Техасская Твигги и «жертва» Кубрика: какой была Шелли Дюваль

Американская актриса Шелли Дюваль, известная широкой публике прежде всего по роли в фильме «Сияние», умерла в возрасте 75 лет. Вспоминаем, какой она была – в фильмах и в жизни.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смерть

11 июля 2024 года в возрасте 75 лет во сне от осложнений, связанных с диабетом, скончалась Шелли Дюваль. Смерть настигла ее в собственном доме в Бланко, штат Техас. Дэн Гилрой, который был ее партнером с 1989 года, проводил ее такими словами:

«От нас ушла моя дорогая, милая, замечательная подруга и мой спутник жизни. Слишком много страданий было у нее в последнее время, теперь она свободна. Лети, красавица Шелли».

В последние годы актриса страдала и от ментальных проблем – признание об этом она сделала в 2016 году. Давно ушедшая в тень и покинувшая Голливуд еще в середине 1990-х, в 2023 году Дюваль все-таки сенсационно вернулась к актерской профессии. Увы, сняться она успела лишь в одном проекте – фильме «Лесные холмы». Им и поставлена точка в ее легендарной карьере.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь

«Может, я актриса»

Legion-Media

Шелли Алексис Дюваль родилась 7 июля 1949 года в Форт-Уэрте, штат Техас, в семье брокера по недвижимости Бобби Рут Кроуфорд и адвоката Роберта Ричардсона Дюваля. Она была старшей из четырех детей и единственной дочерью. Когда Шелли было пять лет, семье переехала в Хьюстон. От мира гламура и творчества Шелли была бесконечно далека и не сказать даже, что, как многие девчонки, грезила об этом. После школы пошла продавать косметику, училась в колледже Южного Техаса на ученого-исследователя и даже когда судьба сама вложила ей шанс в руки, первым делом хотела вышвырнуть его прочь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все мы знаем Дюваль как звезду культового фильма Кубрика, но на самом деле, путевку в мир искусства ей дал другой режиссер — Роберт Олтмен, музой которого она стала в самом начале 1970-х.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На одной из вечеринок Шелли познакомилась с членами съемочной группы Олтмена, которые как раз были в Техасе на съемках фильма «Брюстер МакКлауд». Худая как рельса, с глазами-блюдцами и неправильным прикусом девушка сразу привлекла их внимание своей яркой и запоминающейся внешностью (именно за нее актрису позднее прозвали техасской Твигги). Они немедленно предложили ей встречу с продюсером фильм Лу Адлером и кинопробы. Шелли, не поведя бровью, тут же отказалась. Но спустя время все-таки приняла приглашение.

«Я устала спорить и подумала: "Может быть, я актриса", — вспоминала она.

У нее не было не то, что актерского образования, а даже хоть маломальского опыта, но была харизма. В кадре Дюваль смотрелась невероятно органично и при этом не была похожа ни на кого, кого раньше видели на экране. Она действовала в своем собственном ритме, говорила своим пространным напевным голосом, создавая настолько мило отстраненный персонаж, что казалась надломленным ангелом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Творческий союз с Олтменом сложился. Режиссер обожал свою новую звезду за то, что она умела быть абсолютно разной: очаровательной, глупой, утонченной, жалкой и красивой. После работы над «Брюстером МакКлаудом» он продолжал находить для нее место в каждом из своих фильмов в 1970-х. У него же Шелли сыграла и свою первую главную роль – в картине «Воры, как мы». Дюваль считалась настоящей музой Олтмена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На вопрос The New York Times в 1977 году, почему она решила продолжать работать с Олтменом, она ответила: «Он предлагает мне чертовски хорошие роли. Ни один из образов не был одинаковым. Он очень доверяет мне и уважает меня, он не налагает на меня никаких ограничений и не запугивает меня, и я люблю его».

В том же году за роль в фильме Олтмена «Три женщины» она получила приз на Каннском кинофестивале.

Неугомонный Кубрик

Getty images

Роль в «Сиянии» бесспорно стала самой культовой, узнаваемой и запоминающейся в карьере Дюваль, но чего ей это стоило! Кубрик, известный своим перфекционизмом, выжимал своих актеров до последней капли. 56-недельные съемки стали настоящим испытанием – каждый день в кадре актрисе приходилось рыдать, кричать и доводить себя до полного эмоционального истощения.

«Через некоторое время ваше тело восстает. Просыпаешься в понедельник рано утром и осознаешь, что тебе предстоит плакать весь день, потому что это запланировано по сценарию. Думаешь: "Нет, нет, я больше не могу". И все равно идешь и делаешь», — вспоминала Дюваль.

Кубрик заставлял ее плакать по 12 часов в день неделями, как рассказала Дюваль в интервью журналу People в 1981 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media
«Я никогда больше не выдам столько. Если хотите окунуться в боль и назвать это искусством, вперед, но больше не со мной».

Хотя она отмечала, что Кубрик хорошо относился к ней, Шелли честно признавалась, что съемки стали тяжелым опытом. Одну только сцену, где Венди замахивается битой на разъяренного Джека Торренса (герой Джека Николсона), пришлось переснимать 127 раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позднее в прессе писали, что возможно именно этот опыт негативно повлиял на психику актрису и привел в итоге к ментальным проблемам в более зрелом возрасте.

Три истории любви

Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Официально в браке Дюваль была лишь один раз в молодости. В 1970 году она вышла за художника Бернара Сэмпсона, но их брак распался, как только карьера Шелли начала набирать обороты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующие отношения тоже принесли Дюваль лишь разочарование. Во время съемок «Энни Холл» в Нью-Йорке в 1976 году Дюваль познакомилась с певцом и автором песен Полом Саймоном. У них завязались отношения, которые продлились два года. Ровно до того момента, пока Дюваль не познакомила избранника со своей подругой, актрисой Кэрри Фишер. К ней Саймон и ушел от Дюваль. Эту новость Пол сообщил Шелли как раз в тот момент, когда собиралась подняться на борт на «Конкорда» и улететь в Лондон на съемки «Сияния» (работа над фильмом, вышедшем в 1980-м, началась как раз в 1978 году). Дюваль плакала весь полет.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце 1970-х у Дюваль был непродолжительный роман с Ринго Старром. Ну а в 1989 году она, наконец, повстречает любовь своей жизни: музыканта, вокалиста Breakfast Club и бывшего бойфренда Мадонны Дэна Гилроя, с которым будет вместе до самой смерти.

Детей у Дюваль не было, но семья всегда стояла для нее на первом месте. После землетрясения в Нортридже в 1994 году Дюваль переехала из Лос-Анджелеса в Бланко, штат Техас. А в 2002 году приняла окончательное решение уйти из кино, когда у одного из ее братьев диагностировали рак.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это самый длинный творческий отпуск, который я когда-либо брала, но это было по действительно важным причинам — чтобы снова быть вместе с моей семьей», — делилась Шелли уже в 2023-м, когда вернулась к съемкам.

При этом, несмотря на внушительную фильмографию с кинохитами, особого состояния за свою жизнь актриса так и не сколотила.

«Вам не платят много — средняя зарплата плюс 10 процентов. Они думали, что женщины просто выходят замуж, и муж будет их содержать. Но это случается не со всеми», — рассказывала Дюваль.

Legion-Media

Из семьи актрисы в живых остались лишь трое ее братьев. Отец умер еще в 1994-м – по злой иронии судьбы также в возрасте 75 лет, а мать ушла из жизни в 91 год после заражения COVID-19 в 2020 году.

Сама же Шелли незадолго до смерти, кажется, была полна оптимизма и планов.

«Снова сниматься — это так здорово. Это обогащает вашу жизнь. Джессика Тэнди выиграла "Оскар", когда ей было 80. Я все еще могу выиграть», — с улыбкой говорила она.