Эксклюзив: Маргарита Аброськина о роли в сериале «Толя робот» и работе с Feduk
Расскажи про Машу из сериала «Толя робот». Насколько вы разные со своей героиней? Научилась у нее чему-то новому для себя?
Маша абсолютно самостоятельный человек. Она делает выбор, не имея поддержки родных. Мне важна поддержка. Пусть даже я для себя все решила и решения не изменю, но все равно советуюсь. Я, как и Маша, люблю мечтать. Но Маша очень экспрессивная. Ее можно довести, и реакция будет непредсказуемой. Я в этом плане более сдержанный человек.
Насколько для тебя важно разбирать персонажа, обсуждать это с режиссером или даже «докручивать» что-либо внутри характера?
Нужно разбирать, но не закапываться. Иногда бывает, что только начинаешь в голове обдумывать персонажа, и вдруг появляется ощущение, что понимаешь его, чувствуешь. С Лешей Нужным мы обсуждали: он даёт возможность высказать свои мысли. Если я в каких-то моментах терялась, Леша меня быстро «подхватывал» и помогал идти, не боясь. Часто он спрашивал: а как ты бы сказала? А как ты бы отреагировала? Ему нужен живой человек, а не надуманный. Для актера большая удача поработать с таким сильным режиссером.
Расскажи про съемки с Федуком. Ты знала, что он неплохой актер? Может быть, помогала ему на съемочной площадке, учила каким-нибудь хитростям?
Первое знакомство произошло во время читки перед съемками. Он не боялся говорить о том, что его первый опыт и он многого не умеет. Мне кажется, это очень здорово, когда человек, который добился успеха в одной сфере, может пробовать себя в чем-то другом: с интересом учиться, задавать вопросы, советоваться. Я играю певицу. Он очень поддерживал меня, когда я пела, подсказывал, как лучше. У нас с ним происходил обмен знаниями и опытом. Он интересный, добрый и талантливый человек.
Паль и Кулик – хорошие партнеры по съемочной площадке? Вы легко сработались?
Да. Паль один из лучших моих партнёров. Ему важен контакт с напарником. Саша не работает сам по себе. Он много импровизирует в рамках сценария, в каждом дубле что-то меняется. Это не так важно для монтажа, но очень значимо для нас. С Куликом у меня было не так много сцен, но он очень органичный и юморной. Когда у нас были сцены втроём (я, Паль и Кулик), они меня подкалывали, но по-доброму, не мешая рабочему процессу. В общем, было весело и легко.
Что для тебя оказалось самым сложным в работе над «Толей роботом»?
Подготовка песен. Я хорошо пою, но никогда не хотела делать это публично. О том, чтобы записывать песни в студии, и мыслей не было. Во время съёмок я занималась с педагогом. Анна Маршания готовила со мной все песни. Меня на площадке все поддерживали. Подходили, говорили, что нравится, как я пою. Это придавало уверенности в себе. Когда записывала песни, со мной был режиссёр Леша Нужный или продюсер Костя Майер. Они следили за процессом и не оставляли меня наедине со моими сомнениями.
Прообразом Толи стал австралиец Ник Вуйчич, который родился без конечностей и стал мотивационным оратором. Кажется, что в российских реалиях такого человека представить невозможно. Или наоборот?
Людей с инвалидностью за границей на улицах можно встретить чаще, чем в России. Удобств и возможностей там, конечно, больше. Но с тем, что у нас такое представить невозможно, не согласна. Паралимпийская Сборная России, – большие мотиваторы не только для людей с инвалидностью.
Или, например, белорус Алексей Талай. В юности он подорвался на мине времён Великой Отечественной Войны и остался без рук и ног. Он мастер спорта, член белорусской Паралимпийской сборной, так же, как Ник Вуйчич – мотивационный тренер, проводит семинары в разных городах, в том числе и в Москве. С нами на площадке работали ребята с инвалидностью. Это очень интересные и разносторонние люди с позитивным настроем, активной жизненной позицией, заряжающие энергией многих своих друзей. Дублер Саши Паля и консультант Костя Дебликов – яркий тому пример. Он активно ведёт социальные сети, о нем пишут в журналах, он рассказывает про бионические протезы. Он стал одним из сподвижников создателей сериала.
«Толя робот» – первый по-настоящему инклюзивный сериал: он про человека с инвалидностью и создан при помощи Константина Дебликова – человека с бионическими протезами. Как тебе кажется, почему только сейчас начали появляться такие сериалы?
Конечно, тут есть тонкая грань. Но она должна быть по отношению ко всем людям. Если есть уважение, то и юмор получается корректным и уместным. Без помощи людей с инвалидностью было бы невозможно делать такой сериал. Мы можем смело сказать, что это не фантазия на тему, а реалии.
Николай Куликов, Константин Майер и Алексей Нужный пишут о тех вещах, которые их волнуют. Сначала о любви к себе в «Я худею», потом – «Толя робот». Чисто развлекательный контент уходит на второй план, зритель уже не боится погрузиться глубже, думать, рассуждать, изменить своё отношение к какой-то теме в лучшую сторону или обратить внимание на то, на что никогда не обращал.
Для тебя сериал «Толя робот» в первую очередь про любовь или про социальные перемены? Или про все вместе? Почему ты бы посоветовала его посмотреть?
Социальные перемены без любви произойти не могут. А в данном сериале ещё и любовь без социальной перемены быть не может. Может, это прозвучит немного пафосно, но недавно меня спросили, если была бы возможность сыграть в любом существующем фильме у любого режиссера, какую роль я бы выбрала.
Немного подумав, я ответила: Маша из «Толи робота». Я горжусь своей работой, командой и сериалом. Горжусь, что причастна к этому. Надеюсь, мы сможем «заронить искру небесного огня» в зрителя. Если говорить про моего персонажа, Машу, мне бы хотелось, чтобы, познакомившись с ней, молодые девчонки научились слушать своё сердце, идти за ним, не бояться быть собой, и не бояться трудностей.
Мне ещё, помимо всего прочего, нравится созданный в сериале мир. Самой хотелось бы жить в мире, где есть люди с разными характерами, поступками, но при этом не гнилые.
Сейчас ты играешь на сцене Александринского театра? Не сложно ли совмещать работу в питерском театре и съемки по всей России?
Довольно сложно. Вообще съемки с театром совмещать удаётся немногим из тех, кто работает в репертуарном театре в труппе. Есть такое выражение: «служу в Театре». Это преданная служба. И чего бы это ни стоило, если ты можешь передвигаться, нужно быть на репетициях, выходить на сцену. И, конечно, каждый руководитель театра ценит преданных актеров. А когда работаешь в разных городах, ещё сложнее.
В декабре было время, когда каждый день я репетировала в Питере, а каждую ночь снималась в Москве. По два перелёта за сутки. Это был интересный опыт: я поняла, насколько я ресурсна, но повторять его не буду. Это довольно опасно для здоровья.
Что тебе как актрисе дают съемки в сериалах для нашего телевидения? Это хорошая школа жизни?
Это мое любимое дело, моя профессия. Съемки дают мне заряд энергии, радость, силы идти дальше в своей профессии и в своём развитии. Я знаю, что эта работа никогда не станет для меня рутинной. И я верю, что не будет такого дня, когда я проснусь на смену в 4 утра и пойму, что не хочу идти. Тогда на этом можно заканчивать. Не любя профессию, ничего не получится.
Тебе больше по душе классические тексты и постановки, или любишь современный театр во всех его проявлениях? Какие спектакли зацепили тебя как зрителя?
Мне нравится театр с живыми людьми, живыми реакциями, глазами. Я не люблю перебор, эпатаж и неуважение к зрителю.
Мои любимые спектакли – это спектакли Эймунтаса Някрошюса. Осенью 2018 года его не стало. Я мечтала, что когда-нибудь смогу с ним поработать. Его работы есть в записи. Это не классические постановки. Там много аллегорий, он тонко чувствовал людей и этот мир.
Есть ощущение, что вместо персонажей на сцене были их души. У него даже декорации и предметы одушевлены. Во всяком случае, я так вижу. После каждого спектакля я духовно немного росла. Понимала чуть больше на метальном уровне. Так же мне нравятся спектакли Юрия Бутусова в Москве: «Ричард 3», «Барабаны в ночи», «Добрый человек из Сезуана».
В каких еще сериалах и фильмах, кроме «Толи Робота», мы увидим тебя в этом сезоне?
«Документалист» сериал Ильи Куликова для ТВ3 (продюсеры Никишов и Федорович), «СССР» режиссера Алексея Рудакова (для Первого канала), «Петербургский роман» (реж. Александр Муратов, для Первого канала).