Павел Воля: «Я очень деятельная мартышка»

Накануне выхода своего сборника стихотворений «Стихи. Мысли. Обрывки» (в продаже с 23 сентября), юморист дал эксклюзивное интервью, где рассказал о чувстве одиночества, музе и алкоголе в жизни поэта.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Со школы. Сперва носил блокнотик в рюкзаке, оставлял там заметки, потом появился телефон — и все произведения записывал туда. Первое стихотворение я написал в третьем или четвертом классе. Не помню, про что оно было. Детское обыкновенное произведение. А так уже осознанно я стал писать в университете. Я даже какие-то стихи читал на публике, выступал перед сокурсниками несколько раз. И я помню, что люди надо мной смеялись...Но несмотря на это выступать я продолжал — мне нравились эмоции после концерта.

Наверное, как любому творческому человеку, вам нужна муза?

Конечно! Если говорить о любовных стихотворениях-то моя муза — Ляйсан. Но вот со стихотворениями на другие, отвлеченные темы все по другому. Муза — девушка из моей головы, она очень эксцентричная и приходит только, когда ей вздумается. Я не могу контролировать этот процесс. Она появилась — я быстро взял и записал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Может ли вдохновлять одна любовь на всю жизнь?

Несомненно! Сальвадора Дали же вдохновляла его Гала. Чем он вам не поэт? Любой художник в определенном смысле — поэт, а любой поэт— художник. А вообще я думаю, самое главная любовь для творца — его любовь к своим стихам. Даже не так, к процессу написания!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Личные переживания влияют на творчество?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если почитать классиков, то кроме сюжетных произведений (как, например,«Евгений Онегин»), все остальное — лирика. Она связана с личными переживаниями. В основном, конечно, с грустью и тоской. Это самые сильные чувства, которые влияют на поэта. Тут тоже, мне кажется, есть логичные причины. Если в жизни есть грустные моменты, то, как правило, есть свободное время, чтобы в этой «грустинке» пребывать. И стихи приходят сами по себе.

А вы больше в каком настроении пребываете, когда пишите? Вы грустите или радуетесь?

Есть негласное правило у поэтов, когда у тебя все хорошо, и жизнь бьет ключом, то на написание стихов даже и времени нет. Немного не соглашусь с этим. В эти моменты появляются прекрасные произведения, которые заставляют жить. Правда лирика создается в более грустные моменты, когда есть чувство одиночества. Но его не так много в моей жизни, как и грустных стихов...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие поэты не могут творить дома, потому что все время кто-то мешает. Как обстоят дела у вас с этим?

Я не прогоняю Ляйсан и детей от себя подальше, и не запираюсь от них в комнате. Хотя, конечно, когда вокруг шум, гам, веселье и праздник, тут не до творчества.

Где вам лучше пишется?

Как правило в дороге, в самолете. Где-то, где есть пространство, в котором присутствуют другие люди. В салоне самолета я ощущаю себя наедине с самим с собой. И у меня есть достаточно времени, благо, летуны мы еще те, чтобы вернуться к старым заметкам, подумать о чем-то новом. На высоте ближе к музе, ближе к открытому пространству, которое проходит сквозь тебя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Строчка из вашего стихотворения «Мои стихи», вы подробно описываете, как пишите стихи: «...твоё тело-проводник. Оно ходит, курит, нервно дышит». Получается, вы сильно нервничаете, когда создаёте очередное произведение?

Нет. Стихи не обязательно разбирать по каждому слову, а каждое слово по буковке, для того, чтобы уловить общий смысл. Стихи — это ведь такая субстанция, в которой можно и помечтать и даже соврать что-нибудь, отпустить себя. Но то, что мое тело— проводник, это однозначно. Стихи приходят в меня, а я наверное, как почтальон, который передает их как письмо. Его написали сверху, а я его передел всем остальным, кто должен его прочитать. А дальше все зависит от вас.

Некоторые писатели и поэты употребляют алкоголь и другие вещества, когда пишут. А вы как к этому относитесь?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я не сторонник дополнительных манипуляций. Тем более, повторюсь, стихи приходят в какой-то незапланированный момент. У меня лично так.

Но ведь Эрнест Хемингуэй говорил: «Пиши пьяным, редактируй трезвым»....

Если ты такой изрядно выпивающий гражданин как Хемингуэй, то, наверное, это правило можно как-то опробовать на себе. Думаю, он двигался исходя из своих обстоятельств. А вообще, не знаю. Я, если честно, не пробовал писать пьяным. Когда ты навеселе, какой смысл писать стихи? Очень трудно в таком состоянии садиться за стол и заниматься чем-то кропотливым. А вот уже после, может быть...Веселись пьяным и работай трезвым — вот такая должна быть теория. А Хемингуэй гражданин был в этом смысл неоднозначный. Хорошо, что хотя бы трезвым редактировал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Вам не хочется навсегда «уйти к высокому» — отказаться от юмора, например, и заниматься только поэзией?

О, я бы не сказал, что занятие юмором — это прям «низкое». Это тоже искусство! Поверьте мне, это занятие требует достаточно сил, времени и определенного интеллекта.

То есть будете все совмещать?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно! Юмор — мое любимое дело, которое не хочется бросать. Да и поэзию тоже. Пускай все будет. Я очень деятельная мартышка. С удовольствием занимаюсь всем, что меня окружает. У меня нет какого-то конкретного плана, я следую своим внезапным порывам!

Назовите ваше определение счастья?

Счастье — это отсутствие несчастья.

У вас бывает творческое выгорание?

Оно мне не свойственно. Я обожаю все, чем я занимаюсь. А если есть вещи, которыми мне не нравится заниматься, я ими просто-напросто не занимаюсь. Мне кажется, это неплохое правило для всех. Конечно, если ты можешь себе это позволить в своей жизни. И ты являешься руководителем в своей жизни, а не обстоятельства. Поэтому, чтобы не было творческого выгорания, люби то, что делаешь и делай то, что любишь.