Самая известная советская эскортница: как сложилась судьба «Интердевочки»

Елена Яковлева с детства знала, что станет актрисой, но во ВГИК поступать постеснялась, пошла в ГИТИС. Прошла с первого раза и уже на третьем курсе снялась в своем первом фильме. Ну а после роли «Интердевочки» на нее свалилась народная любовь: поклонники писали ей тысячи писем с признаниями в любви, так понравился им образ Тани Зайцевой.
Самая известная советская эскортница: как сложилась судьба «Интердевочки»

Хочу стать знаменитой актрисой!

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.


В школе Лена откровенно скучала — точные науки ей не давались, даже учительница математики старалась как можно реже вызывать девочку к доске — чтобы не позорить перед классом. В штуку спрашивала ее: «Как же ты с такими знаниями будешь считать зарплату мужа?..» Но Лена явно не собиралась считать ничью зарплату, у нее были совсем другие мечты. На выпускном она написала на бумажке желание и положила ее в шампанское: Хочу стать знаменитой актрисой!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Но после окончания школы пришлось поработать — и библиотекарем, и картографом, и даже комплектовщицей на Харьковском заводе электроаппаратуры. У Лены был серьезный ухажер и вполне вероятно, что жизнь ее могла сложиться иначе, но кавалер отправился служить, а Лена собрала вещи и уехала в Москву, поступать в ГИТИС. По тем временам безумие — девочка из провинции, без связей и знакомств, но мечта есть мечта. И все получилось, Яковлева поступила с первой же попытки, при чем так, вышло, что комиссия слушала ее стоя.
«В небольшой комнатке за столом сидит комиссия, напротив неё стою я. Я объявляю: ""Воскресение", Лев Толстой". А у Толстого написано: "Катюша Маслова рухнула на колени". Вот и я рухнула на колени. А им ничего не было видно, пришлось встать, и практически весь мой монолог они прослушали стоя»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Учеба давалась ей легко, разве что не любила Лена этюды без слов и предметов, вроде классического — вдеть воображаемую нитку в воображаемую иголку. Ну и пары по истории КПСС она частенько прогуливала, особенно когда их ставили на утро. Поговаривали, что ее из-за этого чуть не отчислили, но сама актриса говорит, что ничего такого не было.
Со своим кавалером из Харькова Лена тогда уже рассталась, но он слал ей письма — рассказывал, что женился, что у него появился ребенок. Лена же сначала закрутила роман с Виктором Раковым, а потом — с Сергеем Юлиным. Сергей вспоминал, что Яшка (так ее звали в институте) понравилась ему с первого взгляда, но она была с другим и он не стал вмешиваться в их отношения. Но уже зато когда узнал об их расставании, не упустил шанса. В мае 1984 года они Сергей и Елена поженились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Мы поженились в мае 1984 года, когда Лена училась на последнем курсе. В магазинчике на Арбате купили мне светло-серый костюм, а Лене праздничное платье в отделе народных промыслов. Оно смотрелось очень нарядно: длинное, льняное, с вышивкой. К нему отлично подошли золотые сапожки, которые родители ей привезли из Германии. После регистрации мы отправились в ресторан "Славянский базар", где за небольшим круглым столиком в тесном кругу отметили это событие...»
Брак этот не продлился долго, Лена в какой-то момент забеременела, но приняла решение сделать аборт. Через полгода супруги расстались, Сергей уехал к себе в Читу и стал художественным руководителем Забайкальского краевого драматического театра. Елена же вспоминает, что это скорее было спонтанное решение, все подружки повально выходили замуж, вот и она решилась: «... но потом мы оба подумали, что не получится жить вместе. Там все уже шло к концу, он уехал в Читу к маме с папой. Спустя много лет я была на гастролях там, а он оказался главным режиссером театра, где я выступала. Сергей пришел с женой ко мне в гримерную, она была в положении. Мы мило пообщались».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Яковлева выпустилась и теперь перед ней стояла следующая сложнейшая задача — найти работу в московском театре. По тем временам это было как выиграть в лотерею: без московской прописки никогда брать не хотели. Так что пришлось будущей звезде обходить все московские театры. Удача улыбнулась ей на Чистых прудах — ее приняли в «Современник». За включение её в труппу театра члены художественного совета во главе с Галиной Борисовной Волчек проголосовали единогласно — это редчайший случай. Там она и проработала до 2011 года, один раз уходила, но в итоге вернулась в родные стены.


«Современник» подарил ей не только множество блестящих ролей, но и второго мужа — Валерий Шальных. В начале они просто приятельствовали — гуляли, разговаривали, ездили вместе на гастроли, ну и в одной из таких поездок поняли, что между ними что-то большее, чем дружба. Валерий развелся с женой, бухгалтером «Современника» и съехался с Яковлевой: сначала ютились в комнате в общежитии, затем — в небольшой квартирке напротив «Матросской тишины». Расписались только в 1990 году, по словам Елены «чтобы на гастролях заселяться в один номер».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм! Фильм! Фильм!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Яковлева училась на третьем курсе, когда ее пригласил на съемки сам Георгий Юнгвальд-Хилькевич, создатель культовых «Мушкетеров» . Партнерами студентки на площадке музыкальной сказки «Двое под зонтом» стали Смоктуновский, Елена Сафонова, Ивар Калныньш и Наталья Андрейченко. В 80-х актрисы сыграла Марию в в «Плюмбуме, или Опасной игре» Абдрашитова, Милу во «Времени летать» Сахарова, Леку Храпову во «Полете птицы» Григорьева, Татьяну в «Шаге» Митты, но всесоюзная слава пришла к ней после роли Тани Зайцевой в «Интердевочке» режиссёра Петра Тодоровского, по скандальной повести Владимира Кунина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


По словам Яковлевой, она до сих пор точно не знает, кто именно порекомендовал Тодоровскому пригласить ее на съемочную площадку этого фильма. На главную роль тогда пробовались несколько известных актрис — Ирина Розанова, Татьяна Догилева, Ингеборга Дапкунайте. Елена же тогда играла в Театре им. Ермоловой проститутку-лимитчицу в спектакле «Снег недалеко от тюрьмы» — и не то, чтобы режиссер подумал, что у нее есть опыт, но решение роли было схоже с его видением образа Тани. Он сходил на спектакль, съездил в Ленинград — посмотреть черновой материал картины «Полет птицы», где у Яковлевой была главная роль, и принял решение. Яковлева была утверждена в «Интердевочку» и блестяще справилась с ролью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге «Интердевочка» стала фаворитом проката 1989 года — 2-е место, 41,3 млн зрителей. Чтобы купить билет на сеанс, очередь в кассу народ занимал с ночи. По опросу журнала «Советский экран», он был назван лучшим фильмом года, а Елена Яковлева — лучшей актрисой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Конечно, у картины нашлось немало критиков, которые утверждали, что народ пошел «на клубничку», но, несмотря на выбранную тему, фильм получился крайне невинным. Даже ту самую постельную сцену с японцем снимали без японца! Обошлись своими силами: кто-то из группы ритмично раскачивал кровать, а Тодоровский толкал Яковлеву и переворачивал ее со спины на живот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тодоровский в интервью журналу «Советский экран» рассказал, что для него «Интердевочка» — это прежде всего социальная драма, трагедия одной женщины, а не зарисовка «из жизни проституток»: «Проституция — одна из проблем нашей действительности, о которой долгие годы стыдливо умалчивали, делая вид, будто проблемы этой не существует вовсе. Между тем проституция есть, и ныне она приобрела размах. Сценарий ленинградского драматурга Владимира Кунина "Проститутка" заинтересовал меня сразу. Наша героиня — Танька, фрекен Танька, от природы одаренный человек — умная, талантливая, красивая, ну, и шальная немножко. И если бы судьба ее сложилась иначе, она многого могла бы достичь. Танька выросла без отца, живет она с матерью в бедности, неустроенности. И захотелось ей иной жизни — красивой, заманчивой, которая у нас часто связывается с магическим словом "заграница".Поверьте, я вовсе не собираюсь делать фильм "из жизни проституток". Для меня история этой женщины — достаточно острая социальная драма. Я задавался вопросом: почему? Почему она стала проституткой? В чем корни этого явления, которые мне видятся прежде всего в неблагополучии социальной действительности, а не в испорченности нравов...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Елена же в прямом смысле проснулась знаменитой и эта слава не всегда приносила позитивные эмоции. Некоторые поклонники слали письма из тюрьмы: «Через три года приду, буду стоять — лысый, в фуфайке, с тремя нарциссами». Какой-то сумасшедший раздобыл номер телефона Яковлевой и звонил актрисе целый год — в любой время дня и ночи. Часто бывало такое, что люди путали экранный образ с реальным и вели себя с Еленой так, как будто она на самом деле девушка легкого поведения.
Как-то Яковлева приехала в Сочи — работать ведущей на кинофестивале, ее напарников был Владислав Листьев. Заселилась в гостиницу, поднялась к себе, вдруг — звонок. В трубке мужской голос спрашивает «Работать будешь», Яковлева отвечает, что будет, конечно, за этим и приехала. «Хорошо, — произнес незнакомец. — Поработаешь — я позвоню». На следующий день вновь звонок «Поработала?» Елена отвечает, что да, поработала, фестиваль начался. «Два дня работаешь, а процент не платишь?! Ты же на чужой территории!» - отчитал ее незнакомец. Только после этого Яковлева внезапно поняла, что ее приняли за настоящую проститутку. Актриса испугалась и дирекция фестиваля выставила охрану позлее ее номера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но бывало такое, что Яковлеву не узнавали. Другой, на этот раз забавный случай, также произошел в Сочи, на этот раз Елена прилетела с труппой на гастроли. «Я прилетела позже, чем вся труппа, — рассказывает актриса, — От аэропорта полчаса езды автобусом. Рядом со мной сел мужчина, который явно решил завязать со мной знакомство. Но я на его знаки внимания не реагировала. Тогда он пожаловался, что с развлечениями в Сочи туго, разве что в кино сходить. Сказал, что посмотрел "Интердевочку", не смотрела ли я? Нет? И в течение получаса он рассказывал мне о фильме. А я поглядывала на него с интересом и думала: "Неужели так и не узнает?" И ведь не узнал!..»

Казалось бы, теперь у актрисы будет вал предложений! Но нет, интересных ролей оказалось не так уж и много. «Мне предлагали всякую муру наподобие сыгранного, — рассказывает Яковлева, — Я советовалась сама с собой: если внутри что-то екает, то надо соглашаться. А если какие-то сомнения, то сразу отказываюсь. Когда читаешь, сразу чувствуешь — твой материал или нет».


В начале 90-х на широкий экран вышло еще несколько фильмов с участием Яковлевой — «Чернов» , «Шальная баба» , «Дело Сухово-Кобылина», «Черный квадрат», «Воспитание жестокости у женщин и собак . Тодоровский-старший также снял Яковлеву ещё в трёх своих фильмах: "Какая чудная игра" и "Ретро втроём" и "Анкор, ещё анкор!".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В последнем фильме Яковлева сыграла жену офицера Советской Армии, которая ради продвижения мужа по службе спит с его начальниками. По словам актрисы, ее друзья после премьеры фильма воскликнули: «Ленка, наконец-то ты сыграла настоящую б...!»
Кстати, в эпизоде, когда Никоненко гоняет Яковлеву в одной комбинации по снегу, актриса была на четвертом месяце беременности. Она заранее проконсультировалась с врачом, уточнив, не повредит ли такая «зарядка» ребенку, тот разрешил ей побегать. К счастью, все прошло хорошо — и фильм получился, и Елена 7 ноября 1992 года родила здорового ребенка — сына, которого назвали Денисом. Сына, кстати, вполне могли бы звать Филиппом, но в итоге вмешалась «судьба». «Было два имени, Филипп и Денис, которые нам нравились. Но когда я увидела по телевизору Филиппа Киркорова — он тогда был такой толстый, в сале, почему-то сразу отказалась от Филиппа. Остался Денис, — рассказывает актриса, — А когда время подошло рожать, вспомнила, что у Галины Борисовны Волчек сын тоже Денис и тоже, как мой, Скорпион. Ну, думаю, приехали: теперь в театре точно скажут, что я подхалимка. Между прочим, так и сказали. А я им говорю: "Если бы я была подхалимкой и хотела Галине Борисовне понравиться, то сына назвала бы Галей..."»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От «Интердевочки» к Каменской


Затмить «Интердевочку» смогла только «Каменская», где актриса сыграла проницательного следователя. Претенденток на роль было множество — среди них Вера Глаголева, Юлия Рутберг, Ольга Дроздова и Полина Кутепова. Но Яковлевой не впервой выигрывать такие «конкурсы». Она настолько органично вписалась в образ, что Александра Маринина все последующие романы «списывала» с образа Яковлевой. Актриса отдала образу Анастасии Каменской 12 лет жизни и признается, что сроднилась со своим образом, настолько, что даже в реальной жизни начала проявлять дедуктивные способности, например, с ходу могла сказать, есть у мужчины пистолет под одеждой или нет.
И опять, как в истории с «Интердевочкой» актрисе начали приходить письма с зоны, в которых авторы обещали выйти на волю и обязательно ее отыскать.

В новом тысячелетии Елена, как и большинство ее коллег не только играла в театре и в кино, но и активно работала на телевидении. Вела передачу «Что хочет женщина», рекламировала стиральный порошок, а также приняла участие в первом сезоне «Танцев со звездами» и даже экстремальном «Форте Боярд». Впоследствии она рассказывала, что сама не понимает, почему согласилась на такой эксперимент.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Летом 2011 года Елена и ее муж ушли из театра «Современник», в котором проработали более двадцати лет. О причинах ухода они не распространялись — решили «не выносить сор из избы». Между тем уход Яковлевой породил в СМИ массу версий. Писали, что у нее вышел конфликт с хозяйкой театра Галиной Волчек, что Яковлева недовольна теми ролями, которые ей приходилось там играть. Как бы там ни было, в марте 2018 года Яковлева вернулась на сцену «Современника» в качестве приглашенной актрисы по просьбе Галины Борисовны «спасти спектакль» «Играем... Шиллера!», где она вновь сыграла роль королевы шотландской Марии Стюарт.
Несколько лет назад в СМИ вдруг появилась информация о смерти актрисы, на самом деле речь шла о клинической смерти. Как-то ей стало плохо прямо на сцене и ее экстренно госпитализировали в больницу. Оказалось, что у Яковлевой скрытая язва желудка, и ей необходима срочная операция. Однако во время хирургического вмешательства у нее остановилось сердце. Елена рассказала об этом случае в интервью, врачи буквально вытащили ей с того света, она уже увидела яркий свет и чувствовала, что вот он — переход в другой мир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Любители мистики говорят, что все это произошло после того, как Елена сыграла роль Ванги, а Ванге вроде как перед смертью наложила запрет на экранизацию своей биографии. Режиссер Сергей Борчуков решил проигнорировать этот запрет. На роль Ванги пробовалась актриса Инна Чурикова, но она сломала обе руки. После этого несчастья еще две претендентки на роль – Мария Аронова и Людмила Чурсина – от съемок отказались. А вот Яковлева не побоялась — актриса совершенно не верит в приметы и проклятья. Узнать ее в этой роли совершенно невозможно — ее грим накладывали по пять часов и он полностью менял ее лицо. Впрочем, голос и мимика остались при ней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это не единственная роль, в которой Елену трудно узнать: на протяжении последних пять лет она играет Бабу-Ягу в кинофраншизе «Последний Богатырь».


Сейчас Елене Яковлевой 60 лет, она продолжает играть в театре и вовсю снимается в кино, в ближайшее время на экрану выйдут несколько интересных кинопроектов с ее участием — «Далекие близкие», «Театр», «Чебурашка», «Дама с собачкой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото: Владимир Яцина/ИТАР-ТАСС, Михаил Джапаридзе/ТАСС, Persona Stars, Legion-Media, соцсети, Wikipedia