Игорь Петренко и Екатерина Климова: это была славная охота...
Они уже много лет муж и жена, однако в профессиональной жизни случай редко сводит их вместе. Съемка и интервью для VOICE – счастливое исключение...
ИГОРЬ: Катя!
ЕКАТЕРИНА: Я.
C: Вы замечали, что похожи на других актеров?
Е: Да-да-да, Игорь – на Тома Круза и Алена Делона, мне кажется. Причем эти сравнения на слуху.
И: Катя мне напоминает Одри Хепберн. У нее бывает такое настроение – абсолютный позитив, улыбка до ушей. Как будто в ней чертенок сидит. Но я не провожу аналогий, она для меня сама по себе индивидуальность.
C: В редакции считают, что вы российские Брэд Питт и Анджелина Джоли.
И: Как минимум!
Е: Мы не против.
C: Негритенка усыновить не хотите?
И: Давай усыновим, Кать?
Е: Мы пока с трудом справляемся с уже имеющейся оравой детей. У Питта и Джоли гонорары, что ли, побольше. Или они все-таки подисциплинированнее, все успевают. И до благотворительности руки пока не доходят. Мы все никак в квартире ремонт не доделаем и не переедем в нее. Так что до Брэда с Анджелиной нам пока далеко.
C: Вы ведь давно вместе. Замечаете, как меняетесь?
Е: Когда постоянно лицом к лицу, сложно заметить, как человек меняется. Могу сказать, что Игорь растет как актер, и это поражает меня снова и снова. Я им горжусь.
И: С профессиональной точки зрения, конечно, что-то меняется. А внешне... Мы больше наблюдаем, как растут наши дети. Матвею три, Корнею – год. Лиза в школу ходит... Посмотрите: Катя – мать троих детей, а вообще не изменилась.
C: После длинных сериалов стать актрисой достойного полнометражного кино сложно. Как Кате это удалось?
И: Ой, а можно я тоже поучаствую в ответе на этот вопрос? Когда в конце 90-х появились сериалы и реклама, многие артисты не хотели в них сниматься – вроде как не искусство, «мыло». Сегодня разницы между сериалами и большим кино почти нет. Я не так давно снялся в 80-серийном проекте, пошел туда зарабатывать деньги. И понял, что разницы нет. Сидеть и ждать чего-то великого, вечного? Так его можно никогда и не дождаться, поэтому без угрызений совести пошел работать в сериал. И у меня там есть сцены, которыми я горжусь. В общем, все зависит от режиссера и актера.
Е: А я, когда снимаюсь в сериале, то играю, как в большом кино: не халтурю, работаю в полную силу. Чтобы перебраться из сериала в серьезное, хорошее кино, надо качественно делать свою работу. Либо ты развиваешься профессионально, либо нет. Я всегда работала в театре, регулярно играть в спектаклях – это значит развиваться.
C: Когда люди обсуждают музыку, они оперируют понятиями вроде «попса». Какие эпитеты используют артисты, когда обсуждают фильмы?
И: Для меня – живое или пластмассовое. Но это на уровне разговоров.
Е: Когда ты смотришь кино и забываешь о том, что ты профессионал, это и есть чудо. Когда плачешь и смеешься, просто как зритель, а не думаешь о том, какая хорошая операторская работа, костюмы какие красивые.
И: Режиссеры – особенно молодые – уходят в визуальные эффекты, дробный клиповый монтаж. Художественный образ разрушается. Вот старое кино: один план может длиться десять минут. Сыграв на общем плане, артисты выходят на крупный. А зритель, как в театре, погружается в создаваемую артистами и правильно сработанную режиссером сцену. Оператор помогает подчеркнуть нутро происходящего. Сегодня этого, к сожалению, нет.
Е: Бывает, картина снята очень талантливо, но смотришь ее и думаешь: зачем? Она холодная, а то и вовсе омерзительная по сути. И так этого много, что хочется чего-то простого и созидательного. Сегодня в кино тенденция к разрушению, очень от этого устаешь.
И: Молодые режиссеры хотят кого-то обличать и обвинять. Позитива очень мало, надежды.
C: Игорь, вы не раз в интервью говорили, что сами собираетесь в режиссуру.
И: Сложность как раз в том, чтобы сказать себе: все, я сейчас от всего отказываюсь и начинаю работать над режиссерским дебютом. При этом хочется нормально жить. Вот и думаешь: как бы заработать денег, чтобы их хватило надолго, чтобы можно было сделать паузу и спокойно оглядеться вокруг.
Е: Игорь, похоже, ты жалуешься, но ты же выбираешь самые интересные проекты из тех, что тебе предлагают...
И: Из последних – «Мы из будущего-2». Кстати, именно там я сделал много шагов навстречу собственной режиссуре и сейчас пишу историю, которую в будущем хотел бы снять...
C: А кто вообще это придумал – снимать «Мы из будущего-2» и кому пришла мысль пригласить Игоря Петренко на роль Бормана, которую в первой части исполнял Даниил Козловский?
И: История эта началась давно, когда еще запускалась первая часть. Нам с Екатериной предложили сыграть двух главных героев: мне – Бормана, ей – Нину. Но, прочитав сценарий, я не увидел точек соприкосновения со своим героем. Да и история мне показалась поверхностной.
Е: Короче, ты отказался.
И: Да. А Екатерина согласилась.
C: Почему, Катя?
Е: Мне как раз понравился сценарий.
И: Но на премьере я был потрясен: результат сильно отличался от сценария. Я искренне порадовался за Катю. Спустя какое-то время предложили – в первую очередь Екатерине – поработать над продолжением. Ситуация осложнилась тем, что в проекте не участвовал ни режиссер первой части Андрей Малюков, ни исполнитель роли Бормана Даниил Козловский.
Е: И хотя зрителю картина очень понравилась, у меня были серьезные сомнения, стоит ли делать продолжение. Наверное, если бы не Игорь, я бы не согласилась сниматься.
И: Подожди-ка, ведь ты дала согласие еще до того, как согласился я. Впрочем, видимо, это была тонкая женская стратегия. Продюсер второй раз предложил мне роль Бормана. Мне это показалось странным. Ведь Борман – это не Джеймс Бонд, которого могли играть разные актеры. Как героиня Кати будет говорить «Люблю» тому же персонажу, но другому артисту? Зритель же помнит игру Козловского. В общем, я отговаривал Екатерину и, когда она наконец собралась на переговоры, пообещал, что помогу ей сказать «Нет». Но в тот день попал в дикую пробку... В общем, чего оправдываться – я попросту не приехал. По телефону Катя сказала: «Ты как хочешь, а я подписала контракт». Когда мы вечером встретились, я спросил: «А кто же будет играть Бормана?» На что она гордо ответила: «Не знаю!» И я решил, нырну за ней в эту историю. Авось, выплывем.
C: Ну и что же, выплыли?
И: Я понимал, что мы с Катей снимаемся вместе, и это не должно стать холостым выстрелом. Все будут обсуждать наш дуэт, на нас лежит огромная ответственность за проект. В общем, в работе над этой картиной мы не дали спокойной жизни ни режиссеру, ни продюсерам... Лезли в сценарий, в режиссуру, в музыкальное оформление...
Е: Убедили продюсеров именно на нашей сцене поставить саунд-трек группы «Океан Эльзы» «Така, як ты». Для одной из сцен Игорь убедил даже пригнать кран, чтобы камера «летала».
И: Надеюсь, что вторая часть получилась у нас не хуже первой. Это была славная охота, как говорится.
ФОТОГРАФ: ВЛАДИМИР ШИРОКОВ. АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: ГРИГОРИЙ ШЕЛУХИН. ВИЗАЖИСТ: НАДЕЖДА КНЯЗЕВА@THEAGENT.RU. СТИЛИСТ: ЛАДА АРЗУМАНОВА. НА ЕКАТЕРИНЕ: ПЛАТЬЕ, EMPORIO ARMANI.
C: Со времен сериала «Лучший город Земли» у вас появлялись еще возможности поработать вместе?
И: Не так много.
Е: У нас есть общий спектакль «Ленинградский романс» по пьесе Арбузова «Мой бедный Марат» в постановке Петра Александровича Штейна.
И: Екатерина играет Лику, я – Марата, а Дмитрий Исаев – Леонидика.
Е: Волшебная история, которую мы играем с удовольствием и на этот спектакль всегда всех приглашаем.
C: Игорь, как станете режиссером, будете снимать Екатерину?
И: Иногда.
Е: И в массовке. (Смеются.)
«Со мной очень сложно работать. И чем дальше, тем сложнее. Беспокойный я артист».
C: Вообще у меня ощущение, что вы сильно разочарованы в профессии.
И: Я не то чтобы разочарован, а просто избалован работой с такими режиссерами, как Павел Чухрай («Водитель для Веры». – Прим. авт.), Николай Лебедев («Звезда». – Прим. авт.), Александр Хван («Кармен». – Прим. авт.), это авторское кино, где режиссеры требуют от артистов профессионализма. А для продюсерского кино артистов набирают по фактуре, по типажу. Во многих проектах от тебя ничего не требуют: пришел, прочитал текст, ушел. Поэтому у меня претензия к режиссерам. Поэтому со мной очень сложно работать. И чем дальше, тем сложнее. Я мягкий, спокойный и на многое не обращаю вообще никакого внимания, но в работе могу быть очень даже жестоким. Беспокойный я артист, да.
Е: Вот перестанут тебя приглашать сниматься, начнешь делать что-то сам. Игорь очень увлекающийся человек. Помимо режиссуры у него еще столько дел, что трех жизней не хватит, чтобы все осуществить. Он пишет сценарии, организует профсоюзы, становится членом каких-то партий и яхт-клубов, бесконечный номинант всяких премий. Разве что крестиком не вышивает. А какие он делает горшки с детьми!
C: Какие еще горшки?
И: Это мы хотели к маминому возвращению с гастролей вылепить на гончарном кругу горшки.
Е: И теперь весь балкон в неудавшихся подарках.
И: Но мы обязательно добьемся своего и сделаем что-нибудь к следующему маминому приезду!
Е: Лучше про деревянное кольцо расскажи. У Игоря была идея сделать мне подарок на Новый год. Или это был день рождения Корнея? В общем, деревянное кольцо с большим бриллиантом. То есть вырезать кольцо из дерева и на БФ приклеить бриллиант.
И: Почему на БФ-то?
Е: Ну или на ПВА. В общем, на клей посадить драгоценный камень.
C: И где это кольцо? Покажите!
Е: Друзья убедили этого не делать.
И: Они зачем-то заложили меня Кате. А я ведь уже нашел твердую породу, чтобы не рассыхалась, даже начал обрабатывать. Но мне нужны были инструменты и рабочее место. Поэтому отложил эту идею до тех пор, пока у меня не появится свой кабинет.
C: Вы вообще подарки любите?
Е: Конечно!
«Он пишет сценарии, организует профсоюзы, разве что крестиком не вышивает».
C: У обычных людей мужчина часто дарит женщине цветы. А как это бывает у артистов – ведь у вас на премьерах и спектаклях и так цветов навалом?
Е: Я раньше недооценивала присутствие цветов в квартире, но когда регулярно после спектаклей приносишь домой живые цветы, да и Игорь меня часто балует, привыкаешь. К тому же у нас в семье столько женщин, что Игорь приходит с букетами для всех, даже для Лизы... А к хорошему быстро привыкаешь. Отвыкать уже не собираюсь.
И: На самом деле редко бывает, чтобы я каждый день приходил и всем по букету дарил. В основном, конечно...
Е: ...по два! (Смеется.)
И: Но чаще я все-таки дарю цветы Екатерине.
C: Вы цветы по телефону заказываете или к ларьку бегаете?
И: Я никогда не покупаю готовые букеты, составляю их сам. Могу прийти в магазин, долго стоять и думать, какой цветок с каким соединить. Получается нечто. Поэтому продавцы некоторых цветочных магазинов меня знают. Видят меня и понимают: это надолго.
C: Вы традиционные «половые» праздники отмечаете – 23 февраля, 8 Марта?
Е: Мы как начинаем с 23 февраля, так до 8 Марта и не прекращаем. На самом деле у нас дома праздник каждый день. Я даже устала от них. У нас столько дней рождения – каждый месяц отмечаем. Семья-то большая: и бабушки, и дедушки, и сестры, и племянники...
И: Это правда. Но я бы не сказал, что мы традиционно отмечаем праздники. У нас вообще странное отношение к ним. Точнее, у меня.
C: А в чем странность?
И: Я, например, могу ничего не подарить на день рождения.
Е: И я стала так делать. Научилась.
И: Я не люблю и никогда не любил обязаловку. Это как в детстве: если приходят гости, значит, тебя непременно должны поставить на стул, чтобы ты продекламировал стишок. А у меня со стихами не ладилось, больше со спортом. С тех пор осталось это чувство: как только мне говорят что-то сделать – я не могу. Я должен сам, от себя. Поэтому могу ничего не подарить на день рождения, если не увижу или не придумаю подходящий подарок. А дарить дежурный флакон духов не хочу.
ФОТОГРАФ: ВЛАДИМИР ШИРОКОВ. АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: ГРИГОРИЙ ШЕЛУХИН. ВИЗАЖИСТ: НАДЕЖДА КНЯЗЕВА@THEAGENT.RU. СТИЛИСТ: ЛАДА АРЗУМАНОВА. НА ЕКАТЕРИНЕ: ПЛАТЬЕ, NOLITA. НА ИГОРЕ: РУБАШКА, RICHARD JAMES
C: Спортом занимаетесь? Форму держите?
И: Давно в зал не ходил. Последний раз – во время подготовки к съемкам в «Запрещенной реальности». Наверное, выручает спортивное детство, я занимался спортивной гимнастикой.
C: Помню, четыре года назад на фестивале «Кинотавр» на одной вечеринке вы участвовали в конкурсе – кто быстрее надует и разорвет грелку. И победили.
И: (Смеется.) Точно! Хотелось не ударить в грязь лицом. Но порвал ее так быстро, что не заметил. Я люблю подводное плавание и легко переплываю бассейн туда и обратно на задержке дыхания. Правда, давно этого не делал.
C: Как вы думаете, трое детей – это много или еще не очень?
Е: Много.
И: Это много. Конечно, все относительно. В семье моего деда было 11 человек. А сейчас и трое детей уже много. Хотя у отца Иоанна, в миру известного как Иван Охлобыстин, – шестеро. Так что нам еще есть куда стремиться.
C: Как вы их укладываете, простите?
И: Ну как, снотворным! Точным ударом. (Смеется.) Несмотря на то что детишки у нас шумные, задорные, веселые, они понимают, что пора спать. Но бывает, что и до часа ночи не уложить. Помогает мультфильм или сказка. К сожалению, нам с Екатериной не так часто удается это делать самим. Чаще ритуал этот достается бабушкам.
C: Вдвоем побыть удается?
И: Тоже редко.
C: Катя готовит?
Е: Я? Да!
И: Готовит, но тоже в последнее время нечасто – работы много. Но готовит она очень вкусно. Я всегда с удовольствием ем мясо, приготовленное Катей.
C: Вы за продуктами в «Ашан» ездите?
И: Ездим. Потому что покупать то количество продуктов, которое потребляется в нашей семье, в «Азбуке вкуса» накладно. Ночью заедешь в городской супермаркет, потратишь пять тысяч, а ничего толком не купишь.
Е: (подойдя): Это ты про что?
И: Про «Ашан».
Е: Ты еще про рынок Дорогомиловский расскажи.
И: Кстати, да, мясо лучше покупать на рынке, оно там свежее. И рыба тоже. В общем, разные продукты надо покупать в разных местах. (Смеются.)
C: Вы могли бы сказать, что быт съедает романтику отношений?
И: Конечно, съедает. Но мы ненормальные люди, нас съесть сложно. Но приземленными мы не станем – нам помогают с бытом бабушки, няни, и вокруг нас слишком много интересных людей, которые не допустят деградации.
C: Есть вещи, которые люди никогда не покажут друг другу на первом свидании, но, когда отношения развиваются, физиология свое берет...
Е: Муж и жена из знакомой семейной пары предпочитают спать в разных комнатах, чтобы сохранить остроту ощущений. Подруга рассказывала, что они с мужем спят под одним одеялом. Я предпочитаю спать на одной кровати с Игорем, но под разными одеялами.
C: Вы интересовались историей своих фамилий, семейное древо составляли?
И: У меня явно голубая кровь по папиной линии. (Смеются.) Но он ничего об этом не говорит, папа в 16 лет убежал из дома, я не видел его родителей или видел, когда маленьким был. А мамины корни уходят в Пензу, за Урал, в Оренбургскую область. Это очень интересно. Сейчас многие занимаются такими исследованиями.
Е: Да, но сейчас куда ни плюнь, всюду Рюриковичи, Нарышкины, и уже даже как-то неловко. В дореволюционной России было всего два процента дворян, все остальные – простолюдины, а теперь, оказывается, наоборот.
C: Вы, кстати, как предпочитаете, чтобы говорили: Игорь Петренко и Екатерина Климова или Екатерина Климова и Игорь Петренко?
И: Не принципиально. Хотя в Библии написано: «Да прилепится жена к мужу своему». И, наверное, правильнее, если сначала мужчина, а потом женщина.
Е: Меня устраивает «Игорь Петренко и его жена».
Беседовал Андрей Захарьев
Благодарим за помощь креативное рекламное агентство HUSKY PROMOTION.