Покажите это школьникам! 6 самых необычных экранизаций классики
«Гроза»
Фильм Григория Константинопольского «Гроза» — это авторская трактовка знаменитой пьесы Островского. В своей фирменной эксцентричной манере Константинопольский перенес действие пьесы в наши дни, оставив неизменной ее канву: в небольшом волжском городке происходит трагедия. Катерину, которая в фильме стала жертвой домашнего насилия, сыграла Любовь Аксенова, Кабаниху — хозяйку ресторана — Виктория Толстоганова, мужа Катерины, жалкого маменькиного сынка и охранника заведения — Василий Буткевич.
Более серьезным и безумным трансформациям подверглись герои второго плана: странница Феклуша (Мария Шалаева) стала участницей «Битвы экстрасенсов», изобретатель-самоучка Кулигин — рэпером (Иван Макаревич сам писал треки для своего персонажа), а сумасшедшая барыня превратилась в депутатку-кликушу, мечтающую всю молодежь отправить прямиком в ад.
«Даун хаус»
Один из первых фильмов, который приходит в голову, когда речь заходит о смелых и странных экранизациях русской классики — конечно же, «Даун хаус» Романа Качанова по «Идиоту» Достоевского, с Федором Бондарчуком в роли блаженного Мышкина. Удивительно, что «новой классике», распиленной на мемы, уже больше 20 лет.
Действие фильма перенесено в девяностые. Программист Мышкин возвращается из швейцарской психиатрической клиники за наследством. В дороге он знакомится в «новым русским» Рогожиным, который изливает ему свои любовные страдания по Настасье Филипповне. Богатое воображение Мышкина уверяет его в том, что он тоже влюблен в роковую женщину.
«Двойник»
Еще одну экранизацию Достоевского, перенесенную в наши дни, сделал британец Ричард Айоади — он превратил повесть о приключениях господина Голядкина в психологический триллер с Джесси Айзенбегом в главной роли. А точнее, в двух главных ролях.
Обычный трудяга Саймон сидит на работе в дальнем углу, предпочитая не высовываться. Такая же жизнь складывается у него и дома с его девушкой. Но однажды в офисе появляется Джеймс, внешне — двойник Саймона. Постепенно он, харизматичный и уверенный в себе красавчик, присваивает себе жизнь Саймона.
«Офелия»
Шекспировскую Офелию часто называют одним из самых ярких женских персонажей мировой литературы, но, по сути, знаем мы о ней не так много: возлюбленная Гамлета, сестра Лаэрта, утопленница, героиня прерафаэлитов.
Разобраться в ее характере и чувствах решила режиссер Клэр Маккарти, которая сделала Офелию главной героиней и наделила ее своей историей. Кино с актрисой «Звездных войн» Дейзи Ридли, а также Наоми Уоттс и Томом Фелтоном в главных ролях получилось хоть и традиционной костюмной драмой, но с феминистской оптикой, в которой многие отчего-то не видят универсальности.
«Бестолковые»
Один из любимых фильмов фэшн-индустрии, «Бестолковые» с юными Алисией Сильверстоун и Полом Раддом — это вольное прочтение «Эммы» Джейн Остин, ее четвертого романа, героиня которого занята сватовством своих знакомых.
Первое, на что обращаешь внимание в «Бестолковых» — это безупречный стиль героев. Желтый костюм в клеточку, блузки из органзы, гольфы и пушистая ручка Шер Хоровиц в девяностые, когда вышел этот фильм, были объектами желаний всех девушек. Переложение романа на современную почву при этом получилось настолько органичным, что многие зрители удивляются, узнав о двухсотлетней старине сюжета.
«Жестокие игры»
Ну а самой знаменитой экранизацией классической сатиры, перенесенной в наши дни, остается фильм «Жестокие игры» с Сарой Мигель Геллар, Риз Уизерспун и Райаном Филиппом, тот самый, в котором звучит песня Placebo. Первоисточник — эпистолярный роман Шодерло де Лакло «Опасные связи».
Сводные брат и сестра Себастьян и Кэтрин — из тех, кого принято называть золотой молодежью: болтаются сами по себе, развлекаются интрижками. Очередной жертвой Себастьяна становится Аннетт, дочка директора колледжа, скромняжка и девственница. Кэтрин предлагает Себастьяну пари: если он соблазнит Аннетт, то Кэтрин ему отдастся; а если нет, то Себастьян отдаст ей свою машину.