Композитор Кирилл Рихтер: «На мой взгляд, нескромно называть себя избранным»
Кирилл, поздравляем с заслуженной наградой премии Bravo. Что эта статуэтка значит для тебя?
Мне кажется, это интересный поворот в моем творческом пути, потому что у меня в принципе нет пиетета перед наградами, конкурсами, премиями. Мне всегда казалось, что это история в меньшей степени про искусство, а в большей — про какие-то социальные веяния.
Могу сказать, что мне приятно находиться среди достойнейших. Это люди, которые вкладывают очень большой труд в свое дело, талантливые, особенные, и находиться в такой компании мне, конечно, приятно и радостно.
Как считаешь, мог бы ты продолжать творить, не будь у тебя широкого признания зрителей?
Я так и делал в принципе. Никогда не сидел в ожидании знака свыше или чьего-либо одобрения со стороны. Я просто делал то, что считал нужным и важным для меня, и так сложилось, повезло, что это сработало.
Если бы итог был иным, я всё равно занимался бы музыкой. Честно. Просто в этом случае передо мной стоял бы вопрос баланса между этим, получается, хобби и тем делом, которое приносит доход. Но я ни за что не отказался бы от музыки насовсем.
Можешь сказать, что это твое предназначение?
Это просто то, что я хочу делать. Я достаточно последовательно пробовал какие-то вещи в своей жизни, меня помотало, но в итоге я все равно пришел к этой истории. Так сложилось, что самая сильная любовь — любовь к музыке, композиторскому делу — возобладала.
Мне кажется, только нескромные люди говорят что-то в духе «Это мое призвание», «Я избранный», «Я создан для музыки». Многие могут заниматься музыкой, и я как раз борюсь против некой элитарности этого искусства, потому что всё-таки мы живем в другое время — когда музыкой может заниматься кто угодно. Но! Это не значит, что нужно делать это с плохим вкусом и отсутствием мастерства.
Раз уж мы затронули сегодняшние веяния: как относишься к современным трендам в российской музыке?
Всё зависит от жанра. Мне кажется, сегодня очень много классных коллективов и в электронике, и, наверное, даже в популярной музыке. В любом случае люди экспериментируют, ищут интересные решения, и в принципе это достаточно живой мир. Ну как к этому можно относиться, когда люди пытаются что-то создать? Мне кажется, только положительно.
То есть ты за творчество без рамок?
Если нет внутренних рамок, то это очень плохо, на мой взгляд. Когда человек думает, что может себе позволить что угодно, любую вульгарность, мне это претит. Я считаю, что творчество не должно быть без границ. Хотя оно в принципе изначально безгранично, это такой творческий ангел, а кто его может ограничить?
Как ты относишься к замечаниям и критике в свой адрес — принимаешь, избирательно прислушиваешься или стараешься идти своим путем?
Мне кажется, никогда нельзя полностью уходить в отшельническую историю, когда тебя совершенно не интересует стороннее мнение. Я помню, кстати, как меня задевали негативные комментарии — особенно в самом начале – от академического сообщества. Морально не самое приятное чувство. Но потом ты убеждаешься, что у тебя просто свой путь. И поэтому неконструктивным критикам хочется пожелать чуть больше расслабиться, потому что у нас большой мир, места под солнцем многим хватит. Мне кажется, сейчас вообще очень легко показать свое творчество, сразу же увидеть отклик аудитории. Настолько сейчас всё достижимо... Но, конечно, важно иметь, что рассказать, нужное не только тебе, но и людям.
Удача сегодня действительно многих поднимает на музыкальный Олимп. Но вот как на нем удержаться? Кстати, я не верю в удачу. Мне кажется, за всеми, даже самыми ненавидимыми артистами стоит огромный труд самих этих артистов, их команды. Лично я никогда не видел людей, которые бесконечно талантливы, при этом прозябают где-то на отшибе.
Это сродни каким-то доказательным законам из физики: если есть талант, то в любом случае дорога приведет в нужное место.
Есть ли в твоем плей-листе композиция, которую ты готов переслушивать на репите?
Таких песен много, и, как правило, это далеко не самые известные коллективы. Например, S.Mahabra — это этнический музыкант, который пишет dark trip-hop. Правда, мне все говорят, что это ужасно депрессивная музыка, а мне нравится себя добивать, могу слушать на репите постоянно. (Улыбается.)
У Тима Аминова, кстати, нашего соотечественника, есть песня One Lone Survivor, и помню, как во времена, когда я ездил на учебу в электричке, мог на протяжении всего двухчасового пути слушать ее на репите. Она вводила меня в какой-то транс. И такой музыки много. Мне вообще не может надоесть трек: если я его слушаю, то зачем-то.
Есть ли музыка, которую ты не слушаешь?
Стараюсь избегать популярной музыки, и, может, в этом есть мое невежество. Порой это мешает: например, здесь, в Москве, потому что я не знаю этих людей, которых слушает вся страна. Даже в лицо — у меня еще и зрение плохое, поэтому двойная засада. (Улыбается.) В принципе я всё могу слушать, просто не факт, что тот или иной трек попадет в мой плей-лист.
Если бы у тебя была возможность переместиться в любую эпоху, что бы это было?
Очень много интересного, конечно... Хотелось бы заглянуть в будущее: всё-таки колонизация звезд мне не дает покоя. Закончимся ли мы? Помните знаменитую цитату: «Колыбель человечества — это Земля. Но нельзя всегда оставаться в колыбели». Вот хочется посмотреть, полетим ли мы на Марс.
И, конечно, на динозавров я бы посмотрел — в каком-нибудь защитном фургончике желательно. (Улыбается.)