Оператор «Чик», «Психа» и «Холопа» Юрий Никогосов о том, как снимают кино
Почему вы решили стать оператором?
Это было довольно спонтанно. Я просто не поступил в институт на тот факультет, куда собирался, и подумал: «Ну, и Бог с ним». В начальной школе я любил музыку, думал пойти на звукорежиссера, а еще понимал, что нравится фотографировать, и думал про профессию оператора, не имея ни малейшего представления, что это за работа и с чем она связана. В итоге пошел на подготовительные курсы во ВГИК и только тогда осознал, во что я влип и куда ввязался. Не было такого, что я с детства мечтал стать кинооператором.
Никогда не жалели?
Наоборот, всегда только благодарю судьбу, что не поступил туда, куда изначально планировал.
Важно ли высшее специализированное образование? Или хорошим оператором может стать и самоучка?
Есть много историй, когда люди без образования становятся успешными и талантливыми операторами. И все же на мой взгляд, прийти в профессию с образованием, наверное, проще и быстрее. Когда ты проводишь пять лет во ВГИКе, знакомишься, дружишь и работаешь с режиссерами, художниками, актерами, ты не только знания получаешь, но и становишься частью индустрии. Например, с Эдуардом Оганесяном (режиссер сериала «Чики») мы начали работать еще в институте.
Что вам вам дает профессия?
Во-первых, мне интересно, что я делаю. Во-вторых, это общение с большим количеством классных людей, я это очень ценю. В-третьих, круто то, что каждый раз ты делаешь что-то, чего не делал раньше, и нет такого, что работа превращается в рутину.
Что нужно для идеальной картинки?
Сложно сформулировать, что такое идеальная картинка. Для каждого произведения своя картинка, и если она идеальна в одном случае, она может быть неидеальной в другом. Где-то может быть нужна дешевая оптика и незамороченная камера, если ты добиваешься эффекта документальности, где-то – дорогая оптика, камера с сенсорами, если речь идет про глянцевую рекламу или блокбастер. Универсального рецепта нет. Все зависит от твоего желания, необходимого результата, умения работать с теми или иными инструментами.
Какие жанры вам ближе?
Для меня дело не в жанре и не в форме, мне просто интересно рассказывать истории, поэтому в приоритете все же фильмы.
Есть ли у вас свой операторский почерк, любимые приемы?
Со стороны, наверное, виднее. То, как я снимаю, складывается в общую мозаику из многих маленьких вещей, которые я умею, делаю, которые мне нравятся с субъективной точки зрения. Например, определенная постановка света. Подсознательно ты из раза в раз все равно повторяешь определенные приемы: во-первых, это может быть эффективно, во-вторых, эстетично. Так можно сказать про каждого оператора. Что касается меня, то я искренне люблю ставить камеру на нижние точки – так кадр становится интереснее. Постоянно шучу, что делаю так из-за своего небольшого роста – мол, сам вижу мир с такого ракурса.
Чем вы вдохновляетесь?
Я часто самого себя упрекаю в том, что мне может не хватать времени смотреть достаточное количество фильмов и сериалов, хотя сейчас выходит много интересных работ. Но это делать нужно – всегда при просмотре происходит анализ, ты что-то черпаешь для себя. Иногда подсознательно думаешь, что надо снять ту или иную сцену именно так, а потом понимаешь, что просто видел это где-то три года назад. Мы в своей работе постоянно прибегаем к референсам, и чем больше ты будешь смотреть, тем больше будет твоя насмотренность. К тому же при съемке собственных работ надо понимать, что сейчас актуально в мире кино, рекламы, сериалов. То, как делали пять или десять лет назад, может казаться старомодным.
С другой стороны, бывают люди, которые, заходя на проект, сознательно перестают что-либо смотреть, чтобы создавать свое уникальное изображение, пластику, повествование истории. Кому как больше нравится, но мне кажется, что чем ты больше читаешь, слушаешь, тем лучше для тебя в первую очередь.
Часто ли бывает такое, что ваше видение не совпадает с режиссерским?
Кино – это дело коллективное, но режиссер – глава этого коллектива, поэтому и операторы, и все департаменты должны идти к тому, что нужно прежде всего режиссеру, иначе это не будет работать. Это та единица, которая собирает все кусочки воедино: актеров, драматургию, изображение. А мы ему только помогаем со своей стороны. Если режиссер хочет одного, а оператор начинает делать то, что хочет он, и это идет не на пользу истории, то это неправильно, так быть не должно. Оператор не должен заниматься исключительно своими амбициями, а должен создавать изображение, которое будет органично существовать с той историей, которую он рассказывает.
Чем вы измеряете качество своей работы? Есть ли идеал, к которому стремитесь?
Я практически всегда не до конца доволен тем, что я делаю, всегда есть претензии, вопросы и рефлексия о том, как было бы лучше. Определенного мерила нет, но бывают моменты, когда с чувством удовлетворения после съемочного дня идешь домой.
По каким критериям вы выбираете проекты, которые будете снимать?
Первое и самое важное – сценарий. Когда ты его читаешь, в голове уже начинают появляться картинки, понимание, какими средствами можно это сделать. И с кем – для меня это немаловажный вопрос, хоть и не первостепенный. Тебе ведь работать с этим режиссером полгода – должно быть классно, интересно. Можно отказаться от проекта даже при хорошем сценарии, если понимаешь, что вы с режиссером смотрите в разных направлениях.
Есть ли у вас высшая цель в профессиональном плане?
Дедушкой продолжать снимать кино.