Светлана Ходченкова, Мила Йовович и другие в образах героических женщин
Светлана Ходченкова в роли Василисы Кожиной
Вокруг судьбы Василисы Кожиной ходят много слухов. До сих пор не известны точные подробности ее подвигов, даже даты ее рождения и смерти не указаны ни в одном источнике. Одни историки полагают, что жена старосты Сычевского уезда отправилась сопровождать пленных французов под конвоем. Другие считают ее основательницей партизанского отряда, за что женщина получила награду от правительства. Третьи думают, подвиги Василисы – не более чем анекдот, – ведь как могла русская женщина руководить партизанами и при этом убить вражеского солдата 200 лет назад? Как бы то ни было, у отечественного кинематографа родилась идея рассказать про Кожину свою историю, с любовной линией, интригами и военными сражениями. Режиссер «Василисы» Антон Сиверс на главную роль утвердил Светлану Ходченкову, уже сыгравшую в прошлом женщину, близкую к войне, в ленте Станислава Говорухина «Благословите женщину». Для новой роли актриса не стала набирать вес, чтобы выглядеть более правдоподобно, и во многих опасных сценах звезду подменяли каскадеры. Так что подготовка Ходченковой состояла лишь из изучения исторических книг и французского языка. Однако эта роль все же стала вызовом Ходченковой: хрупкие и ранимые героини актрисы остались позади, теперь перед зрителем появляется волевая, смелая и безжалостная к врагу женщина, способная защищать себя, семью и родину.
Мила Йовович в роли Жанны Д’Арк
О трагической судьбе национальной французской героини Жанны Д’Арк рассказана не одна история, снят не один фильм, записана не одна музыкальная композиция. То, с каким отчаянием защищала Орлеанская дева свою страну, какой урон нанесла врагу и как мужественно держалась в плену англичан перед сожжением на костре, поистине впечатляет. Далеко не каждый мужчина мог бы и может похвастаться подобной силой, мужеством и железным характером. О роли Жанны, мы уверены, мечтают многие актрисы, и в 1999 году Миле Йовович выпала честь внести свой вклад в историю легендарной военачальницы. Чтобы ее героиня выглядела на экране наиболее реалистичной, актриса лишилась не только длинных волос, но и спокойной жизни. Девушке пришлось отрабатывать технику верховой езды и рукопашного боя, носить 22-килограмовые доспехи в течение нескольких месяцев, обходиться без дублерши при выполнении трюков и подвергать себя опасности. Однако самой печальной была скорее не подготовка к роли, а череда мрачных происшествий: тяжелая атмосфера на съемочной площадке, нервный срыв Йовович, ссоры и развод с супругом Люком Бессоном, режиссером картины, а после выхода фильма – холодные отзывы критиков и номинация актрисы на позорную премию «Золотая малина». В общем, настоящая черная полоса. Но игра стоила свеч: роль 19-летней Жанны Девственницы показала, что Мила может быть на экране не только хрупкой и беззащитной, но и сильной бунтаркой.
Кейт Бланшетт в роли Елизаветы I
Чтобы познакомиться с юной Елизаветой I и обстоятельствами, сделавшими ее королевой Англии, и ранним периодом правления, стоит обратиться к драме индийского режиссера Шекхара Капура «Елизавета» 1998 года выпуска. Однако в его же «Золотом веке», продолжении, вышедшем 9 лет спустя, королева предстает перед своим народом в новом амплуа: уже не так юна и привлекательна внешне, но все же желанна, мудра и умна, Елизавета борется со своим одиночеством, заговорами и Испанией. Закрыв глаза на свои чувства, боль и обиду, Елизавета идет вперед, защищая свой народ. Одним словом, настоящая королева. В обеих лентах Капура передать всю мистику легендарной личности и великой правительницы, королевы-девственницы, довелось Кейт Бланшетт. И с обоими фильмами, мы считаем, актриса справилась на «ура». Она с достоинством появляется как в шикарных нарядах и кокетливых париках на праздниках, так и в рыцарских доспехах на поле боя. В то же время на экране зритель видит не железную леди, а настоящего человека – Кейт настолько реально передала переживания Елизаветы, ее сомнения и страх перед огромной ответственностью, что была номинирована на «Оскар».
Лариса Голубкина в роли Надежды Дуровой
Первая в истории России женщина-офицер – Надежда Дурова, прототип которой известен многим по картине Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». В этом фильме нет той драмы «Батальона», и образ кавалериста-девицы наполнен романтизмом, наивностью и женственностью. Но на самом деле Надежда Дурова не стремилась быть похожей на нежную и трогательную барышню. Еще маленькой девочкой, она была покинута матерью, а отец отдал дочь на воспитание гусару Астахову. Тот научил Дурову ездить верхом, обращаться с пистолетом и саблей. После неудачного замужества Надежда остригла волосы и отправилась с казачьим полком догонять русскую армию на войне 1812 года. Сначала никто из товарищей не подозревал ничего странного, однако вскоре до Александра I дошли слухи – в полку завелась девица. Приехав на прием к императору, Дурова умоляла правителя не прерывать ее службу. Монарх был так поражен ее историей, что не только оставил в армии, но и присвоил новое имя (Александр Александрович), а также велел пошить гусарский мундир. Ее судьба сложилась не так трагично, как у многих других воинственных барышень из нашей подборки. После войны с Наполеоном Дурова переехала в Елабуг и стала писать мемуары. Впоследствии их опубликовал в «Современнике» Александр Пушкин. Что касается экранизации истории Надежды, Рязанов создал музыкальную комедию, в которой в образе Дуровой предстает Лариса Голубкина (только по сценарию зовут ее героиню Шурочка Азарова), сумевшая обойти Гурченко, Фрейндлих и многих других звезд на пробах к фильму. Рязанов вспоминал: «Когда Лариса — крепкая, сбитая, решительная — появилась на пробах, я понял: актриса найдена! Перед съемками я дал ей указания: с завтрашнего дня ты ходишь только в мужском костюме и никаких женственных интонаций в речи! И через два месяца она была абсолютный парень!».
Мария Аронова в роли Марии Бочкаревой
Офицер Мария Бочкарева была не единственной женщиной, сражавшейся в годы Первой мировой войны. Однако именно она создала «Ударный женский батальон смерти», целями которого была не только защита страны, но и поднятие боевого духа российской армии. Впервые Мария вышла замуж в 15 лет, в это же время она стала работать в бригаде по укладке асфальта в Сибири. Уже тогда стали проявляться ее лидерские качества, за что девушку «наказывал» кулаком муж. Бочкарева сбежала и нашла второго мужа, но ей снова не повезло. Все те же проблемы (алкоголизм и домашнее насилие) не давали ей познать настоящее женское счастье. Но Первая мировая перевернула ее жизнь с ног на голову. Став рядовым бойцом, на третий день своей службы она получила Георгиевский крест 4-ой степени и боролась с врагом, как могла. Спустя три года усталость от войны подкосила армию. Наблюдая за упадком, Бочкарева отправилась в Петербург, где и создала свой «Батальон смерти», куда самолично вступали и дворянки, и работницы, и прислуга. Спустя почти 100 лет после начала войны российский режиссер Дмитрий Месхиев, обладатель нескольких наград ММКФ, взялся за создание фильма «Батальон» о легендарной личности, нашей «железной леди», Марии Бочкаревой. Исполнительница главной роли Мария Аронова вместе со многими другими актрисами, принявшими участие в ленте (Мария Кожевникова и Ирина Рахманова), решились на свои небольшие подвиги: остригли волосы, жили по армейскому расписанию, бегали марш-броски и выполняли многие трюки сами. В прокат фильм выходит в конце февраля 2015 года.
Текст: Кристина Подрезова