«Шаг за шагом иду к своим внутренним целям» — Игорь Цвирко
Игорь, поздравляем с началом нового театрального сезона! Для вас открытие началось со спектакля «Спартак». Сколько лет вы его танцуете? Не пропадает интерес к ролям, которые уже настолько прижились в репертуаре?
Это мой личный 16 сезон начался в Большом театре. А роль Спартака я танцую около 6 лет. Безусловно, это уже большой срок для роли, которую изначально я готовил тоже около 6 лет разными наплывами, без возможности станцевать. Благодаря своему нынешнему руководителю балета Большого театра, Вазиеву Махару Хасановичу, мне удалось выйти на сцену и станцевать эту роль перед потрясающими исполнителями прошлого на их юбилеях: Владимир Викторович Васильев - 1 исполнитель, и Михаил Леонидович Лавровский - один из ярких артистов золотого века Большого театра. Эта роль раскрывается каждый раз по-разному. Я, как и мой персонаж, взрослею, обретаю новые краски и новые смысли. Такие роли не могут надоесть.
— Зрителям Большого театра стоит ждать новых спектаклей в сезоне? Над чем работаете в данный момент?
Да, безусловно, у Большого театра очень яркие планы на этот сезон. Сейчас в финальную фазу вступает репетиционно-подготовительный период постановки балета «Пиковая дама» в хореографии Юрия Посохова, знаменитого отечественного хореографа по работам «Герой нашего времени» и «Нуриев». Хотя потрясающихспектаклей у Юры очень много и все идут на разных сценах мира. В апреле ожидается возобновление исторически-легендарного спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Л.М. Лавровского, и последней премьерой этого сезона будет «Буря» по Шекспиру, в хореографии Вячеслава Самодурова. Планы насыщенные.
— Помимо работы в театре вы также создаете собственные шоу с участием мировых звезд балета. 7 и 8 октября состоялось уже второе Гала-шоу на Кипре. Чем удивляли зрителей на этот раз и почему для проведения вновь был выбран Кипр?
В этот раз мы задумали невероятно масштабный проект. Гала-концерт прошел под открытым небом, вместе с симфоническим оркестром, с лучшими артистами Европы и Азии, и происходило на древней драматической арене Курион. Балет на этой площадке был впервые. Благодаря нашим партнерам мы реализовали событие, о котором мечтали с первого момента, как увидели эти потрясающие колоритные достопримечательности. Почему Кипр? Там базируется множество российских умов в IT сфере, в сфере предпринимательства и бизнеса, и этим людям не хватает культурных событий. И наша задача такая: максимально комфортно и качество показать и привить интерес к публике, которая впоследствии полюбит балет.
- Признают, что русский балет – самый лучший в мире, но многие соотечественники выступают в театрах по всему миру. Вы, например, танцевали в Венгерском театре оперы и балета. С таким опытом, насмотренностью и работой с иностранными коллегами, какие сильные стороны можно выделить у артистов разных стран? И уместны ли такие сравнения балета?
Балет разный, техники исполнения тоже бывают разные, и эмоциональный окрас тоже в различных театрах другой. Ну и менталитет здесь тоже играет свою роль. Например, адажио из Онегина артисты из России и артисты из Европы танцую совершенно по-разному, и в этом уникальность таких Гала-вечеров, где каждый артист может перенять опыт другого. У каждого артиста есть своя уникальность, кто-то исполняет потрясающе принцев, кто-то более героические роли, у некоторых есть феноменальные данные, которые хорошо раскрываются в современной пластике. Я собираю лучших, но всегда есть нюансы.
— В конце октября вы представляете новое шоу «Мистерия» — вечер из трех одноактовых спектаклей, с участием ведущих солистов театров Москвы. Чем объединены эти спектакли под одним общим названием?
В моем проекте заняты лучшие артисты Большого театра. Которые имеют богатый опыт в современной танцевальной лексике, которые до сих пор жаждут познавать новое в работе с нашими соотечественниками. Это очень здорово, и я всегда знаю, что эти артисты «голодные», несмотря на всюсвою известность и занятость. Проект имеет название «Мистерия», потому что по сути переводом слова является «таинство». Мне кажется, что это очень глубоко раскроет суть происходящего в этот вечер. Одна постановка имеет награды Золотая Маска и Золотой Софит, другая была показана единожды в Петербурге, и это будет Московская премьера, и третий спектакль — мировая премьера о потрясающем художнике со сложной судьбой Михаиле Врубеле и его «Демонах».
— Что вас вдохновило на спектакль по картине Михаила Врубеля, и почему именно этот шедевр лег в историю создания?
Эту картину знают все, или хотя бы раз ее видели точно. Для меня был вопрос, почему еще нет спектакля на это произведение?! Единственной попыткой раскрыть это творение в балете я видел лишь в исполнении Цискаридзе в номере «Падший ангел», поставленным Б.Я. Эйфманом. Изначально мы планировали создавать с хореографом Александром Могилевым спектакль по произведению Лермонтова, но вскоре поняли, что это загоняет нас в рамки повествования. И тогда Саша, как человек глубокого и разностороннего подхода ко всему, что делает, предложил взять за основу самого Врубеля, его создание «Демона», и какую нить во вселенной жизни Врубеля сыграло это произведение. Я уверен, что знатоки творчества Врубеля найдут множество отсылок к его жизни.
— Вдохновение можно найти в чем угодно? Что побуждает вас придумывать и творить? Это больше спонтанность или сосредоточенность в поиске?
Если честно, я максимально стараюсь все перевести в историю искусства. Читая литературное произведение, думаю, как его можно показать в балете. Приходя на диджитал-выставку думаю, как ее можно вписать в балет. Этот вид искусства на всю мою жизнь, и мне хочется, чтобы максимальное количество людей узнало, что балет может быть интересным и не банальным.
— Если говорить о современном искусстве – какие новые имена в кино, живописи, моде или литературе вы бы выделили?
В кино я бы выделил трех людей, на которых обратил внимание: это конечно Любовь Аксенова, Анна Чиповская и Даниил Воробьев - его умение быть убедительным в каждой новой роли поражает. Среди живописи меня поразили работы моей одноклассницы Ольги Малиновской, которая работает и живет в Монте Карло, и создает удивительную красоту. Про моду - меня поразила презентация и размах MASTERSUIT и качество изделий в FALCONERI. В литературе всегда побеждает классика и самообразование, думаю все видели видео в соц.сетях с книгами УоренаБаффета и Джеффа Безоса.
— Вы никогда сами не думали заняться чем-то кроме балета: то же кино, или живопись?
Я помню, что одно время очень сильно «болел» кино. Смотрел фильмы по режиссерам, потом самые лучшие картины Голливуда, потом лучшие картины советского и европейского кино. И мечтал, что найдется режиссер,который захочет снять меня в кино. Так почти произошло с фильмом «Белый ворон» Рэйфа Фаинса, но главную роль сыграл мой коллега - Олег Ивенко, а я исполнил роль Нуриева уже на сцене Большого театра. Но надежд на роль в кино я не оставляю, и есть идеи, которые готов и хочу реализовать. Так что останавливаться на балете я точно не планирую. Просто шаг за шагом иду к своим внутренним целям.
— Видя вашу работу и огромное количество репетиций и спектаклей, которые вы показываете в социальных сетях, даже обидно, что все еще есть люди, которые относятся к балету несерьезно и считают их просто танцами на сцене. А есть еще какие-то мифы о балете, про которые вы устали слышать?
Самый банальный миф – «а вы вообще едите?!», или «вам это можно?!». Хочется всегда спросить, а откуда брать энергию для сцены и жизни?! Артисты питаются, как обычные люди, просто в умеренных количествах. Мы также заглядываем в холодильник в полночь. Огромное удивление у людей, что мужчина не танцует в пуантах. Артист балета танцует в балетной обуви, это как носок, только с жесткой подошвой.
— Если ваш сын решит заняться балетом – поддержите?
Я поддержу его в любом начинании, лишь бы это было его истинное желание. Что касается его в балете — я спокоен. Он ему не интересен. А чтобы заниматься профессионально уже поздно, ему скоро 14.
Фотографы:
Александра Солозобова
Ирина Заргано