Элла Фицджеральд: решающий голос
Часто проблемы возникали, когда приходилось выступать на юге Америки, где расовая дискриминация цвела пышным цветом. Однажды в Хьюстоне полиция ворвалась за кулисы, чтобы «проучить этих зарвавшихся нигеров». За неимением лучшего повода Эллу арестовали за то, что она смотрела, как другие музыканты играли в кости на интерес. Скандал получился масштабным, шефу полиции пришлось оправдываться: «Мои парни несколько перестарались». Элла с горечью вспоминала: «И у них еще потом хватило наглости попросить у меня автограф».
Проблем не удавалось избежать и в Европе. Однажды Элла с подругой сидела в парижском баре. Открылась дверь, и вошли двое военных. Увлеченные беседой, они заказали выпивку и тут обнаружили рядом с собой темнокожих женщин. Ничего не сказав, молодые люди демонстративно перебрались за дальний столик. Другие посетители, возмущенные этой сценой, покинули свои места и сели поближе к Элле, приветливо улыбаясь и спрашивая, как мадам нравится Париж.
Публичные отношения
Элла даже в юности не отличалась красотой, а с годами еще и сильно располнела. Другие артисты заглушали стресс наркотиками и алкоголем, она же свои печали заедала. Страдая от осознания собственной непривлекательности, Элла с благодарностью принимала любые знаки мужского внимания. Но часто была не в состоянии объективно оценить достоинства и недостатки кавалеров. Первый супруг Эллы активно пытался вмешиваться в ее карьеру. Кроме того, как выяснилось позднее, он занимался торговлей наркотиками и даже успел отбыть небольшой срок в тюрьме. Брак пришлось аннулировать. Второй роман был, что называется, служебным: Фицджеральд вышла замуж за контрабасиста Рэя Брауна, они усыновили мальчика – сына сводной сестры Эллы. Их союз продержался около шести лет, потом вмешались «неразрешимые разногласия». В их случае это были несовместимые с семейной жизнью гастрольные графики. Как грустно заметила сама Элла, «нелегко, когда оба заняты в шоу-бизнесе». В итоге, как и у многих артистов, самые главные отношения в ее жизни – с публикой.
И эта любовь была взаимной и прочной. На празднование девятнадцатилетия творческой деятельности Эллы приехало столько народу, что опоздавшей Одри Хепберн едва нашлось место в зале. Большой поклонницей певицы была Мэрилин Монро. Актриса специально хлопотала, чтобы устроить выступления Эллы в одном из самых шикарных клубов Лос-Анджелеса, где чернокожих обычно не жаловали. На первом же концерте собрался весь цвет голливудских звезд во главе с Монро.
Восторг публики, как наркотик, от него невозможно отказаться. Элла работала без перерыва. Аккомпанирующие ей музыканты часто не выдерживали концертный график, и им приходилось искать замену. Элла выступала даже через два дня после похорон любимой сестры: формулу Show must go on придумали отнюдь не Queen.
Но такая жизнь не могла не сказаться на здоровье певицы. В семидесятые годы у Эллы сильно ухудшилось зрение, она страдала от диабета. В 1993 году из-за его последствий ей ампутировали обе ноги ниже колен. Теперь, конечно, о выступлениях нельзя было и мечтать. Фицджеральд проводила много времени дома, слушала музыку, смотрела мыльные оперы и активно занималась благотворительностью. Незадолго до своей смерти, в 1996 году, она основала фонд, который действует по сей день.
ТЕКСТ: Елена Коровушкина