Венеция-2013: триумфаторы кинофестиваля

7 сентября на побережье Лидо торжественно закрылся 70-й Венецианский кинофестиваль. Вручение призов под руководством президента жюри Бернардо Бертолуччи вызвало противоречивые реакции.
Венеция-2013: триумфаторы кинофестиваля

В течение десяти дней побережье Лидо было местом драматических событий: эмоциональных кинопросмотров, встреч кинозвезд — Николаса Кейджа, Скарлетт Йоханссон, Джеймса Франко, Джуди Денч, Луи Гарреля — со своими поклонниками, шумных вечеринок и торжественных проходов по красной ковровой дорожке. Однако фестивальный блеск никак не отразился на вручении главных призов. Их получили малоизвестные персонажи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Золотой лев» достался едва знакомому даже в Италии режиссеру Джанфранко Рози за документальную картину «Священная римская кольцевая» про кольцевую дорогу в Риме, а также разных людей, проживающих в периферийных районах неподалеку от автострады. Чем обосновано подобное решение маэстро Бернардо Бертолуччи — большого ценителя авторского кино, классического сюжета и драматургии, — непонятно. Есть предположение, что Венецианский фестиваль решил, наконец, удостоить своего, итальянского режиссера почетной наградой, что случилось в последний раз в 1998 году. Возможно, итальянцы решили также поспорить со своим конкурентом — Каннским фестивалем, на котором главный приз однажды уже брал режиссер-документалист Майкл Мур.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой малоизвестный герой фестиваля, грек Александрос Авранас, снял в своей жизни лишь два художественных фильма. За второй — «Госпожа жестокость» — он получил в Венеции «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Гран-при» жюри удостоился мэтр тайванского кинематографа Цай Минлян. Слава пришла к Минляну именно в Венеции двадцать лет назад. Фильм «Бродячие псы», который показали в нынешнем конкурсе, станет последней работой режиссера, решившего завершить свою кинематографическую карьеру и уйти работать в музей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из самых трогательных событий стало вручение премии Марчелло Мастроянни 16-летнему американцу Тайю Шеридану за его роль в фильме «Джо». Карьера Шеридана началась несколько лет назад с фильмом «Древо жизни» у знаменитого Терренса Малика. Его коллегами по съемкам уже были Шон Пенн и Мэттью МакКонахи, а в венецианском фильме — Николас Кейдж.
После вручения приза Тай смущено спросил: «Кто такой Марчелло Мастроянни? Он итальянец или француз? Я никогда не видел его фильмов, но уже где-то слышал его имя». А затем он щедро пожелал разделить свой приз: «Я бы хотел разделить свою премию со всей командой фильма "Джо", поскольку фильм создается коллективными усилиями».

Фестивальный зритель был уверен, что приз «Лучшая женская роль» достанется англичанке Джуди Денч за драму «Филомена». Пятьдесят лет героиня фильма ищет следы своего незаконнорожденного ребенка, которого у нее отобрали в юности, а когда находит, того уже нет в живых. У Денч наград, правда, вполне достаточно. В ее коллекции — «Оскар», «Золотые глобусы», BAFTA. Кроме того, она обладатель ордена «Кавалеров почета» и дама-командор ордена Британской империи.
Ее итальянской коллеге, актрисе Елене Котте, «Кубок Вольпи» был явно нужнее. Котта получила его за роль пожилой сицилийки в картине Эммы Данте «Улица Кастеллана Бандьера». Как в Италии, так и за рубежом актриса больше известна своей театральной карьерой. В кино она, хотя и начала работать в 1952 году, снялась лишь в семи картинах. Что касается Денч, за «Филомену» ей, возможно, достанется «Оскар». Сама картина не осталась без награды: съемочная труппа получила «Льва» за лучший сценарий.

Текст: Татьяна Розенштайн,
Фото: Alloverpress, GettyImages/Fotobank.ru