Рената Литвинова. «Богиня» российского кино: лучшие роли актрисы
«Увлеченья», режиссер Кира Муратова, 1994 год
Роль: медсестра Лилия
Ренату Литвинову в ее первой крупной роли не заметить было нельзя. Медсестра, которая выглядит как кинодива 40-х годов ХХ века, увлекается скачками, зависает на ипподроме, с придыханием рассуждает о том, как прекрасно в морге и какие ее там посещают озарения, — героиня Литвиновой тут же затмила всех остальных персонажей «Увлечений». 27-летняя актриса тогда весила килограмм на семь больше, чем сейчас, некоторые кинокритики даже называли ее «пампушечкой вамп».
Красная помада, идеальная укладка, томность и манерность – именно такой зрители запомнили актрису (первая крохотная роль Литвиновой в трагикомедии 1989 года Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века» не в счет). И даже, казалось бы, банальная фраза «Здесь нет любви», произнесенная с неподражаемой интонацией Ренаты приобретала особый смысл. Впрочем, это далеко не единственная крылатая фраза, прозвучавшая из уст ее Лилии. Чего стоит одно только знаменитое: «Она была подратая, но довольная».
«Граница. Таежный роман», режиссер Александр Митта, 2000 год
Роль: Альбина Ворон
Мегапопулярный народный сериал «Граница. Таежный роман» принес Ренате Литвиновой госпремию и всенародную известность. Утонченная и вся такая воздушная Альбина Ворон гибнет от тоски в гарнизонном городке, страдает из-за того, что ей приходится варить борщи и штопать носки опостылевшему мужу (Андрей Панин), но при этом умудряется выглядеть как кинозвезда и щеголять роскошным блондом даже в таежной глуши.
Реплики Альбины быстро разобрали на цитаты. «Девочки, я тону»? – томно спрашивает она подруг, оказавшись на волосок от гибели, – на месте героини Литвиновой другая бы женщина громко звала на помощь, истерила и, конечно, не выглядела столь элегантно, утопая в болотной жиже. «Мне плохо, и ему плохо, поэтому детей у нас нет», – объясняет Альбина-Рената подругам же причины своих семейных несчастий. И, наконец, ушедшее в массы «Я летаю, я в раю», произнесенное после того, как ее героине наконец удалось встретить свою любовь и родную душу в виде гастролирующего певца Вадима Глинского (Владимир Симонов).
«Небо. Самолет. Девушка», режиссер Вера Сторожева, 2002 год
Роль: бортпроводница Лара
Ремейк картины Георгия Натансона 1976 года «Еще раз про любовь», в котором Рената Литвинова сыграла и соавтором сценария которого она стала, критики заслуженно назвали ее бенефисом. Сама актриса не раз говорила, что эта роль – одна из ее любимых.
В картине Сторожевой зрители снова увидели возвышенную, нежную, в общем, «неземную Литвинову» – отчасти в прямом смысле, так как играет она бортпроводницу. Ее героиня снова влюблена. И как всегда экстравагантна – на этот раз настолько, что ее спрашивают, разыгрывает ли она сумасшедшую или так оно и есть, разыгрывать ей ничего не надо. «Нет, мне нравится другое слово – безумная. Вот с этим словом я согласна. <...> Я согласна на безумную», – говорит Лара-Литвинова все с тем же томным придыханием. Она обещает возлюбленному (Дмитрий Орлов) постараться стать сильнее своей любви – если это возможно – и «летать воздухом», чтобы он смог дышать, и произносит монологи-сентенции о любви, мудрые и наивные одновременно. Вырванные из контекста, они звучат банально и часто даже смешно, но когда их произносит Литвинова, приобретают особый смысл. Чего стоит одно только: «Жизнь – она такая ужасно короткая. И люди, знаешь, такие смертные, такие беззащитные. И под этими костюмами бьются живые сердца. Мы такие недолговечные!»
«Богиня. Как я полюбила», режиссер Рената Литвинова, 2004 год
Роль: следователь Фаина
Начинающаяся как традиционный детектив сюрреалистическая драма о следователе, которая расследует загадочное дело о пропавшей девочке, стала полнометражным дебютом Литвиновой как режиссера (также она была автором сценария). Богиня – это, разумеется, Фаина-Рената, странноватая (мягко говоря) и непонятная окружающим одинокая женщина, живущая в вечном бардаке, не умеющая любить, постоянно задающая себе вопросы из серии «А что есть любовь?» и «Как жить без любви?». В поисках ответа на них она даже умудряется попасть в загробный мир.
Сама Рената Литвинова называет «Богиню...» фильмом в первую очередь о любви. «В моем представлении смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь», — призналась актриса в одном из интервью. И тут же добавила: «Вообще, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый сам себе его назначает».
«Мне не больно», режиссер Алексей Балабанов, 2006 год
Роль: Натэлла Антоновна (Тата)
В фильме Балабанова зрители неожиданно видят другую Ренату Литвинову – хоть и с неизменной красной помадой, но с мелким рыжим бесом на голове вместо привычной «холодной волны» цвета блонд. Правда, это всего лишь парик. Тата, как и все героини Литвиновой, картинна, манерна и экстравагантна и, как и все герои «Мне не больно», несчастна. Свою боль и слабость она «запивает» коньяком и маскирует улыбкой, скрывая от окружающих неизлечимую болезнь – рак крови, и умудряется выглядеть возвышенно даже в таких приземленных ситуациях, как пьяные посиделки в квартире. Кинокритики назвали эту героиню Литвиновой первой положительной femme fatale в отечественном кино, а самой Ренате роль Таты принесла награду «Кинотавра» за лучшую женскую роль.
«Жестокость», режиссер Марина Любакова, 2007 год
Роль: Зоя Андреевна
За эту работу Рената Литвинова получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале «Московская премьера». Что помимо воли сценариста и режиссера могло лечь в основу странной дружбы между успешной героиней Ренаты Литвиновой – юристом Зоей – и трудным подростком Викой (Анна Бегунова), остается только гадать. Но в очередной раз поддавшись магии Литвиновой, которую не портит даже нелепая шапочка, можно не обратить внимание на многочисленные нелепости в фильме, которые отметили не только кинокритики, но и зрители. На этот раз ее героиня при всей кажущейся силе и успешности – женщина слабая, что в итоге и делает Зою орудием в руках юной «подруги» и, как следствие, ее очередной жертвой. «Жестокость» подарила многочисленным поклонникам актрисы еще одну крылатую фразу, вложенную в уста ее героини: «Я нормально зарабатываю. Я просто путаю газ с тормозом».
«Последняя сказка Риты», режиссер Рената Литвинова, 2012 год
Роль: медсестра Татьяна Неубивко
Рената Литвинова очень дорожит этой картиной – по принципиальным соображениям, фильм снимался без поддержки продюсеров, на собственные деньги и, по ее словам, «забрал два года жизни». Сама Рената характеризует свою героиню, появляющуюся в земном образе медсестры Тани Неубивко, как «некое мифологическое существо». Это существо «подделывается под человека», пытается общаться и даже выпивать, но главная его задача – «собирать красивые души», чтобы сопровождать их в последний путь, поясняла актриса. А еще, как скоро становится ясно, помогать и исполнять просьбы – как самих уходящих, так и их близких. Зритель быстро понимает, что в этой эстетской картине Литвинова играет Смерть – та вопреки стереотипам может быть не беззубой старухой, а красивой и элегантной женщиной.
«Про любовь», режиссер Анна Меликян, 2015 год
Роль: лектор
Сюжет картины – пять историй – связан лекцией о любви, которую читает героиня Ренаты Литвиновой, вспоминающая различные жизненные ситуации. Актриса появляется в необычном для нее образе – лектор в фильме Меликян внешне больше похожа на интеллектуалку-синий чулок, чем на привычных томных героинь Литвиновой. Очки, небрежная прическа, точнее, ее отсутствие, как и полное отсутствие макияжа, но это все та же женщина-загадка, инопланетянка, как и все ее героини. Героиня Ренаты и тут в очередной раз удивляет зрителей – в пятой новелле главным действующим лицом оказывается она сама, и тут всем окончательно становится ясно, что лектора не просто так интересует тема любви – она нимфоманка. А в эпизоде со вспарыванием подушек невольно вспоминаешь, как разрезала носки нелюбимого мужа Альбина из «Границы».
Фото: Legion Media, кадры из фильмов