Заместитель директора Фонда Росконгресс Елена Маринина: «Своей целью мы видим построение в России креативной экономики»

Заместитель директора Фонда Росконгресс Елена Маринина рассказала о процессе взаимодействия бизнеса и креативной индустрии, TikTok-блогерах и недосказанных идеях.
Заместитель директора Фонда Росконгресс Елена Маринина: «Своей целью мы видим построение в России креативной экономики»
Архивы пресс-службы

За несколько лет Форумы креативного бизнеса стали неотъемлемой частью крупнейших деловых событий — Петербургского, Восточного экономических форумов... Какое место сфера творчества занимает в «традиционной» экономике?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас уже всем понятно, что именно креативные проекты, инновации играют главную роль в экономическом развитии и в целом, можно сказать, двигают историю всего человечества. Поэтому диалог о том, какими могут быть инструменты поддержки творчества, помощь талантам, вообще создание дружелюбной среды для креатива — важнейшая часть любого серьезного разговора об экономике и обществе. Впервые мы опробовали этот формат на Петербургском международном экономическом форуме-2021: тогда мы видели задачу в том, чтобы собрать за одним столом всех, от кого зависит развитие креативной экономики. В мировом масштабе мы не были первопроходцами — к такого рода форматам приходят и в других странах. Было важно начать системную работу в этом направлении в России, ведь потенциал у нашей страны огромный, особенно — в регионах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Большой» бизнес разделяет этот интерес к креативным сферам?

Да, нам не пришлось никому доказывать важность такого подхода, потому что это все видят: те сферы, которые связаны с креативом, интеллектуальной деятельностью, не только развиваются быстрее других, но и становятся локомотивом для важных социальных проектов, меняют облик территорий, помогают развивать инфраструктуру. Бизнес, в основе которого лежит творчество и нестандартный взгляд, способен и на быстрый рост, и на создание множества рабочих мест. Конечно, всё еще не безоблачно: крупный бизнес относится к принципиально новым идеям с некоторым недоверием, правило «семь раз отмерь» играет очень большую (даже слишком большую) роль. Включиться в креативные проекты иногда мешает непонимание долгосрочных выгод. Это нормально, поэтому одна из задач Форума креативного бизнеса — чтобы обе стороны увидели, услышали и поняли друг друга. И «креативщики», и носители более консервативных взглядов, умеющие просчитать всё трезво. У нас рождается синергия, новые бизнес-союзы, идеи и даже целые направления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Как можно измерить эффект такого сотрудничества и форума в целом?

Измерять эффект сотрудничества было бы слишком самонадеянно с нашей стороны: благодаря форуму рождаются коллаборации и проекты, которые находятся на разных этапах своего пути. Конечно, и у нас есть свое представление о критериях эффективности форума, на разных этапах они были разными. На первых ФКБ нам был важен сам факт, что люди искусства, представители креативных индустрий, вступили в полноценный диалог с крупным бизнесом и управленцами, представляющими государство. Тогда обсуждались и решались принципиальные вопросы развития креативной экономики, «экспорта» российских инициатив и их масштабирования на мировом уровне, соединения традиционных форм творчества и новых технологий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Форум растет, масштабы можно оценить, например, по ФКБ на Петербургском экономическом форуме этого года: более 20 сессий с участием более 90 ведущих экспертов в своих отраслях — от кинематографа до индустрии моды и дизайна. В мероприятиях участвовали более 500 человек, а если прибавить аудиторию трансляций, то цифра перешагнет за миллион. Обсуждали искусство и медиа в эпоху перемен, поиск идентичности, инвестиции в креативные сферы и многое другое. Пожалуй, магистральной темой была «децентрализация» кино, возможности кинопроизводства в регионах, потому что нашим стратегическим партнером выступила Академия «Дух огня», еще один проект, созданный нами в содружестве с Ханты-Мансийским автономным округом. Частью программы ФКБ в Петербурге стал фестиваль народов Севера «Душа России» — в нем участвовали более 500 музыкантов, артистов, художников из 15 регионов. На Восточном экономическом форуме у нас также обширная программа ФКБ — и деловая, и творческая, включающая, в том числе, показ фильма о фестивале.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Насколько велик вклад креативных индустрий в экономику?

Оценки вклада креативных индустрий в экономику России разнятся. Еще несколько лет назад нижней границей оценок было 0,5% ВВП, или около 500 млрд рублей, понятно, что этот вклад увеличивается. Если понимать креативную сферу широко, то есть плюсовать кинематограф, СМИ, кибериндустрию и, например, туризм, то это будет довольно внушительная доля ВВП. Нужно учитывать и то, что творческие отрасли прямо или косвенно «подталкивают» развитие многих других, а в конечном счете влияют на качество человеческого капитала, а это, может быть, самый главный показатель. Свою миссию мы видим в том, чтобы всесторонне помогать творческим инициативам воплощаться в жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы сказали «если понимать креативную сферу широко», а насколько разными могут быть трактовки этого понятия?

Зависит от традиций каждой страны. Где-то к креативным индустриям могут причислять национальную кухню, традиционную медицину, туризм, как это происходит в Таиланде. А в Великобритании, например, реклама считается частью креативной экономики. В России, пожалуй, нет каких-то четких критериев в духе «Это творчество, а вот это уже не творчество», и мы стараемся быть максимально открытыми и не зашоренными: нам интересны креативные стороны и в IT, и в видеоиграх, и в издательском деле, не говоря уже о кино, музыке, дизайне и моде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Форумы креативных индустрий (по крайней мере, на ПМЭФ) прогремели еще и благодаря участию тиктокеров, блогеров-миллионников. Это сейчас обязательная часть творческой среды?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не обязательная, но мы не можем игнорировать то, как быстро меняется реальность — традиционные жанры медиа, да и искусства, дополняются подкастами, виртуальными пространствами, постами, битами... В рекламной индустрии, например, такого вопроса — обязательно ли это, важно ли это — давно не возникает, потому что когда аудитория YouTube превысила 2 млрд человек, уже всем стало понятно, что это новая реальность, с которой надо работать.

Можно спорить о тех или иных персоналиях, TikTok-блогерах, которые появлялись на наших сессиях, но нельзя отрицать тренд в целом: это ново, непривычно, неординарно, это меняет привычную картину бизнеса, создает новые тренды, форматы, виртуальные площадки. Значит, это тоже креативная индустрия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы стараемся не избегать спорных идей, решений, табуированных и даже провокационных тем. Ведь чтобы решить проблему, надо сначала ее увидеть, признать, сформулировать. Очень часто этот процесс начинается с неоднозначных спектаклей, фильмов, и мы не закрываем форумы для таких дискуссий.

Архивы пресс-службы

А государство готово во всем поддерживать развитие креативных индустрий?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

​​​​​​​ Пока это не системный процесс, по крайней мере, не такой, как это организовано во многих странах — от Китая до Великобритании. Да, в России много делается для поддержки талантов, помощи малому и среднему бизнесу, но это во многом разрозненные шаги. Объединить их в единую стратегию во многом и помогает форум: вместе, в ходе дискуссий, круглых столов, мы формулируем потребности творческих индустрий, определяем, что является их преградами, какие появляются риски, как свести их к минимуму. Очень важно, что в этих диалогах заинтересованно участвуют представители государственной власти, потому что есть желание государства помочь, но нужно правильно уловить импульс, идущий от самих творческих индустрий. Одной из своих задач мы видим сделать более качественным диалог между государством и креативными индустриями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Креативный бизнес в целом — довольно молодое направление. Значит ли это, что его движет молодежь?

Было бы не совсем корректно так говорить. Человек либо умеет генерировать новое, в частности, яркие бизнес-идеи, либо нет, и от возраста это не зависит. Но, конечно, в среде молодых и мотивированных людей рождается этот симбиоз новых знаний, готовности к бизнес-активности, желания сочинять, изобретать — и, самое главное, менять общество к лучшему. Молодые люди легче переносят трудности, которых не избежать, когда начинаешь свое дело, а тем более — предлагаешь миру что-то принципиально новое.

Что будет после седьмого Форума креативного бизнеса? Восьмой, десятый, сотый?

Мы надеемся, что да, полны планов, и, что самое важное, в этом нас поддерживают спикеры, эксперты, аудитория. Сколько бы ни говорилось на очередном форуме, всегда есть запал для продолжения диалога, пусть даже спора, всегда остаются недосказанные идеи, которые предстоит развивать дальше. А кроме того, темы диверсификации экономики, развития среды (в том числе городской, потому что урбанизм — это тоже по нашей части) — всё это темы практически неисчерпаемые. Они не «вечные», но до приведения всех этих сфер в идеальное состояние еще очень далеко. Поэтому задач и тем для форумов хватит надолго. Своей целью мы видим построение в России креативной экономики, где ключевую роль будет играть творческая активность человека.