Заместитель директора Фонда Росконгресс Елена Маринина о перспективах культурного сотрудничества стран БРИКС

По следам ПМЭФ, состоявшегося в июне, обсудили с заместителем директора Фонда Росконгресс и директором Фонда Инносоциум итоги форума, спрос на русскоязычный контент и перспективы сотрудничества стран БРИКС в рамках креативной сферы.
Заместитель директора Фонда Росконгресс Елена Маринина о перспективах культурного сотрудничества стран БРИКС
Архивы пресс-службы

Елена, как бы вы в целом охарактеризовали итоги ПМЭФ этого года? Какое впечатление он оставил у вас?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я с большим удовлетворением оцениваю итоги форума. Мы продолжаем обсуждать и анализировать достигнутые результаты, но уже видим, что работа по подготовке мероприятия, которая велась Фондом, дала ожидаемый эффект. Фонд Инносоциум провел в ходе ПМЭФ-2024 обширную программу по трем направлениям: это широкий круг вопросов развития креативных индустрий, дискуссии по социальной тематике и уже традиционно целый день был посвящен взаимодействию бизнеса и государственной власти с НКО. Успешно прошёл VIII Форум Креативного Бизнеса, который в этом году фокусировался на расширении взаимодействия со странами БРИКС. Из 19 дискуссий форума 16 были посвящены тематике развития креативных индустрий стран БРИКС. В общей сложности в мероприятиях Фонда Инносоциум на ПМЭФ-2024 приняли участие более 200 спикеров. Это арт-менеджеры, дизайнеры, издатели, кинопродюсеры, руководители медиахолдингов и лидеры IT-индустрии. Наши мероприятия посетили свыше 2000 участников, а трансляции сессий собрали свыше 1,3 млн просмотров в соцсетях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы выступили творческим директором и организатором выставочного направления в области креативных достижений и культурного разнообразия народов России и стран БРИКС. Какие главные цели ставили себе в работе?

Я бы назвала главной целью направления своей работы в этом году популяризацию культурной идентичности стран объединения БРИКС. Мы все понимаем, что необходимо учитывать, изучать и развивать существующий тренд на демонстрацию причастности человека к определённой культуре. Но культурная идентификация часто бывает неосознанной. При этом все мероприятия, которые мне удалось организовать, направлены на формирование восприятия человека через отождествление его собственного образа с культурным образом общества, частью которого он выступает. Это не только внешний вид, одежда, предметы быта, но и весь огромный мир его духовных ценностей, это духовное содержание человека, являющегося неотъемлемой частью исторической культуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Выступление в рамках программы Национальных брендов БРИКС
Выступление в рамках программы Национальных брендов БРИКС
Архивы пресс-службы

Одним из событий стала выставка «Национальные бренды БРИКС», где была представлена в том числе и уникальная коллекция киноплакатов. Почему выбрали именно такую тематику?

Это была очень своевременная идея, мы специально приурочили её к открытию ПМЭФ и не ошиблись. Я разговаривала со многими участниками форума, они в один голос уверяли, что не ожидали от выставки киноафиш таких открытий, которые случились с ними. Еще более полувека назад талантливые художники создавали шедевры, определившие развитие графического языка и дизайна на много лет вперед и являющиеся сегодня частью национального художественного достояния. Нам впервые за многие годы работы ПМЭФ удалось приоткрыть для участников форума уникальные артефакты хранилища Госфильмофонда. Свою роль сыграло то, что выставка прошла в историческом здании Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина на Васильевском острове. Кино было выбрано неслучайно. Оно формирует эстетические установки миллионов, а киноплакат в доцифровую эру играл огромную роль в популяризации фильмов. Выставка раскрыла страницы общей истории наших стран. И я особо отмечу, что мы на постоянной основе поддерживаем и развиваем взаимодействие со странами БРИКС в области кинематографа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие главные результаты данной выставки вы бы отметили?

Хочу обратить внимание на крайне важную тенденцию. И эксперты в ходе дискуссий, и посетители выставки в разговорах отмечали, что за последние годы кратно возросло потребление русскоязычного оригинального контента. Среди всех сфер жизни культура более всего подвержена влиянию глобализации, и мы с вами видим, что это зачастую приводит к стиранию и исчезновению национальных культур. Учитывая всеобщее стремление к культурной самоидентификации, самобытности, я выделяю в качестве главного фактора, наряду с использованием коммуникационных технологий, – использование самого доступного, абсолютно интернационального, понятного и эффективного языка – языка кинематографа. У нас есть обширный опыт и большие планы на развитие сотрудничества в сфере кинопроизводства с нашими друзьями из стран БРИКС.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Еще одно крупное событие — Форум креативного бизнеса стран БРИКС. Какие дискуссии, как вам кажется, были самыми важными – и самыми горячими?

Это был уже восьмой по счёту форум и отмечу, что в предыдущие годы на нашей коммуникационной площадке активно присутствовали зарубежные участники. Но в этом году мероприятие было специально разработано с учетом заинтересованности представителей креативных индустрий стран БРИКС. При подготовке дискуссий форума опирались на наиболее горячие вопросы и наиболее востребованные темы в сфере креативных индустрий. Это огромный по объёму информации и направлений список: говорили про инвестирование в культурный капитал, экспорт анимационного контента, продвижение национальных брендов в индустрии моды, нейросети и творческий контент, новые медиа, сохранение культурного наследия, изменение социокультурного пространства, развитие отечественных стриминговых платформ, образование в креативных индустриях, формирование музыкальных трендов, инвестиции в креативные индустрии, культурный обмен и российская арт-индустрия в странах БРИКС.

В какой креативной сфере вы видите наибольшие перспективы для выстраивания взаимовыгодного сотрудничества стран БРИКС?

Мы внимательно следим за тем, как страны БРИКС активно развивают творческое предпринимательство и делятся друг с другом успешным опытом и интересными идеями для достижения различных целей, в том числе популяризации культуры, сохранения культурного кода и культурной идентичности. Я считаю, что особое внимание с акцентом на развитие креативного сектора нужно уделять культуре как элементу «мягкой силы». Правительство оказывает финансовую поддержку проектам в области искусства и культуры, используя налоговые льготы, гранты и финансирование проектов. Но важен и культурный обмен между странами БРИКС – инструмент преодоления барьеров на пути к продуктивному сотрудничеству. И особо надо отметить образование. Одним из эффективных инструментов для стимулирования международной кооперации стран альянса может стать разработка образовательных программ для молодежи в сфере креативных индустрий, формирование программ обмена студентами и специалистами, развитие цифровых онлайн-платформ, создание совместных продуктов, отражающих общие культурные ценности, формирование рынка товаров и услуг, предлагаемых сектором творческих индустрий и культурный обмен между странами альянса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Елена Маринина с галеристкой и арт-куратором Фарой Сиддики Хан (галерея FSCA, Нью-Дели, Индия)
Елена Маринина с галеристкой и арт-куратором Фарой Сиддики Хан (галерея FSCA, Нью-Дели, Индия)
Архивы пресс-службы

А какие направления, как вам кажется, недополучают внимания?

С моей точки зрения, необходимо продолжать развивать условия для конкурентного и равномерного развития всей сферы креативных индустрий чтобы одни направления не превалировали над другими. С особым вниманием я отнеслась бы к мерам, которые помогут притоку квалифицированных кадров в индустрию. Мы работаем над этим, и одним из успешных примеров является конкурс «Инносоциум», который Социальная платформа Фонда Росконгресс проводит при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Фонда президентских грантов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие соглашения уже были заключены по итогам мероприятия?

Ежегодно в ходе ПМЭФ подписывается целый ряд соглашений на многомиллионные суммы. Хотела бы особо отметить подписанное 6 июля Соглашение о сотрудничестве с Мурманской областью о проведении Международного Арктического форума «Арктика – территория диалога» в 2025 году в Мурманске. Это очень важное решение, которое позволит вести работу по сохранению экологии, развитию туризма, привлечению новых кадров в том числе в креативные индустрии не только региона, но и всей российской Арктики.

Какие идеи есть у Росконгресса по расширению международного сотрудничества в рамках БРИКС в ближайшей перспективе?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С учетом наработанного опыта, мне видится, что для развития сотрудничества в творческой сфере требуется уделять внимание созданию совместных проектов, использованию нашего опыта и опыта наших партнеров при создании копродукции с перспективой выхода на международные рынки. Важно учитывать роль презентаций товаров креативного сектора и поддержку производителей, создающих конкурентный продукт. Уверена, что творческие индустрии таким образом будут способствовать расширению экспортного потенциала стран БРИКС и укреплению культурных связей между ними.