качественным сервисом. Так вы сможете получить больше опыта и шансов на укрепление своих позиций, как востребованного, интенсивно развивающегося бренда.
Русские или иностранные дизайнеры?
Талантливых дизайнеров хватает и у нас, и за рубежом, однако сравнивать их сейчас я бы не стала, поскольку условия развития сильно разнятся не в пользу наших. Именно этот вопрос я и хочу хотя бы отчасти решить с помощью открытия Центра легкой промышленности и дизайна.
Три основных проблемы индустрии моды.
Если говорить про российскую индустрию моды, то это отсутствие поддержки начинающих дизайнеров со стороны государства, низкий уровень кредитования малого предпринимательства, отсутствие льгот и налоговых послаблений, недостаточное количество качественных тканей и фурнитуры российского производства, ухудшение кадрового обеспечения отрасли и устаревший производственный парк и вдобавок к этому низкий объем инвестиций в развитие отрасли.
Что вы хотели бы изменить в индустрии?
Очень многое: важно показать как российским покупателям, так и иностранным, что наши дизайнеры способны производить качественную красивую одежду.
Хочется изменить в сознании наших граждан установку, что все самое лучшее обязательно должно быть импортным – это отношение воспитывалось в людях десятилетиями во времена СССР и после его распада, настало время рушить стереотипы.
Выгодно ли инвестировать в моду?
Я занимаюсь этим уже 4 года – с момента открытия первого фэшн-кластера, и планирую продолжать вкладывать деньги, силы и время с развитие российской отрасли моды и дизайна, так как вижу в этом большие перспективы.