Художница, любовница, бунтарка: удивительная жизнь Леоноры Каррингтон
Краски сгущаются
Леонора и три ее брата жили в маленьком городке графства Ланкашир на севере Англии, в богатом поместье. Родители, ревностные католики, не баловали детей лаской и вниманием. Они виделись с ними раз в день, в остальное время те были предоставлены самим себе или слугам. От няни-ирландки Леонора услышала кельтские предания и легенды, пленившие ее и без того буйное воображение. Сказочно-волшебным казался девочке и сам дом Каррингтонов – особняк середины XIX века, украшенный статуями, гравюрами и витражами с изображениями птиц. Эти птицы много позже «перелетели» в работы Леоноры и стали своего рода визитной карточкой художницы.
Получив в подарок от матери кисти и акварель, Леонора сразу поняла: рисование – ее призвание. Непокорная фантазерка, она стала головной болью не только для своих родителей, но и для всех учителей. Впрочем, из-за строптивого нрава девочке и самой пришлось несладко. В девять лет Леонору определили учиться в институт благородных девиц при монастыре, откуда она вернулась через несколько месяцев с характеристикой «неисправимый и несносный ребенок». Учебные заведения менялись, а Леонора оставалась тем же enfant terrible. Последней стала школа-интернат мисс Симпсон, славившаяся суровым подходом к воспитанию. Из нее Леонору не выгнали, она сбежала сама и храбро заявилась прямо в кабинет к отцу, немедля поставив ультиматум: единственное образование, на которое она согласна, – художественное. И точка.
Промышленники Каррингтоны не были ценителями живописи, но в конце концов сдались. И ликующая Леонора отправилась учиться живописи во Флоренцию, а затем и в Лондон, в Академию искусств Челси.
Поздравляя дочь, мать подарила ей книгу Герберта Рида о сюрреализме с иллюстрацией Макса Эрнста на обложке. Леонора влюбилась в картину, а позже в ее автора – 46-летнего женатого художника-авангардиста. И сбежала с ним в Париж.
Роман с Эрнстом
Париж конца 30-х кружил голову, точно шампанское. Поэты, писатели, художники, чьи имена сейчас занимают почетное место в энциклопедиях, запросто собирались в кафе на площади Сен-Жермен-де-Пре и вели бесконечные и жаркие споры об искусстве.
Работы Леоноры были сосредоточены вокруг магического, мистического и необъяснимого – сюрреалистичного. Умная и красивая Каррингтон нравилась многим, но не собиралась быть для кого-то музой. Ее привлекала живопись, а еще Макс – ее учитель и любовник.
Устав от Парижа, в 1938 году они перебрались на юг Франции, в Сен-Мартен-д'Ардеш. Эту виллу Каррингтон купила на собственные деньги, просто продав несколько картин. В то время ее работы были даже востребованнее, чем работы Макса.
Леонора и Эрнст наслаждались друг другом, искусством и свободой: казалось, счастье будет длиться вечно. Идиллия кончилась с началом Второй мировой. Эрнст был немцем, и это стало поводом для ареста. Художника заключили в тюрьму, а Леонора, пытаясь освободить возлюбленного, пережила первый нервный срыв. Что могла сделать художница-иностранка без денег и связей? Но Макса отпустили, но потом все повторилось. Снова арест, слезы...
Вскоре Леонора сама бежала из Франции в Мадрид, где у нее случился еще один нервный срыв. Богатые родители не оставили дочь: отец поместил Леонору в лечебницу, где ее пытались усмирить с помощью сильнодействующих и небезопасных средств.
Максу повезло больше: его спасла известная американская меценатка Пегги Гуггенхайм. Великий коллекционер картин и мужчин, она увезла художника на свою родину и... благополучно вышла за него замуж (Макс стал третьим супругом Пегги).
Спокойную и безразличную Леонору отец и мать вызвали домой, отправив за ней любимую няню на... подводной лодке. Но Леонора не хотела возвращаться к властным родителям и, как когда-то из школы, сбежала по дороге. Да еще и вышла замуж, правда, фиктивно за друга Пикассо – дипломата Ренато Ледюка. Молодожены сначала отправились в Штаты, а затем в Мексику.
Мексиканские страсти
Этой стране была чужда английская сдержанность, она не могла похвастаться французским шармом, но именно здесь Леонора почувствовала себя дома. Художница сблизилась с выдающимися людьми страны: в круг ее общения входили фотограф Кати Хорна, мексиканский поэт Октавио Пас, Фрида Кало и Диего Ривера, испанская художница Ремедиос Варо и ее муж – поэт Бенджамин Перет. Однако самое главное: здесь она встретила мужчину, с которым прожила долгие годы и воспитала двоих сыновей, – фотографа Эмерико Вайса.
Первая мексиканская выставка Каррингтон прошла в мебельном магазине, но через несколько лет картины художницы уже имели успех в Париже. Потом было много персональных выставок (уже не в магазинах) в Мексике и выход нескольких книг – у Леоноры открылся писательский дар.
Но пророка нет в отечестве своем: когда в 2006-м искусствоведы отыскали британских родственников Каррингтон, те очень удивились, что известная художница из далекой Мексики имеет к ним какое-то отношение.
Прожив почти век, Леонора умерла в 2011 году, в эпоху цифровых изображений и Интернета, а не сюрреализма. Но сама ее биография, где есть ирландская няня, парижская богема, немецкие оккупанты и мексиканское художественное общество, – типично сюрреалистичный сюжет.
Фото: East news, Legion media, Getty images