Тейлор Свифт — 30! Как самая богатая певица в мире осталась без прав на песни
«Большая машина»
Эта история началась в августе 2006 года в Нэшвилле, штат Теннесси. 15-летняя блондинка Тейлор Свифт играла на гитаре и пела возле одного из городских кафе, когда ее услышал продюсер Скотт Борчетта — и пригласил в свой новый лейбл Big Machine Records.
Совсем скоро у певицы появился первый сингл Tim McGraw, он сразу стал успешным, за ним последовал альбом, второй, третий... По некоторым данным, семье Свифт принадлежало небольшое количество акций лейбла, но затем Борчетта это не подтвердил.
Всего с 2006-го по 2017 год Тейлор Свифт записала на этом лейбле шесть альбомов, принеся ему немалые деньги. Учитывая, что каждое ее выступление было суперуспешным, а годовой доход исчислялся десятками, а теперь и сотнями миллионов долларов, можно представить, сколько заработала на ней «Машина»!
Свободные руки
В августе 2018 года контракт певицы с лейблом закончился после 12 лет сотрудничества, и Свифт начала изучать предложения других компаний. Рассматривался и вариант возвращения в Big Machine на новых условиях.
Очевидно, певица намеревалась получить права на имеющуюся музыку для последующего переиздания и любого использования. По данным источников, близких к лейблу, компания получала около 80% выручки именно от творчества Тейлор Свифт и ее уход губительно сказался на бизнесе... но права принадлежали «Машине».
Скотт Борчетта ясно высказался, что не намерен отдавать певице то, на что у него есть права. А именно — на стриминг (то есть потоковое воспроизведение, в том числе за деньги) песен с ее шести альбомов. Несмотря на то что Тейлор была готова дорого заплатить за свое же творчество, ничего не получалось.
Новый лейбл
В ноябре 2018 года Тейлор Свифт, не прекращая переговоров с Борчеттой, подписала контракт с лейблом Republic Records: новые песни нужно было где-то записывать, и эта компания, умеющая работать со звездами первой величины, отлично подходила под ее запрос.
Свифт могла бы основать собственную компанию, у нее были для этого и деньги, и связи, но не хватало... правильно, своих же предыдущих альбомов.
Итак, время шло, в апреле 2019 года она выпустила популярный сингл Me!, в августе планировалось выпустить седьмой альбом — Lover. Как вдруг небеса в буквальном смысле упали на землю.
Тайная продажа
В июле 2019 года стало известно, что Скотт Борчетта под завесой глубокой тайны продал Big Machine Records за 300 миллионов долларов. И не кому-то, а предпринимателю и инвестору Скутеру Брауну. Разумеется, вместе со всеми песнями Тейлор Свифт!
Певица была в ярости. Она написала гневный пост в соцсетях о том, как долго боролась за свои же песни, называла Брауна «чертовым манипулятором» и объявила, что в ноябре 2020 года перезапишет свои шесть альбомов заново.
Ни к чему хорошему ссора не привела: Браун и Борчетта в ноябре официально запретили ей исполнять старые песни на вручении премии «Артист десятилетия» в рамках 2019 American Music Awards. Кроме того, она не может использовать старый материал в документальном сериале Taylor Swift: Miss Americana. Это была месть!
В продолжение темы продюсер обвинил Тейлор Свифт в том, что она должна компании миллионы долларов. Представители певицы ответили, что это «Машина» задолжала ей около 8 миллионов долларов роялти (гонораров за использование музыки).
18 ноября Скотт Браун все же разрешил ей исполнение старых песен на награждении, заявив, что живые выступления не возбраняются. Документальный сериал также спасен. Но в обмен на это Свифт не должна перезаписывать старые песни в следующем году, так что тяжба еще не закончена.
При этом Тейлор Свифт стала самой высокооплачиваемой звездой в мире по версии Forbes: она заработала около 190 миллионов долларов за год. Второе место — у Кайли Дженнер, третье — у Канье Уэста.