Техасская Твигги и «жертва» Кубрика: какой была Шелли Дюваль
Смерть
11 июля 2024 года в возрасте 75 лет во сне от осложнений, связанных с диабетом, скончалась Шелли Дюваль. Смерть настигла ее в собственном доме в Бланко, штат Техас. Дэн Гилрой, который был ее партнером с 1989 года, проводил ее такими словами:
В последние годы актриса страдала и от ментальных проблем – признание об этом она сделала в 2016 году. Давно ушедшая в тень и покинувшая Голливуд еще в середине 1990-х, в 2023 году Дюваль все-таки сенсационно вернулась к актерской профессии. Увы, сняться она успела лишь в одном проекте – фильме «Лесные холмы». Им и поставлена точка в ее легендарной карьере.
Жизнь
«Может, я актриса»
Шелли Алексис Дюваль родилась 7 июля 1949 года в Форт-Уэрте, штат Техас, в семье брокера по недвижимости Бобби Рут Кроуфорд и адвоката Роберта Ричардсона Дюваля. Она была старшей из четырех детей и единственной дочерью. Когда Шелли было пять лет, семье переехала в Хьюстон. От мира гламура и творчества Шелли была бесконечно далека и не сказать даже, что, как многие девчонки, грезила об этом. После школы пошла продавать косметику, училась в колледже Южного Техаса на ученого-исследователя и даже когда судьба сама вложила ей шанс в руки, первым делом хотела вышвырнуть его прочь.
Все мы знаем Дюваль как звезду культового фильма Кубрика, но на самом деле, путевку в мир искусства ей дал другой режиссер — Роберт Олтмен, музой которого она стала в самом начале 1970-х.
На одной из вечеринок Шелли познакомилась с членами съемочной группы Олтмена, которые как раз были в Техасе на съемках фильма «Брюстер МакКлауд». Худая как рельса, с глазами-блюдцами и неправильным прикусом девушка сразу привлекла их внимание своей яркой и запоминающейся внешностью (именно за нее актрису позднее прозвали техасской Твигги). Они немедленно предложили ей встречу с продюсером фильм Лу Адлером и кинопробы. Шелли, не поведя бровью, тут же отказалась. Но спустя время все-таки приняла приглашение.
У нее не было не то, что актерского образования, а даже хоть маломальского опыта, но была харизма. В кадре Дюваль смотрелась невероятно органично и при этом не была похожа ни на кого, кого раньше видели на экране. Она действовала в своем собственном ритме, говорила своим пространным напевным голосом, создавая настолько мило отстраненный персонаж, что казалась надломленным ангелом.
Творческий союз с Олтменом сложился. Режиссер обожал свою новую звезду за то, что она умела быть абсолютно разной: очаровательной, глупой, утонченной, жалкой и красивой. После работы над «Брюстером МакКлаудом» он продолжал находить для нее место в каждом из своих фильмов в 1970-х. У него же Шелли сыграла и свою первую главную роль – в картине «Воры, как мы». Дюваль считалась настоящей музой Олтмена.
На вопрос The New York Times в 1977 году, почему она решила продолжать работать с Олтменом, она ответила: «Он предлагает мне чертовски хорошие роли. Ни один из образов не был одинаковым. Он очень доверяет мне и уважает меня, он не налагает на меня никаких ограничений и не запугивает меня, и я люблю его».
В том же году за роль в фильме Олтмена «Три женщины» она получила приз на Каннском кинофестивале.
Неугомонный Кубрик
Роль в «Сиянии» бесспорно стала самой культовой, узнаваемой и запоминающейся в карьере Дюваль, но чего ей это стоило! Кубрик, известный своим перфекционизмом, выжимал своих актеров до последней капли. 56-недельные съемки стали настоящим испытанием – каждый день в кадре актрисе приходилось рыдать, кричать и доводить себя до полного эмоционального истощения.
Кубрик заставлял ее плакать по 12 часов в день неделями, как рассказала Дюваль в интервью журналу People в 1981 году.
Хотя она отмечала, что Кубрик хорошо относился к ней, Шелли честно признавалась, что съемки стали тяжелым опытом. Одну только сцену, где Венди замахивается битой на разъяренного Джека Торренса (герой Джека Николсона), пришлось переснимать 127 раз.
Позднее в прессе писали, что возможно именно этот опыт негативно повлиял на психику актрису и привел в итоге к ментальным проблемам в более зрелом возрасте.
Три истории любви
Официально в браке Дюваль была лишь один раз в молодости. В 1970 году она вышла за художника Бернара Сэмпсона, но их брак распался, как только карьера Шелли начала набирать обороты.
Следующие отношения тоже принесли Дюваль лишь разочарование. Во время съемок «Энни Холл» в Нью-Йорке в 1976 году Дюваль познакомилась с певцом и автором песен Полом Саймоном. У них завязались отношения, которые продлились два года. Ровно до того момента, пока Дюваль не познакомила избранника со своей подругой, актрисой Кэрри Фишер. К ней Саймон и ушел от Дюваль. Эту новость Пол сообщил Шелли как раз в тот момент, когда собиралась подняться на борт на «Конкорда» и улететь в Лондон на съемки «Сияния» (работа над фильмом, вышедшем в 1980-м, началась как раз в 1978 году). Дюваль плакала весь полет.
В конце 1970-х у Дюваль был непродолжительный роман с Ринго Старром. Ну а в 1989 году она, наконец, повстречает любовь своей жизни: музыканта, вокалиста Breakfast Club и бывшего бойфренда Мадонны Дэна Гилроя, с которым будет вместе до самой смерти.
Детей у Дюваль не было, но семья всегда стояла для нее на первом месте. После землетрясения в Нортридже в 1994 году Дюваль переехала из Лос-Анджелеса в Бланко, штат Техас. А в 2002 году приняла окончательное решение уйти из кино, когда у одного из ее братьев диагностировали рак.
«Это самый длинный творческий отпуск, который я когда-либо брала, но это было по действительно важным причинам — чтобы снова быть вместе с моей семьей», — делилась Шелли уже в 2023-м, когда вернулась к съемкам.
При этом, несмотря на внушительную фильмографию с кинохитами, особого состояния за свою жизнь актриса так и не сколотила.
«Вам не платят много — средняя зарплата плюс 10 процентов. Они думали, что женщины просто выходят замуж, и муж будет их содержать. Но это случается не со всеми», — рассказывала Дюваль.
Из семьи актрисы в живых остались лишь трое ее братьев. Отец умер еще в 1994-м – по злой иронии судьбы также в возрасте 75 лет, а мать ушла из жизни в 91 год после заражения COVID-19 в 2020 году.
Сама же Шелли незадолго до смерти, кажется, была полна оптимизма и планов.
«Снова сниматься — это так здорово. Это обогащает вашу жизнь. Джессика Тэнди выиграла "Оскар", когда ей было 80. Я все еще могу выиграть», — с улыбкой говорила она.
Еще больше интересных материалов — в нашем телеграм-канале