«Я отдельная личность»: Галина Юдашкина об отце, детстве и новой эпохе модного Дома
Поймать Галину нелегко было и 2 года назад: сегодня она в мастерской Valentin Yudashkin Москве, завтра — в Париже, послезавтра — в Гонконге, организовывает показ модного Дома. И нет, это не совпадение или просто неожиданно активная неделя, а рутина, в которой наследница Валентина Юдашкина живет годами, курсируя между городами и странами.
Теперь обязанностей и задач стало куда больше — увы, по печальной причине. 2 мая 2023-го ушел из жизни великий кутюрье и легенда российской моды — Валентин Абрамович Юдашкин. Модный Дом возглавила, как и предполагалось, его единственная дочь Галина, с которой теперь пора знакомиться заново — ведь началась новая глава не только в ее жизни, но и в судьбе без малого культового бренда.
— Галина, давайте действительно попробуем познакомиться заново. Кто вы? Как теперь вы представляетесь?
Я не буду громко говорить, что я дизайнер и теперь заменяю папу в этом бизнесе. Потому что, во-первых, образования дизайнера у меня нет. Я искусствовед, окончила факультет истории искусств МГУ.
Поэтому я работала и в российском Vogue, и занималась фотографией, однако в Дом моды не ступала ни ногой. Но наступил тот момент, когда отец начал себя плохо чувствовать. Тогда я поняла, что пора вливаться. Вот так, с мужем (Петром Максаковым — прим. ред.) мы плавно и вошли в процесс.
— В теории, вы могли бы прийти к Валентину Абрамовичу на самом старте карьеры и сказать, мол, хочу попробовать себя в дизайне. Но вы тестировали другие сферы.
Мне и самой было интересно узнать, что еще я могу. Иногда родные говорят: «Нет, иди в семейное дело, ты должна учиться с самого раннего детства». У нас никогда такого не было. Отец говорил: «Ты всегда успеешь здесь поработать».
Поэтому я решила, что сначала изучу глянец, ведь модная индустрия все равно связана с журналами: это съемки, это эдиториал, интервью, это опыт. На стажировке в Vogue я провела несколько месяцев и многому научилась. Тогда мне было лет 18, моим начальником была Лаура Джугелия. Все, что делала она, делала и я.
— Объективно говоря, не каждый звездный наследник готов начинать свой путь со стажировки. Но вы нередко говорили, что громкая фамилия давала о себе знать еще в школьные времена, и опыт был не самым приятным, верно?
Когда ты еще ребенок, ты вообще не понимаешь этого. Только когда я поступила в институт, я поняла, что не всегда фамилия играет тебе на руку. В моем случае влияние далеко не всегда было положительным: были и взгляды, и слухи, я много раз из-за фамилии пересдавала экзамены. Да, я чувствовала придирчивость окружающих. Но ничего, и этот период был пройден: зато я многое поняла и, так сказать, вернулась на землю.
⁃ Но ведь не могла фамилия «Юдашкина» никак не помогать?
Конечно, это открывает тебе многие двери. Да, мне проще даже начинать что-то с нуля, имея весь этот бэкграунд в виде 35 лет существования модного Дома. И да, мне проще, чем многим другим молодым ребятам, которые никого не знают. Они просто талантливы, но не имеют возможности распространить свой талант. Спасибо социальным сетям, которые сегодня помогают таким дизайнерам иметь хорошие продажи, быть известными и публиковаться, и это хоть немного, но уравнивает баланс между «династиями» и одаренными самородками.
⁃ Кстати о династийности. Очень многие знаменитые дизайнеры оставляли бренды своим детям, те — своим. Думали ли вы о том, чтобы однажды привести сыновей или дочку к руководству брендами?
Думать об этом, мне кажется, нужно чуть позже. Я хочу увидеть, в чем заключаются таланты моих детей, к чему они сами тяготеют. Старший сын больше спортсмен.
⁃ А у вас самой был план «Б»? Если не мода, то что?
Мне тоже всегда нравился спорт. Если бы меня отдали в детстве в секцию, наверно, я была бы сейчас профессиональной спортсменкой. Определенный вид спорта не могу выбрать, но я знаю, что во мне есть стержень и характер. Я могу дойти до конца, сто процентов.
⁃ Говорят, что люди к своим детям относятся либо ровно так же, как и к ним относились их родители, либо противоположно. Вы в этом плане продолжатель своей семьи, традиций воспитания?
Да, потому что у меня было очень счастливое детство. И с папой, и с мамой я росла, даже не думая, что я в чем-то нуждаюсь.
— К себе вы тоже строги, это видно невооруженным взглядом. Есть ли какие-то стандарты, которым вы хотите соответствовать сейчас на посту главы модного Дома? Может быть, соответствовать ожиданиям, советам Валентина Абрамовича?
Папа говорил, что всем людям свойственно делать ошибки, все мы не идеальны. Я понимаю, что бывают разные обстоятельства, разное время. Была эпоха, когда на рынке были только мы, Valentin Yudashkin являлся самым известным брендом — а потом стали появляться конкуренты. И это не потому что время плохое, просто нужно жить в своей точке, делать все, что можешь.
⁃ Давайте как раз поговорим о насущных делах. Что изменилось в вашей работе?
У нас есть отдел дизайна — люди, которые реализуют все идеи, из эскизов делают реальные произведения. Валентин раньше рисовал все свои эскизы сам, полностью отвечал за кутюр, все примерки проходили с ним.
Сейчас нам всем тяжело, ведь его уже нет. Теперь мы достаем кутюрные архивы, смотрим, например, какая была вышивка — затем что-то меняем под тренды сезона. Также учитываем регион, в котором изделие будем продаваться, здесь много нюансов. И теперь в работе задействованы все мастера, потому что они знали, как работает папа, какие формы, ткани он любит.
⁃ Расскажите о вашей команде. Сколько в ней человек? Вы говорили, что после ковида команда стала меньше.
Да, после пандемии мы оставили только самых важных. У нас было больше дизайнеров и портных, но на какое-то время мы с ними распрощались, а сейчас обратно набираем в штаб. Сейчас в команде работает около 20 человек. Плюс, у нас будет шоурум в Дубае — это тоже расширение.
— Очень кстати вы затронули тему Эмиратов. Вы фактически руководите российским модным Домом из Дубая. Один вопрос: как?
Можно сказать, все еще в новинку. Дубай — абсолютно новый рынок для нас. Это новый мир и он «наш» по образу жизни, по стилю. И, что интересно, бренд начал стремиться туда раньше, чем вы думаете.
Есть бренды, которые любят показать «исконно русское». Да, для Запада это может быть прикольно, но папа никогда не любил эту историю. А если он не любил, я как-то и не хочу в это уходить. У него были тематические коллекции, мы делали кутюрное платье с ручной вышивкой стихов Пушкина. Это тематические вещи, которые подходят для коллекции. Постоянно использовать русскую тему для меня уже избито.
⁃ Но все же вы не чувствуете какого-то внутреннего разрыва? Все-таки Valentin Yudashkin — это бренд с максимальной «русскостью» в ДНК, и вдруг — Дубай... Каково вам на новом месте в новой и ответственной роли?
Не буду спорить, было сложно, ведь когда мы уехали, началась пандемия, которая разорвала нас с Россией на долгое время. 3 года мы не выезжали из Китая. Я не могла сделать ничего: ни прилететь, ни улететь оттуда. Дом моды тоже закрылся, и этот момент был очень тяжелым, для бизнеса в том числе. Сейчас нужно заново начать все восстанавливать.
⁃ Восстановить точно таким же? Или вы все же хотите обновления?
Конечно, ДНК дома мы оставим, потому что этим и были известны. Мы сели с командой, которая была с нами с самого открытия Дома моды, и задались вопросом, что делать дальше: либо всё менять, либо оставлять, как было. Пришли к тому, что ДНК бренда мы оставим. Стрит-фэшн можно делать всегда: худи, майки, джинсы, что угодно. Но мы всегда делали другое, у нас для этого есть невероятная команда.
Дольше всех работает, конечно, наш директор Диана Александровна — она здесь с основания бренда. Это моя тетя и папина двоюродная сестра. Еще двое наших дизайнеров работают в Valentin Yudashkin около 20 лет, тоже почти с момента основания.
⁃ В одном из интервью вы говорили, что однажды думаете прийти к более массовому производству. Эти планы остаются?
Сейчас у нас много проектов. Во-первых, мы открываем шоурум кутюра в Дубае. И, поскольку мы уже не выезжаем на Недели моды, тот решили участвовать в дубайском fashion-week. Далее будем делать большой юбилейный показ в Москве — в честь папы, так как скоро его юбилей 60 лет и 35 лет Дому моды. Мы хотим соединить эти даты и показать все его архивы, начиная с первой коллекции.
⁃ Кстати о кутюрных показах! Расскажите, как Париж сообщил о том, что бренд Valentin Yudashkin не приглашен на Неделю моды? Ведь это не просто единичная ситуация, а глобальная отмена российских дизайнеров.
Знаете, никак. Они позвонили и на дружеской ноте извинились, сказали, мол, ничего не можем сделать. Мы числимся у них, но сейчас не можем делать показы. Пока так.
⁃ Не стопорят ли вас на других площадках? Канны, другие Недели моды?
Сейчас мы нацелены на Дубай, и если там обоснуемся, то будем отправлять вещи по миру из Дубая и работать со звездами. Сейчас это проблематично делать из России, не хочется рисковать. Много людей, которые покупали у нас прежде, пропали. Возможно, уехали, либо у них уже нет возможности покупать то, к чему они привыкли. Вся наша клиентура сегодня – это новые люди.
— Но россияне?
Не все. Иногда отправляем вещи в Казахстан, Катар, Америку. Это тяжело с точки зрения того, что нет возможности сделать примерку. Ты шьешь по меркам заказчика, отправляешь и гадаешь, подойдет платье или нет. Но это, можно сказать, наша особая миссия — делать кутюр в таких непростых условиях.
То, чего сейчас не хватает на рынке – это качества. Тренды — это не всегда хорошо, как говорил папа, тренды быстро сгорают. Через месяц это будет уже никому не нужно. А классика, даже современная, будет жить всегда.
— Хотя вы при этом довольно активно осваиваете новую аудиторию — помню, на премии РУ-ТВ в платье Valentin Yudashkin пришла Ида Галич...
На премию мы одевали и Клаву Коку. Раньше доступ к этим архивам был воспрещен, и только сейчас мы начинаем потихоньку что-то доставать. Не на продажу, но, так как сейчас пошла мода на винтаж, для выходов звезд. Сейчас мы одеваем абсолютно разных знаменитостей, даже молодых тиктокеров, хотя это и не наша прямая аудитория. Все же это важно делать для популяризации бренда среди молодежи.
⁃ Это влияние визионерских взглядов Валентина Абрамовича? Вы ведь наверняка говорили с ним о планах Дома?
О, у папы всегда были наполеоновские планы! Он хотел объять всё необъятное. Поэтому сейчас мы двигаемся именно к таким грандиозным планам — потихоньку, но двигаемся.
Ведь многие из нашей русской аудитории нас любят. Возможно, не все покупают, но всё же, знают, ценят. Сейчас хочется выйти на иностранную публику, чтобы нас знали и покупали ещё и там. Поэтому сейчас хочется соединить эти два полушария.
— Вы и сами живете как будто на два полушария. Ведь ваша семья живет в Дубае на постоянной основе?
Так получилось, что из России мы уехали давно. При этом нельзя сказать, что мы окончательно уехали: работа, весь бизнес, семья – все здесь. Дети действительно уехали очень рано и, конечно, поддерживать русский язык в таком варианте, как в России, когда вокруг тебя все говорят на русском языке, правда сложно. Но сейчас дети ходят в русскую школу.
— Кстати, а ощущают ли они влияние знаменитой фамилии в Эмиратах?
Поскольку дети живут за границей, они такого не ощущают. Более того, они вообще не понимают, кто их семья и чем она занимается. Менталитет у них другой, отличающийся даже от меня, у них другие приоритеты в жизни. Им все равно на вещи и бренды. Они более приземлённые.
— А если вдруг встанет вопрос звездной болезни, что вы им скажете?
Смотря чем они будут заниматься по жизни. Да, у них звучная двойная фамилия, это «как будто бы» предполагает давление. Но тем не менее, я считаю, что дети должны стать кем-то самостоятельно. Будут они заниматься брендом Valentin Yudashkin или нет – я не знаю, но хочу, чтобы они стали личностями.
— В ранних интервью вы говорили, что главное в жизни — быть успешной. Что для вас это значит сейчас?
Все зависит от того, как ты себя чувствуешь. Бывают очень успешные люди с бизнесом и большой семьей, но они все равно недовольны. А я довольна. К своим 32 годам я сделала все, чего я хотела. Дальше буду строить более грандиозные планы, будем развивать бренд.
— Есть ли у вас какая-то точная картина, чего бы вы хотели достичь к 40-ка, к 50-ти годам?
Я живу сегодняшним днем. Не люблю прошлое и будущее, я смотрю на сегодняшний день.
— Мы специально нашли ваше самое первое интервью — было оно, судя по контексту, лет 10 назад. Тогда вам задали вопрос: что бы вы выбрали между семьей и карьерой. Помните, что вы тогда выбрали?
Нет...
— Семью. А сейчас, кажется, вы выбрали и то, и то.
Правда, мы стараемся поддерживать и семью, и бизнес. Я знаю, что могу уехать от них на неделю, поработать, но потом мы все равно проводим время вместе.
— До этого вы работали с папой, сейчас – с мужем. Какого это — работать с семьей?
Это сложно, как и любому человеку. У вас есть разногласия, разные взгляды на вещи и ситуации. Зато я ему доверяю.
— Чему вас научила работа с близкими?
Терпению (улыбается)
— У вас же есть и личный проект, салон красоты. Как вы это совмещаете?
К счастью, мне помогает моя партнерша. И мама моего мужа там числится, помогает в том числе, следит за порядком. Более того, скоро открывается франшиза в Туле. И пока мне хватает всего, что у меня есть. Однако в проекте сейчас есть идея сделать автобиографию папы и Дома моды. К нам обратились с этим запросом, и мы пока в раздумьях.
— Думали ли вы о том, что когда-нибудь модный Дом возглавит другой человек, не из семьи?
Возможно, такая традиция есть за границей, когда молодой дизайнер берет ДНК Дома и меняет его немного под себя. Я считаю, что это абсолютно нормально, так как ты берешь человека, чтобы внести что-то свежее в бренд. Поэтому почему нет... Время покажет.
— Вы говорите о дизайнере во главе Дома, но себя дизайнерам не считаете — и это при всем опыте. На ваш взгляд, на дизайнера нужно обязательно учиться?
Да, я считаю, что в любой профессии ты должен получить хотя бы базовое образование, а только потом – опыт, который ты перенимаешь. Конечно, есть такие самоучки, как папа, но в те времена и не было таких специализированных институтов. Я считаю, что если человек хочет серьезно заниматься дизайном, а не просто насмотрелся картинок в Пинтересте и посчитал себя профи, ему обязательно нужно учиться.
— На вашем месте уже давно любой бы написал капсом о том, что он дизайнер.
Я такое не люблю, и папа не любил, когда появляются псевдодизайнеры. Зачем такое делать, если я правда не училась на эту профессию и это легко можно проверить?
— Пробегала ли у вас сумасшедшая идея, что вы уйдете из Valentin Yudashkin и свяжете жизнь с чем-то другим?
Не хочу загадывать, не знаю, что будет через 20-30 лет. Поменяться может всё, не хочу утверждать, что всю жизнь мы будем заниматься только этим. Мало ли, что поменяется или появятся другие бизнесы.
— Вы больше рассматриваете этот бренд как бизнес?
Раньше для меня это было 90% творчества, сейчас же мы хотим уравнять пропорцию. Я ответственна за деловую часть, теперь это тоже полностью моя забота, как ни крути.
— Вы больше считаете себя художником или бизнесвумен?
Я — уже про коммерцию. Я люблю красивые вещи, но считаю, что если красивая вещь не продается, то толку в ней нет. Если только ты это не делаешь для музея, для архива или коллекции. Кутюр я тоже очень ценю как покупатель.
— Какая у вас любимая кутюрная вещь?
Моё свадебное платьев (изготовлено Valentin Yudashkin — прим. ред.). Всё платье было в жемчуге, в русском стиле. Это имитация кружева, но всё кружево при этом было покрыто жемчугом. Это, пожалуй, до сих пор самая запоминающаяся вещь в моей коллекции.
— Но теперь прямо в ваших руках будущее таких же легендарных вещей. И очень увлекательно будет наблюдать за тем, что случится дальше и какая предстоит дорога. Как бы вы хотели, чтобы о вас говорили люди через 10 лет? Например, вас кому-то представляют и говорят: «А это...»
А это Галина Юдашкина. Да, я связана с Домом моды, я его глава, я навсегда останусь дочкой Валентина, но я всё равно я — отдельная личность. Галина Юдашкина.