Александра Черкасова-Служитель о Павле Прилучном, новом фильме и буллинге
Хочу поговорить в первую очередь про спектакль «Солярис», расскажи, чем тебя привлек этот проект, что у тебя за роль?
Я 4 года как ушла из Вахтанговского театра и сконцентрировалась на работе в кино, буквально утонула в этом. При этом последние годы у меня был (и есть) один спектакль — «Считалка»Жени Беркович в Боярских палатах — очень сильная, драматичная история о девочках посреди войны. Но это совсем камерный зал, редкие показы, а без театра, без регулярного живого контакта со зрителем — мне очень тяжело. Этим летом я загадала что хочу новую постановку, что-то совершенно нестандартное, технологическое. И вот, проходит буквально неделя как я отправила этот «запрос в космос», и мне звонит Петя Напольский, генеральный продюсер проекта «Солярис», и зовет на читку.
До этого я не читала произведение Станислава Лема, но хорошо знала фильм Тарковского —мы проходили его в институте, да и сама я обожаю его фильмы. В спектакле моя роль называется — «фантом-двойник», это загадочное существо, порождение нечеловеческого интеллекта Соляриса, и даже непонятно, кто он – мужчина или женщина. Такой сложный, нечеловеческий персонаж — меня это сразу дико привлекло, такой вызов для актера! Мне очень понравилось работать с участниками проекта – у меня был чудесный партнер Игорь Миркурбанов, а кроме него в «Солярисе» приняли участие Маша Сехон, Володя Мишуков, Кристина Соболева, Сергей Епишев. С Сережей мы знакомы по Вахтанговскому театру, но никогда не играли вместе, просто дружили – а тут удалось наконец-то поработать на одном проекте! С Машей и Володей мы дружим много лет, с Володей последний год вообще соседи по Замоскворечью — постоянно сталкиваемся то в магазине, то просто на улице.
Ты начала свою карьеру, как модель, потом поступила в ГИТИС. При этом ты признавалась в интервью, что в обоих сферах, и в моделинге, и в театре, был буллинг в твою сторону.
Да, когда мне было лет 11-12 меня увидел модельный скаут на улице и пригласил на кастинг. Я прибежала домой, рассказала маме — был собран семейный совет, на котором мне разрешили пойти туда. Несмотря на то, что все в моей семье высокие —я сама 170 см. И, конечно, в модельной школе мне постоянно на это указывали, а еще говорили, что не мешало бы сбросить пару килограммов. Я очень рада что сейчас наконец об этом стали говорить, начала выстраиваться какая то минимальная этическая модель, какая то норма общения преподавателей и студентов. Ведь что в моделинге, что в обучение в ГИТИСе, твои преподаватели — они же небожители, полубоги, каждое их слово, обращенное к тебе — на вес золота. И когда эти боги бросают тебе в лицо, что «не ходи без каблуков — попой тормозишь асфальт!», «девочка с камнем во рту!» (это про тяжелую челюсть с острыми углами, тогда это казалось неправильным, а сейчас девчонки кучу денег платят чтобы такую сделать!), «покрасься в блондинку, рыжая — не типаж, героиня такой быть не может» —и так каждый день, месяц за месяцем. Это очень жесткая эмоциональная школа, которая либо ломает, либо формирует железный характер. Нужна ли молодым актерам и моделям такая школа? Мне кажется, что нет.
Еще ты рассказывала, что была помешана на похудении. Расскажешь про это?
Ну, я худела бесконечно, да. Но это было не совсем связано с буллингом, скорее с общей установкой, таким идеалом — худее, еще худее. По-научному это называется РПП, расстройство пищевого поведения. Это психологическое расстройство, искажение восприятия, когда ты часами изучаешь свое тело в зеркале и видишь одни изъяны. Ученые доказали, что голод и недостаток энергии изменяет, искажает то как ты видишь себя — и заставляет худеть еще сильнее.
В 14 лет я стала вегетарианкой — не в связи с похудением, мне было жалко животных и я не хотела чтобы их убивали ради еды. Дальше — я решила продолжить эксперименты над собой, стала увлекаться сыроедением — и довела себя до аппендицита. За два дня до премьеры в Вахтанговском меня прямо с репетиции увезли на скорой. Больше так не экспериментирую (Улыбается). Всего я не ела мясо шестнадцать лет, но два года назад я приехала в Армению в деревню к друзьям, и когда армянская бабушка предлагает тебе на выбор домашнюю долму или свежесваренный хаш, у тебя нет опции отказаться. И так постепенно я стала понемногу возвращаться в мир мясоедов.
А что касается похудений во время учебы в театре...Были разные ситуации, помню, как мы с подругой упали в обморок в туалете ГИТИСа. Наелись каких-то слабительных и нам стало плохо. Всю свою юность я листала журналы и мечтала быть очень худой — помимо таблеток были и народные средства, бывало обматывалась пищевой пленкой с ног до головы и бегала в ней вокруг дома, потела. Слава богу, что сейчас это все в прошлом! Мир меняется — и к любому весу стали относиться нормально.
А сейчас у тебя какие отношения с едой?
Могу сказать, что я больше не играю в сыроедение. И всегда, когда слышу, от кого-то, что он хочет это попробовать, отвечаю: «Тебе не нужен аппендикс, кожа, зубы?». Понимаешь, когда я лежала в больнице из-за аппендицита, я стала читать разные форумы про сыроедение и прочитала, что у многих людей после такого питания начинаются ужасные проблемы со здоровьем — в нашем холодном климате питаться одними орехами и овощами невозможно! Сейчас у меня нормальные отношения с едой — безусловно, будучи актрисой, я должна поддерживать себя в форме, но честно, не ругаю себя за лишнюю съеденную булочку! Бывает что хочется съесть пару-тройку пачек Skittles или вызвать посреди ночи доставку из макдака — все девочки меня поймут! Просто если ем что-то вредное — дальше отрабатываю это на беговой дорожке. Но чаще выбираю вареную рыбу, конечно, ведь от нее больше энергии.
Мы с тобой говорили про буллинг. Вообще, хотелось бы поговорить ещё про насилие во всех его формах. Почему эта тема для тебя важна?
Мне кажется это проблема есть во всем мире. Сейчас, например, передо мной лежит сценарий французского фильма, он как раз про домогательства в кино, я улетаю скоро сниматься в нем. То есть насилие во всех его формах происходит повсеместно...И я стараюсь освещать эту проблему — недавно, например, вышел клип LOUNA — Дом-на-крови, где я сыграла роль женщины, которая подвергается домашнему насилию. Я сама захотела поучаствовать в этом проекте, потому что знала, что все деньги, которые ребята собирают с просмотров своих видео, они отправляют в фонды, которые помогают женщинам. Для меня действительно ценно, что многие люди, после выхода клипа, стали писать мне в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и рассказывать свои истории — о том, как они стали жертвами насилия. Это очень страшно..
Ты лично в жизни сталкивалась с насилием или домогательствами?
Три года назад я как-то шла на пробы вечером — опаздывала, поэтому решила не брать такси, а ехать на метро. От станции до съемочного павильона нужно было идти 10-15 минут, я решила сократить по навигатору и свернула в место с заброшенными рельсами, какими-то гаражами...Так вот, лил дождь, у меня был прозрачный зонтик —я шла и по дороге разговаривала с подругами. В какой-то момент я поняла, что рядом со мной вообще нет людей. Я закончила говорить с подругами, в наушниках заиграла музыка — и вдруг меня развернул на себя какой-то парень. Он потянул меня за волосы и уронил на рельсы. Я его оттолкнула от себя, видимо удар оказался сильным, он испугался и отбежал на несколько метров.
Я воспользовалась его испугом —рядом был завод, видимо закончилась смена, и оттуда стали выходить люди. Я бросилась к первому мужчину — попросила его помочь мне, он отмахнулся, я подбежала ко второму — до сих пор помню что его звали Егор — и он проводил меня до места съемок. Кое-как я записала пробы....Но, конечно, после этого случая отходила еще долго — не могла спокойно пребывать на улице, особенно в безлюдных местах, появилось недоверие к мужчинам, стала замечать за собой что инстинктивно срываюсь на парней, чувствуя минимальную угрозу (даже когда ее на самом деле нет).
Ты бы смогла сниматься в кино, зная, что в жизни человек проявил себя, как насильник. Например ты играла с Павлом Прилучным в фильме «Тень звезды».
Слушай, я наверное не смогу это прокомментировать. У нас закончились съемки этого фильма как раз в тот момент, как случилась вся эта ситуация с его разводом. Да, и там и там непонятно, что было. Все, что могу сказать —Паша отличный отец. Я наблюдала несколько раз, да и наши общие знакомые рассказывали, как он общается с детьми — вплоть до того, что ребенок звонит, и он на полном серьезе полчаса выбирает какого цвета ей купить балетную пачку — светло-сиреневую или ярко-розовую. То есть меня такое включение в воспитание детей дико умиляет.
В «Тени звезды» у тебя есть откровенная сцена вместе с Павлом. Можешь рассказать, как она снималась?
Открою зрителям секрет — все, абсолютно все актеры, даже самые опытные, играют постельные сцены в диком зажиме! Я только на озвучании фильма увидела, что получилось — и была в шоке, насколько все это откровенно! Там был взят довольно крупный план..до попы (Улыбается). Вообще, когда я вижу в сценарии откровенную сцену, я всегда оговариваю ее с режиссером — все должно быть оправдано, и, если на мой взгляд, можно обойтись без подобной сцены, я буду на этом настаивать. Все-таки у меня есть родители, я не хочу, чтобы они столкнулись с какими-то осуждением, насмешками по поводу этих сцен.
Последнее, что хотела тебя спросить, про твой новый роман. Как ты познакомилась с Евгением Мандельштамом, твоим бойфрендом и куратором выставки современного искусства внутри «Соляриса»? Как вам вместе работалось?
Слово «новый роман» немного смущает — звучит как «свободная касса!» (смеется). Мы с Евгением познакомились в период съемок «Ледяного демона» — у всей команды был перерыв на новогодние праздники, я страшно хотела хотя бы на пару дней оказаться в тепле. И вот мне предложили небольшой проект — российская команда снимала Youtube сериал в Таиланде. Так вот, Евгений был сценаристом этого проекта и присутствовал на съемочной площадке. Я об отношениях тогда вообще не думала — настолько была замотана работой, жила в режиме робота. Мы стали общаться, вернулись в Россию — он в Москву, я — в Питер на съемки «Ледяного демона». Начались отношения на расстоянии — общались голосовыми сообщениями, созванивались по видеосвязи.
Съемки хоррора — это бесконечные ночные смены, выходишь на площадку в 6 вечера, возвращаешься в отель в полдень. Евген звонил мне по видео и читал йога-нидру —это такая медитация для сна. Мы живем уже два года вместе, я даже нашла нам на улице котенка — устроила среди друзей в инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) голосование как назвать это чудо, и так как это был День Кино (а также потому что пол шерстяного существа мы долго не могли определить) — теперь у нас живет кошка Киношка (Улыбается). А что касается совместной работы в «Солярисе» — мы почти не пересекались, я целыми днями была на репетициях, Евгений собирал выставку, создавал всю эту дополненную реальность вместе с Пашей Пепперштейном. Но, естественно, дома мы проект активно обсуждали — и делились своими размышлениями на этот счет.