Александр Цыпкин: «Не уверен, что нечто похожее было на наших экранах»
Александр, как вам кажется, в чем особенность этой истории? Почему к ней вновь обратились режиссеры, только в этот раз для экранизации?
Мне сложно говорить за режиссеров, но, возможно, дело в том, что эта история без каких-либо оговорок добрая, при этом не приторная, с юмором, иногда с сарказмом, но проявляющая в нас светлые стороны. Плюс ко всему дащий в напряжении сюжет и неожиданный финал. И, конечно, ощущение чуда, в котором нет сказочного волшебства, поэтому в него веришь. Безусловно, свою роль играет новогодний контекст. И мне безумно приятно, что Александр Завенович (генеральный директор канала СТС. — Прим. ред.) сравнил «Не скажу» по настроению с «Иронией судьбы».
Помните, что вдохновило на этот текст? Может, у кого-то из героев был конкретный прототип?
Рассказ написал быстро — как обычно в панике сдавал текст одному изданию. Тогда пришла в голову идея о папаше-олухе, который потерял письмо дочки Деду Морозу, а девочка не говорит, что в письме. Мне захотелось написать историю про детскую любовь, о которой отец даже не подозревает, думая, что дочь в нем особо не нуждается. А вот когда писал пьесу, которая, собственно, и стала основой сценария, уже захотел рассмотреть паттерны в отношениях семейных пар, которые проходят кризис. Несмотря на то, что между парами есть разница в возрасте и в финансовом положении, у них одинаковые проблемы: они друг друга не слышат. Плюс проблема пар-ровесников. Не секрет, что женщины взрослеют быстрее, и иногда одногодки муж и жена вдруг оказываются не то, что на разных этапах развития, а в разных мирах.
Эта история и о семейных кризисах, и о любви, и о чудесах, которые люди создают сами. А для вас она в первую очередь о чем?
Я отвечу цитатой Джаника Файзиева: «"Не скажу" — идеальная семейная терапия и четкая инструкция, как решить проблемы, возникающие после 5+ лет отношений». (Улыбается.)
Чем «Не скажу» отличается от ваших последних экранизаций?
Она максимально приближена к реальности и проблемам, касающимся практически любой пары. Например, «Беспринципные» всё-таки такая «научная фантастика», а «Что делать женщине, если у нее два любовника, а выбрать нужно одного» не про всех. В «Не скажу» есть юмор, но нет такого беспощадного сарказма, как в «Беспринципных». Также в «Не скажу» гораздо больше лирики, чем в душевной, но всё-таки достаточно взрослой, иногда жестковатой истории «Что делать женщине». В целом можно проследить некоторую линию в этих трех работах. Я старею и добрею. (Улыбается.)
А как «Не скажу», на ваш взгляд, выделяется на фоне других новогодних историй?
Согласитесь, та же «Ирония судьбы» всё-таки больше женская история. А вот что сказала про «Не скажу» Света Ходченкова: «Самое удивительное в этом спектакле — мужчины в зале со слезами в трогательном и счастливом финале». Это важное отличие. Новогодняя история во многом написана про пап и для пап. Не берусь сказать, было ли нечто похожее у нас на экранах.
Создатели фильма расширили границы пьесы и добавили новые обстоятельства. Как вам такое решение? Принимали ли участие в создании сценария?
Когда фильмом занимается такой мастер, как Анна Пармас, то единственно верным решением может быть не влезать и ничего не портить. Мне друг и учитель Константин Хабенский так и наказал. Аналогично посоветовала жена Оксана. А сценарий мне понравился. Радует, что благодаря новым обстоятельствам появилась роль и для меня. Несколько слов, но зато в фильме, которым рулит Пармас. (Улыбается.)
Как-то отмечали, что всегда понимали: ваши тексты созданы для театра или кино. Почему? В чем, по вашему мнению, секрет успеха ваших историй, перенесенных на сцену или экраны?
Лень — двигатель прогресса. (Улыбается.) Мне всегда было лень придумывать длинные описания героям, обстоятельствам и декорациям истории. Поэтому пришлось каждые два абзаца резко менять сюжетную линию и насыщать текст диалогами, в которых раскрываются герои. А что еще нужно для театра и кино, кроме событий и диалогов? Поэтому я не удивлен, что истории стали забирать режиссеры. И меня это делает бесконечно счастливым.
В одном интервью вы описывали современного человека как уставшего, милосердного, креативного и тоскующего. Герои «Не скажу» соотносятся с этим описанием? Какими в целом их видите?
Герои ищут себя. Ситуация, в которой настолько увлечен поиском себя, что не замечаешь, как из жизни исчезают дорогие для тебя люди, происходит очень часто. С другой стороны, близкие тоже иногда не замечают, что человек потерял себя, сконцентрированы на себе и упускают тот момент, когда ниточки рвутся. Вот об этих ниточках и фильм.
31 декабря многие режут оливье под «Иронию судьбы» и пересматривают старые фильмы. Как вам кажется, есть ли современные картины, которые будут также пересматриваться в будущем? И чего не хватает российскому кино, чтобы стать таким же атрибутом праздника, как «Ирония судьбы»?
Я не думаю, что когда-нибудь появится фильм, который станет таким же массово-культовым, как «Ирония судьбы». Причин много, но только их уникальное сочетание привело к такому результату и тогда, и сейчас. Режиссеры двадцатого века в целом иные, а Рязанов так вообще особенный. К тому же он здорово попал в зрителя того времени. А то время — достаточно счастливые и беззаботные семидесятые. Пик Советского Союза, уже нет страха, но еще не наступила безнадежность. Люди по-своему счастливы, есть какая-то предсказуемость, человек человеку не волк, как в капитализме, а иногда панда. Есть возможность, чтобы такие душевные истории заходили в те самые души. Единый канал распространения информации. У людей всего две кнопки. Хочешь не хочешь, посмотришь фильм. А если его показывают каждый год, то его смотрят все поколения. Сегодня же платформы, наши и зарубежные каналы, сотни фильмов сваливаются на человека каждый день. Миллион зрителей — теперь успех. В СССР — провал. Аудитория окончательно и бесповоротно распалась на сотни субкультур и групп. Думаю, больше не будет фильма, который посмотрит вся страна. А значит, мы постепенно теряем общий культурный код. И это печально.
Для вас в целом Новый год — важный праздник? Как готовитесь, отмечаете? Может, есть какие-то традиции?
Праздник прежде всего семейный. Оливье, «Ирония», подарки, загаданные желания и тепло самых близких людей, а потом первого января еще немного оливье и «Не скажу». (Улыбается.)