Женщины в кино: победа феминизма?
Меньше, да лучше
Ученые не меньше нас с тобой интересуются тем, что происходит на больших экранах. Более того, они всерьез беспокоятся о положении женщин в Голливуде. Судя по их последним исследованиям, пора бить тревогу. В съемочных командах 250 самых кассовых фильмов прошлого года было только 16% женщин — это самый низкий показатель за последние 15 лет. И хотя с голыми цифрами не поспоришь, все же есть основания смотреть на ситуацию под другим углом. Женщин в кино и вправду мало, но зато какие это женщины. Для начала назовем, пожалуй, Дженнифер Лоуренс, Сандру Баллок, Энн Хэтэуэй, и все три — обладательницы премии «Оскар».
Их имена не наводят на мысли о хрупких и беззащитных существах, которые добились высот в профессии благодаря милому личику. Они берут неоспоримым талантом, силой характера, чувством юмора и способностью к самоиронии. И, сами того не замечая, меняют расстановку сил в мире кино, укрепляют позиции женщин и говорят свое веское слово. Женщины работают на качество, за которым, надеемся, последует и количество, о котором сейчас так сетуют ученые, ведь у тех, кто только подумывает вступить в ряды тружеников «фабрики грез», за последнее время появилось так много образцов для подражания.
Эволюция феминизма
Не вдруг женщины стали показывать свою силу в мире кино. Еще в 70-е годы в индустрию начал проникать феминизм; 80-е отличались высокой активностью женщин-режиссеров, женщин-продюсеров, женщин-операторов. В 1972 году на прилавках магазинов в Лос-Анджелесе появился первый в истории феминистский журнал о кино Women&Film, начали возникать организации, призванные всячески поддерживать женские инициативы в кино, как, например, существующая до сих пор Women Make Movies, стали проводиться конференции вроде Women and the Silent Screen. Тогда внимание впервые обратили на то, что в кино, оказывается, работает немало женщин, выдающихся, талантливых, способных на многое. Можно ли считать последние годы новой волной подъема феминистского движения в этой сфере искусства? Пожалуй, да. Доказательства не заставляют себя ждать и появляются едва ли не каждый день, дополняя друг друга. Новозеландский режиссер Джейн Кэмпион, чуть более 20 лет назад получившая «Золотую пальмовую ветвь» за драму «Пианино», была объявлена председателем жюри Каннского кинофестиваля — 2014. Это громкое событие, если учитывать, что только в последнее время жюри основного конкурса стали все чаще возглавлять женщины.
Во время объявления номинантов на премию «Оскар» 2014 года мы могли вспомнить о том, что нынешний президент Американской академии киноискусств Шерил Бун Айзекс (она называла претендентов на «Оскар» вместе с Крисом Хемсвортом) в августе прошлого года стала первой женщиной, которая за последние 30 лет возглавила эту организацию.
«Оскар» для дам
Кстати, об «Оскаре». Среди номинанток — как раз те актрисы, которым мы в общем-то и обязаны возрождением феминистского движения в кино. Во второй раз за свою карьеру эту награду может получить Сандра Баллок, которая в новом фильме «Гравитация» оставила в тени пропавшего в космосе Джорджа Клуни и вытянула на себе весь напряженный сюжет картины. Сандру любят за смешные и милые образы в комедиях вроде «Мисс Конгениальность» и «Предложение», но мэтры все же видят, что у нее истинный дар к драматическим ролям (драма «Невидимая сторона» и помогла ей завоевать первый «Оскар»).
Дженнифер Лоуренс, которой всего-то 23 года, вновь претендует на «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за фильм «Афера по-американски». В прошлом году она победила в этой же категории за роль в ленте «Мой парень — псих» и с тех пор пережила еще одну волну славы, за год показав, что женщина в Голливуде может быть непосредственной, смешной, естественной и дружелюбной, не иметь ничего общего с понятием «звездная болезнь» и за счет всего этого считаться едва ли не эталоном для прекрасной половины общества. К заслугам Дженнифер в укреплении роли женщины в мире кино можно отнести и успех франшизы «Голодные игры». Их вторая часть была одним из самых ожидаемых фильмов года и в мировом прокате собрала более $800 миллионов, а такая касса для фантастического триллера с женщиной в качестве главной героини — это прецедент.
Наконец, нельзя не сказать о 30-летней Люпите Нионго, номинантке на «Оскар» в той же категории, что и Дженнифер. Она за считаные недели взлетела на вершину славы и своим примером показала, что достичь головокружительных успехов можно и в том случае, если прийти к актерству в зрелом возрасте, а не будучи девочкой. Кроме того, она демонстрирует, что большие достижения под силу и новичкам: для нее роль в ленте «12 лет рабства» была дебютом в кино с мировым прокатом. В конце концов, Люпиту хором начали называть иконой стиля и даже сняли для обложки культового журнала Dazed&Confused, новый номер которого вышел с девизом Girls Rule The World («Девушки правят миром»). Люпита как раз и возглавила ту вереницу молодых талантов, которые, по мнению команды журнала, взяли власть в свои руки.
Она — директор
Выдающихся женщин-режиссеров сейчас тоже немало, хотя при мыслях о женщинах, снимающих фильмы, в голову чаще всего приходит имя Софии Копполы. Но есть еще Линн Рэмси из Шотландии, совсем недавно, в 2010 году, снявшая фильм «Что-то не так с Кевином» с Тильдой Суинтон в главной роли. Суинтон номинировали на «Золотой глобус» за эту роль.
Есть американка Дебра Граник, которая в том же 2010-м сняла независимую драму «Зимняя кость» с юной Дженнифер Лоуренс, получившую четыре номинации на «Оскар». Кэтрин Бигелоу мы помним по недавнему фильму «Повелитель бури» и по «Оскару», который она получила за этот фильм, обойдя даже своего супруга Джеймса Камерона и его «Аватар», создававшийся еще с 90-х годов. Наконец, и Джейн Кэмпион недавно вновь показала класс, сняв мини-сериал «Вершина озера» с Элизабет Мосс.
Неформат
Сама Элизабетт Мосс, к слову, рушит все мыслимые и немыслимые стереотипы о женщинах и их позиции в обществе — все благодаря ее героине Пэгги в популярном сериале «Безумцы» о рекламном бизнесе в 60-е годы прошлого века. В сериале «Американская история ужасов» 64-летняя актриса Джессика Лэнг показывает, что женщина ее возраста может быть крайне привлекательной, особенно если в образе вместе с красотой присутствует житейская мудрость.
Восторг у зрителей вызывают Клэр Дейнс из сериала «Родина», Эмилия Кларк из «Игры престолов», Джулианна Маргулис из «Хорошей жены». Наконец, сериал «Девчонки» (Girls) позволяет обрести наиболее реалистичный взгляд на жизнь девушек. Лена Данэм является не только создательницей этого сериала, но и исполняет главную роль. Ханна, которую играет Данэм, не идеал: ей далеко до модельных форм Эллисон Уильямс, да и характер у этого персонажа не сахар. Тем не менее именно с такой героиней в центре внимания «Девчонки» стали лучшим телевизионным сериалом и получили «Золотой глобус», а также четыре премии «Эмми».
Лесли Хедленд, снявшая комедию «Холостячки» с Кирстен Данст и Айлой Фишер, без пошлости показала, что девушки тоже могут развлекаться по-взрослому, не хуже отвязных парней из «Мальчишника в Вегасе», оставаясь при этом девушками: сексуальными, ранимыми и с мечтой о принце. Героини ленты, три остроумные и незамужние подруги — вовсе не пропащие старые девы с разного рода зависимостями, а вполне себе обычные девчонки, которые могут и перебрать в честь свадьбы подружки, ну с кем не бывает. Редко кто даже в наше время смотрит на женские развлечения под таким углом, без иронии и колкости.
Кстати, насчет колкостей. Юмор из женских уст — жесткий и правдивый — в последнее время льется все смелее. Комедиантки Тина Фей и Эми Полер, актрисы, сценаристы и продюсеры, ставшие уже традиционными ведущими церемонии «Золотой Глобус», не просто отлично справляются без мужской помощи, но и отмачивают со сцены такие шуточки, которые лет пять назад могла позволить себе ну разве что Эллен ДеДженерес. «Давайте поприветствуем Леонардо Ди Каприо так же тепло, как вагина супермодели!» — актер выходил на сцену под хохот и шквал восторженных смелостью девушек аплодисментов.
А 40-летняя Кристен Уиг, составившая пару Бену Стиллеру в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти», своим примером показывает, что актриса комедийного жанра может быть сексуальной и романтичной, оставаясь при этом совершенно обычной женщиной: не харизматичной толстушкой, не хрестоматийной блондинкой в стиле Камерон Диас, вокруг которой кривляются и разыгрывают забавные сценки актеры-мужчины. Кристен доказала, что женщина может быть остроумной и смешной сама по себе.
Парни только «за»
Стоит также отметить, что не только сами женщины борются за укрепление своих позиций в мире кино. Мужчины тоже обращают внимание зрителей на то, какой силой характера может обладать женщина, как важна ее личность. Лучше всего получилось у французского режиссера Абдельлатифа Кешиша, который снял фильм «Жизнь Адель» о любви двух девушек, взявший «Золотую пальмовую ветвь» на последнем Каннском кинофестивале. Успех фильма, а также актрис Леи Сейду и Адель Экзаркопулос, исполнивших главные роли, — это очередная победа над стереотипами о женщинах в кино и над косностью нравов.
Текст: Екатерина Предеина
Фото: alloverpress, Eastnews, GettyImages/Fotobank.ru, обложка журнала