Композитор Фабрицио Патерлини: «Переход от бухгалтера к музыканту занял 10 лет»
Пианист, композитор, яркий представитель стиля неоклассика Фабрицио Патерлини сидит в своей карантинной Италии и особенно никуда ездить не может. Хотя через несколько месяцев у него начнется плотное турне – по России в том числе. Если не перенесется. Но об этом он говорить не хочет: «У всех сейчас одно и то же!»
Импозантный 48-летний синьор Патерлини умеет и стойко переносить трудности, и вообще философски относиться ко всяким жизненным «обломам». Потому что к своей мечте – сочинять и играть музыку – он шел довольно долго. Вообще его случай – это нечто уникальное. О его извилистом пути в искусство, внезапном успехе и грядущем альбоме мы и поговорили. Конечно же, онлайн, через программу, которую не будем тут рекламировать.
На экране – Фабрицио в своей домашней студии. Белые стены, пианино без передней крышки, синтезаторы (явно аналоговые), микшерная консоль.
В апреле выходит очередной твой альбом Lifeblood. Он очень приятен по атмосфере и звучанию: такой прозрачный, «экологичный», с интересным сочетанием рояля, электроники, шумов. Как ты изобретаешь свой саунд?
Единственный способ найти его – это экспериментировать. У меня рядом, как видишь, стоят синтезатор и пианино акустическое – я на одном и другом играю одновременно. Подбираю сочетание, если нравится, тут же записываю, чтоб не потерялось. В «цифру» записываю, в компьютер.
Конечно, ты используешь аналоговые синтезаторы...
Да, например, «Мини-муг». Но в основном с ними проблема: инструменты шестидесятых довольно капризны, их перед каждым концертом нужно ремонтировать и настраивать. У меня есть синтезаторы из 80-х. Но я не использую плагины, например. Только «железо».
...а русские не пробовал?
Винтажный «Терменвокс»! Всем известен давно и хорошо. Но найти трудно, это ж практически музейные экземпляры в основном. Сейчас, правда, делают и реплики «Терменвокса», и, в общем, любой этот инструмент интересен. Там же очень особый фильтр, уникальный совершенно. Надо мне в записи его попробовать тоже!
Еще я хотел бы поработать с микрофоном – чисто российским изделием – Soyuz. Он фантастический, и у него широчайший модельный ряд, всё писать можно им. Такие микрофоны очень востребованы, у них особый звук, ни на что не похожий, а я как раз это и ищу – необычный звук.
В твоей музыке невозможно не ощутить безмятежность и какую-то природную чистоту и простоту в хорошем смысле. Ты же живешь в маленьком городке?
Да, на севере Италии, недалеко от Милана – 150 км на юг, если интересно. У нас население 15 000 человек всего. И моя семья живет в отдельном доме.
В Италии маленькие городки – это отдельное чудо...
Знаешь, Италия, за исключением больших городов типа Рима и Милана, это страна маленьких городков. Их много, и там жизнькипит. В России же я сразу почувствовал, что у вас всё по-другому – всего несколько крупных городов – Москва, Питер, Екатеринбург, а дальше – большие пустые пространства и редкие деревни.
А при этом же есть фантастически красивые и интересные города: Ростов, Казань... Казани я вообще трек посвятил в новом альбоме – White Forest (in Kazan), я его там и сочинил. В Италии никто не знает Россию, ассоциации только с Москвой и Санкт-Петербургом. А вот попадаешь в Казань и удивляешься: это ж огромный город по нашим итальянским масштабам и представлениям. И очень интересный.
И мусульманский.
Вот-вот! Три раза я там был, и всё время поражался. Правда интересно: сообщество мусульман в огромной христианской стране... В Италии тоже есть такие национальные вкрапления, анклавы. На севере на немецком говорят, где близко Австрия. И это здорово, когда в странах такие смешения разных народов.
Можно сказать, что твою спокойную музыку вдохновляет спокойная деревенская жизнь?
Ну у меня трое детей, так что слова «покой», «мир» и «релакс» – это не про меня вообще. (Смеется.) Но да, где живешь, то на тебя и влияет. Как и путешествия – тут просто взрыв башки сразу. Даже сыграть один и тот же концерт, но в разных театрах в разные дни – всё равно перемена обстановки, и она влияет плодотворно. Да и вообще, я пишу в основном в турах. Час свободного времени между саундчеком и концертом – и вот тут-то прям муза посещает.
А детям своим ты писал колыбельные?
Конечно, вот в новом альбоме как раз будет пьеса, которая так даже и называется: For My Kids, «Детям моим». Наигрывал как колыбельную именно. Вроде сработало. (Смеется.)
Расскажи про свой извилистый путь в музыке.
Ну в детстве я начал как пианист. Занимался серьезно. Подростком играл только классику, всё строго по науке, по правилам. Потом замутили группку с друзьями, и она стала пользоваться популярностью, знаешь ли. Играли по клубам рок 70-х: Deep Purple, Pink Floyd, Led Zeppelin, весь этот джентльменский набор. Я на электрооргане играл. И пел даже. Даже был вокалистом трибьют-группы Pantera, то есть трэш-метал исполнял! Мои корни в рок-музыке. Я ее всю жизнь слушаю, даже сейчас. Сам на гитаре играть научился... Короче, «рубился» я в металле. Корни мои.
А почему не стал развивать успех с группами?
Это всё равно казалось несерьезным. Для подростков нормально, но для взрослого... Надо было думать, чем зарабатывать на жизнь, а в Италии очень сложно зарабатывать на жизнь любой музыкой, тем более клубным роком. Нужна какая-то нормальная стабильная работа типа юриста или экономиста.
Прям как в России 90-х!
Боюсь, что это везде так... Так вот, я поехал в Миланский университет учиться на экономиста. Его и окончил и потом в разных фирмах работал много лет.
А почему начал именно сочинять, ты же композиции не обучался?
Да у меня странный случай! Я что-то всегда поигрывал, наигрывал, и, помню, моя тогдашняя девушка — теперь она уже давно супруга моя законная — с чего-то подарила мне сборник нот Людовико Эйнауди. Сказала: мне кажется, это твое, тебе понравится. Я поиграл, думаю: что-то знакомое! Хотя ничего не знакомо – во мне просто отозвалось. Музыка такая простая, ну вот реально там пианисту вообще напрягаться не надо, а в то же время такая красивая душевная. Ну, думаю, класс. Надо в таком стиле попробовать!
В 2007 ради шутки для друзей выложил на MySpace свой самодельный альбом Viaggi in aeromobile (там влияние Эйнауди хорошо слышно, не скроешь). Название итальянское, потому что я про другое и не думал – итальянский мой родной, а это для себя и друзей. Потом пришлось на английский перевести, а затем я уже и названия сразу сочинял на английском, чтоб никто не парился. (Смеется.)
И тут стали запросы из разных стран приходить: пришлите, пожалуйста, CD. Я подумал: если народ хочет за деньги CD купить, значит, моя музыка не дерьмо! В прямом смысле чего-то стоит! Данила – это мой агент в России – тогда написал мне: ты, может, не знаешь, но в России твоя музыка популярна. Я поехал на гастроли в Россию, потом уже покатило: Китай, Европа...
Сколько времени занял переход из офиса на сцену?
Десять лет занял переход от бухгалтера на полставки к постоянно концертирующему музыканту.
Твое финансовое образование помогает в музыке?
Конечно. Тут же вопрос не только музыки, но и циферок, понимаешь ли. В циферках разбираться не помешает. Даже очень важно, я бы сказал.
Таланта вообще мало для успеха... Да для чего бы то ни было. Надо и думать, и рассчитывать, и удачу за хвост ловить. Работать, короче говоря. А результат никто не тебе не гарантирует.
Ну да, музыка – это работа. То есть весело и приятно играть и турить, не буду врать, но это и нелегко, и это всегда challenge, вызов. Само ничего не дается, и никогда ты себе не скажешь: о, я добился, я на высшем уровне, можно отдыхать. Для меня зарабатывать музыкой на жизнь мне и семье – это и есть успех.
Вспомни свой первый концерт пианиста-композитора-неоклассика?
Ну это было мило (Улыбается.) Прошел концерт в Бельгии. Я ж тогда еще работал на нормальной работе – бухгалтером. И тут прям мечта сбылась. И всё там казалось чудесным: площадка, оборудование, персонал... ничего лучше не надо. Публика приняла меня прекрасно. Как будто не было десяти лет разочарований. И я, конечно, к тому моменту уже зверски устал делать музыку бесплатно, а платить по счетам зарплатой с «нормальной» работы. Которую тоже надо делать отлично, между прочим, это не синекура.
У тебя такая мелодика, пан-европейская, «обобщенная», то есть понятная, наверное, представителям любой культуры...
Мои итальянские корни дают о себе знать! У нас, композиторов, которых называют неоклассиками, один язык музыкальный, но всё же есть акценты. Итальянцы одни, скандинавы – другие. Мы дышим разным воздухом и видим разные пейзажи, у нас разная история стран, разные темпераменты, кухня и так далее. И это чувствуется! У итальянцев – романтика, но не в расхожем смысле, что-то сладенькое такое, киношное, а в прямом историческом смысле – то, что относится к Римской империи. Эйнауди, Роберто Каччапалья (тоже очень известный итальянец) – они все такие!
В 90-е придумали такое хорошее определение: музыка к неснятому кино. Твоей музыке подходит?
Это прекрасное определение! Даже точнее: саундтрек твоей жизни. Надеваешь наушники – и видишь мир как картинку с музыкальным сопровождением. И всё вокруг красивее, потому что музыка только усиливает восприятие.
Я, кстати, писал много для короткого метра. Экспериментальных лент, документалок... Надеюсь когда-нибудь сделать большой кинопроект!
Премьера нового альбома Фабрицио Патерлини состоится 30 апреля в 22:00 часа по московскому времени на официальном YouTube-канале музыканта.
Текст: Александр Беляев