Будет честно: Ляйсан Утяшева и Анастасия Вядро поделились подробностями создания своего театрально-танцевального шоу
В преддверии шоу 4 декабря в Крокус Сити Холл нам удалось побывать на генеральной репетиции постановки и задать несколько вопросов создателям спектакля – продюсеру и идейному вдохновителю Ляйсан Утяшевой и режиссеру-постановщику Анастасии Вядро.
О создании шоу
В 2019 году на День всех влюбленных Павел пригласил меня в Севилью, где нам удалось побывать на экскурсии на той самой табачной фабрике Кармен, где вдохновленный историей этой цыганки Проспер Мериме написал свое знаменитое произведение. Мы ходили по тем же самым коридорам, по которым ходил и Проспер. И я вскользь начала спрашивать охранника про Кармен, на что охранник ответил, что его дед многое знает и может нам рассказать. Естественно, этот мужчина рассказал нам, что Кармен — это собирательный образ и что здесь каждый второй Хосе, каждая вторая Кармен. Он сказал, что это красивая история, сказка, но есть предположение, что эта женщина ушла в другой город работать, т.к. должна была деньги. И мне очень понравилась эта мысль: что если Кармен не убивали, и она действительно ушла в другой город? И очень быстро побежали картинки, которые я стала записывать.
А незадолго до этого мы посетили шоу, где танцевали фламенко. И я влюбилась в этот танец. Танцовщица выглядела так, как будто бы ей 25, хотя на самом деле чуть больше 50. Меня поразил ее пронизывающий взгляд со всем прожитым опытом, с этой честностью и правдой. Это было просто потрясающе! Незадолго до этого я сама начала танцевать фламенко с титулованным испанским преподавателем, которая затем нам помогала с постановкой. Но мы адаптировали хореографию в нашем шоу, потому что не хотели копировать испанцев. У нас у самих красивая пластика, просто нужно было взять азы и изучить их, а потом уже составлять свои танцевальные комбинации.
И я позвонила Насте. Мы работали совместно в моем предыдущем шоу «Болеро» всего лишь в одном номере, но мне нравилось, как она кропотливо раскладывает хореографию, как думает. Я ей позвонила, а Настя отказалась: «Не хочу, не буду. Я боюсь. Номера поставить да, а вот режиссировать шоу – нет». И мне это понравилось, ведь, по сути, это ее первое детище – и это моя работа. На что я сказала, что обожаю давать молодым талантливым людям шанс, давай делать. И через какое-то время Настя без лишних слов села и написала синопсис. До пандемии мы проводили на телефоне по 5–6 часов: сначала сделали сюжет, потом утверждали людей и созванивались с ними!
Анастасия Вядро, режиссер-постановщик:
Когда мы начинали работу над шоу, я жила в Санкт-Петербурге и принимала участие в других театральных проектах. Позвонила Ляйсан, и я решила, что не чувствую и не готова сейчас что-то такое делать, много проектов, я в одной стихии, и всё это было как будто бы не кстати. Но на самом деле я немножко испугалась, потому что Ляйсан из другого мира. Это мир художественной гимнастики, другое тело, совершенно другая работа, к которой нужно привыкнуть.
Мы постепенно начали встречаться, задавать друг другу вопросы, перечитали произведение, пересмотрели фильмы, которые, как нам казалось, подходят к нашей задумке. До начала пандемии мы собрали состав, притерлись к постановке, а во время пандемии с Районом Оттером написали всю композицию для шоу. Создавалось всё непросто, и мне кажется, что самое сложное было – это переосмыслить именно произведение, а не сделать перевод по книге. Существует много постановок Кармен, много балетных спектаклей, и нам хотелось от этого отойти. Иначе это была бы просто хореография нашего времени, поставленная на Кармен. Но смысла в этом немного, поэтому мы стали искать собственные решения.
О смыслах, заложенных в «Сarmen P.S»
Ляйсан Утяшева:
В процессе создания шоу я спросила у мужа, что бывает с мужчиной, когда от него уходит любимая женщина. Паша рассказал мне свою палитру эмоций: «Что, если бы ты сейчас встала и ушла – это страшно, это ужас». И ты будешь в каждой женщине пытаться видеть свою любимую. И такая тема смерти, она очень близкая: он или похоронил ее в себе, или забыть не может и несет этот тяжелый груз. Это красивая история, мне не хотелось примешивать убийство, хотелось, чтобы она действительно ушла. А Хосе страдал, посадив себя сам в тюрьму. А что с человеком в тюрьме происходит? Правильно, он начинает сходить с ума. Но это красивое страдание мужчины по женщине, который оглядывается назад и спрашивает себя: «А что, если бы я что-то исправил?». И поэтому у нас три Хосе, как в «Бойцовском клубе».
Об изменениях в шоу
Анастасия Вядро:
Мы постоянно добавляем какие-то элементы в шоу. Во-первых, потому что нам нужно показать не просто какой-то номер, а передать философию. Иногда зрителю сложно понять, а нам передать, что вот эти три женщины – это и есть та самая Кармен, и что это ее три грани. Во-вторых, шоу растет само по себе, у нас меняются даже соло. Я всё время на шоу присутствую, смотрю, что сработало, а что нет. Буквально вчера на генпрогоне работало, а сегодня не работает. И мы меняем, добавляем новые идеи. Я не корю себя за то, что раньше не догадалась о чем-то, потому что та Кармен еще не была готова к этому нововведению. А сейчас оно перерастает в то, что я могу дополнять, упрощать или усложнять какие-то вещи.
О любви и ненависти
Анастасия Вядро:
А разве любовь без ненависти может существовать? Одно без другого не существует – это баланс сил в природе. Как мы можем понять, что такое хорошо, пока не увидим, что такое плохо? Быть пресным в чем-то одном и не использовать всю палитру чувств, которая есть в этом мире, думаю, неправильно. Мы так жизнь упускаем.
Ляйсан Утяшева:
Наше шоу о пограничном чувстве. О переходе между любви к ненависти и обратно... А путь мы покажем. Он любил, ненавидел, потом любил за то, что научился прощать ее, потом не мог простить себя за ревность к ней.... И чем это закончится – каждый решает для себя сам. Мне очень нравится наш открытый конец.
О зрителях
Ляйсан Утяшева:
Это тот самый сериал, который зрителю захочется посмотреть вживую. Потому что это те самые честные эмоции, которых сейчас очень мало, и которые вы можете увидеть именно в танце. Танец – это иногда больше, в нем много троеточий, а значит каждый может увидеть себя. Наш зритель – это мечтатель, страстный до искусства, который, рассматривая картину, может увидеть целую сюжетную линию. Наш зритель поддерживает творчество и людей, которые не бросили и которые живут этим каждый день вопреки всему и всегда. Вопреки боли в пояснице или сломанным ногам – они приходят и танцуют. Ради чего? Ради зрителя.