Владимир Высоцкий
Поэт, бард, актер. Творчество музыканта стало феноменом в отечественной культуре, а его имя знакомо даже тем, кто родился после распада Советского Союза. Песни Владимира Высоцкого до сих пор слушают и исполняют миллионы поклонников. Однажды он сказал матери: «А всё равно меня будут печатать! Хоть после смерти, но будут». И слова эти стали пророческими, как и многое, о чем говорил и пел легендарный артист.
Биография Владимира Высоцкого
Яркие роли, стихи, песни, книги и фильмы стали примером уникального таланта барда и все его творчество – синонимом запредельной честности и искренности. При жизни Владимира Высоцкого его песни не получили официального признания в СССР, в печати даже была развернута кампания по дискредитации его произведений. Перелом обозначился лишь через шесть лет после смерти актера и музыканта. Тогда он удостоился звания Заслуженный артист СССР, а позже в литературоведении появилась целая наука – высоцковедение.
Детство и юность барда
Родился будущий артист в 1938 году в Москве. Родители Владимира Высоцкого, Семен Владимирович и Нина Максимовна, расписались за год до счастливого события. Его отец военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, а мать – переводчица с немецкого языка. Когда началась война, мальчик с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (сейчас Оренбургской) области. В 1943 году они вернулись в Москву, уже тогда стало очевидно, что браку супругов пришел конец.
Когда Семен Владимирович лужил в Главном управлении связи Красной армии, он познакомился с Евгенией Лихалатовой. После развода он женился на ней. Нина Максимовна тоже вышла замуж – за учителя английского языка. С отчимом Владимир Высоцкий дружбы не водил, тот даже не пытался найти общий язык с мальчиком и злоупотреблял алкоголем.
Через суд отец будущего артиста забрал сына к себе. Это произошло в 1946-м, а спустя год семья переехала в городок Эберсвальд в Германии – по месту службы Семена Владимировича. Там Владимир Высоцкий пошел в школу, где учились дети советских военнослужащих. Второй класс он окончил с отличием, поскольку с ним занималась «мама Женя». В награду за успехи в учебе отец купил для наследника пианино и пригласил преподавателя для занятия музыкой. Он отмечал, что у ученика абсолютный слух. Также отец и мачеха подарили Володе аккордеон. Вскоре юношу приняли в пионеры.
В 1953 году подросток познакомился с актером Сабининым. Он привел его в театральный кружок при Доме учителя, с которого берет начало творческая биография Владимира Высоцкого. В Доме преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов. Спустя год школьник решился на первое выступление. Это была импровизация: 16-летний парень читал со сцены вариации на басню Крылова. Зрители смеялись и аплодировали, но артисту поставили тройку в четверти за поведение.
На свое 17-летие молодой человек получил от матери первую гитару. А в июне 1955 года Владимир Высоцкий окончил среднюю школу – в его аттестате было пять пятерок и девять четверок.
Образование Владимира Высоцкого
После выпускного талантливый парень планировал связать судьбу с актерской профессией. Но, как гласит Википедия, Владимир Высоцкий послушался совета отца, который настоял на поступлении в технический вуз. Так молодой человек стал студентом инженерно-строительного института. Однако уже к концу первого семестра он понял, что не сможет продолжать учиться здесь, и забрал документы.
В тот период Владимир Высоцкий уже писал первые песни, слушать которые собирались его друзья в квартире в Большом Каретном переулке. А в январе 1956 года он вернулся в театральный кружок Богомолова, где ставили спектакли «Трудовой хлеб» по пьесе Островского и «Из записок вспыльчивого человека» по произведению Чехова. Параллельно с репетициями Володя начал готовиться к поступлению в театральный.
На вступительном экзамене по специальности абитуриент читал монолог Олега Баяна из пьесы Владимира Маяковского «Клоп». Владимир Высоцкий прошел по конкурсу и стал студентом Школы-студии МХАТ. Изначально его группой руководил Борис Вершилов, но после его внезапной смерти будущие артисты перешли под кураторство Александра Комиссарова и Павла Массальского.
Педагоги по сценической речи считали голос Владимира Высоцкого «плохим и небольшим». Так, профессор Саричева выразила догадку, что хриплость студента – следствие органического недостатка. А преподаватель пения Вишневская предположила, что натруженность и хриплость вызваны дефектом носоглотки или чрезмерным курением. Массальский соглашался, что у Володи нет голоса, но он компенсирует свой недостаток артистичностью и умением чувствовать роль. Спустя много лет Марк Захаров отметит, что голос в большей степени повлиял на становление Высоцкого как артиста и как поэта.
Театральная карьера Владимира Высоцкого
После вручения диплома артист занялся поиском «своего» театра. Он работал в Театре имени Пушкина, театре миниатюр, но это были лишь второстепенные роли Владимира Высоцкого. Весной 1964 года актер пришел в Театр на Таганке. Режиссер Юрий Любимов вспоминал, что прочитанные молодым человеком в кепке и сером пиджаке стихи Маяковского не впечатлили его. Зато когда Володя взял гитару, Юрий Петрович слушал его сорок пять минут, не прерывая. Осенью того же года состоялся первый спектакль с участием барда.
Первая большая роль Владимира Высоцкого случилась в постановке «Жизнь Галилея», премьера которой состоялась в 1966 году. Играл он на сцене театра каторжника Хлопушу в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачев». Стоит отметить, что Любимова предупреждали о пристрастии молодого актера к спиртному, но поначалу он не придал этому значения.
Позже режиссер убедится в этом, когда будет периодически обещать уволить Владимира Высоцкого за нарушение трудовой дисциплины. Первый уход артиста из театра состоялся в марте 1968 года. Но вскоре музыкант вернется, чтобы сыграть Гамлета. Премьера спектакля, состоявшаяся 29 ноября 1971 года, стала одним из самых заметных театральных событий. Гамлет Высоцкого был похож на «парня с улицы», но за его «колючестью» проглядывала непрерывная работа мысли и «сгибающая пополам» боль за все, что происходит в мире.
В 1975-м сценическая биография Владимира Высоцкого пополнилась еще одной ролью. Он сыграл купца Ермолая Лопахина в пьесе Чехова «Вишневый сад». Будучи в ту пору влюбленным в реальной жизни, бард сумел передать своему персонажу и нежность, и страстность. А в конце 1979 года в копилке артиста появился еще один герой – Аркадий Свидригайлов из спектакля «Преступление и наказание».
После этого продолжали выходить фильмы с участием Владимира Высоцкого, он давал концерты, колдовал над песнями и сценариями. Но только не над сценическими образами. Как-то в интервью он признался, что при работе над ролью Свидригайлова ему было необходимо найти больное место в истории героя. Актер был уверен, что «правда только там, где прорывается боль».
Лучшие роли Владимира Высоцкого
В кинематографе артист дебютировал еще в студенчестве. Он появился в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы», роль в которой вспоминал с улыбкой. Владимир Семенович рассказывал, что так волновался, что наделил своего персонажа Петю кавказским акцентом и высоким голосом, причем произносил реплику заикаясь. В последующие годы фильмография Владимира Высоцкого пополнилась разными ролями, некоторыми из которых он был очень недоволен.
Не любил артист вспоминать свое участие в картине «Стряпуха», где его персонаж пел чужим голосом. Разочаровала его работа в ленте «Хозяин тайги» из-за сценария и общей атмосферы на съемочной площадке. Комедию «Саша-Сашенька» актер просто считал очень плохой. При этом в его биографии есть фильмы, в которых Владимир Высоцкий смог раскрыть свой музыкальный талант. Он предложил свыше ста композиций для различных картин, но киностудии принимали лишь две из пяти песен.
Удачным и органичным бард считал включение песни «Вершина» в фильм «Вертикаль», в котором Владимир Высоцкий исполнил главную роль. После нее на артиста обрушилась настоящая популярность и всесоюзная известность. Также его песни звучали в лентах «Я родом из детства», «Короткие встречи» и ряде других.
В 1970-х в фильмографии Владимира Высоцкого появились новые роли, но не все они положительно оценены критиками. Он надеялся на картину Александра Столпера «Четвертый», однако она провалилась в прокате. Прошла незамеченной для публики премьера ленты «Единственная дорога», где певец предстал в образе военнопленного капитана Солодова. Не меньшее разочарование он познал после участия в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли», поскольку большую часть баллад, которые бард написал для него, были исключены.
При этом Владимир Семенович Высоцкий снялся и в знаковых картинах, подкрепивших славу о нем, как о талантливой и многогранной личности. Внимание кинокритиков привлек его зоолог фон Корен из ленты Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек», где артист выделился «сложным психологизмом игры». За эту роль Владимир удостоился приза «За лучшую мужскую роль» на Фестивале Наций в Таормине.
Наиболее яркой работой в кино стал персонаж Глеб Жеглов в детективной драме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», где Владимир Высоцкий также выступил в качестве постановщика. Он снял эпизод с опознанием Фокса и сцену допроса Шараповым доктора Груздева. В 1987-м за создание образа Жеглова и авторское исполнение песен артисту была посмертно присуждена Государственная премия СССР.
Перед смертью Владимир Высоцкий успел сняться в ленте Михаила Швейцера «Маленькие трагедии», представ в ней в роли героя-соблазнителя Дон Гуана (Жуана). Картина, посвященная 180-летнему юбилею А. С. Пушкина и 150-летию «Болдинской осени», вышла в 1979 году.
Стихи и песни Владимира Высоцкого
Первое стихотворение артист написал в 1953 году, оно называлось «Моя клятва». Сохранилось сочинение благодаря матери поэта, напечатавшей его в стенгазете. В это же период молодой человек будет осваивать гитару, поначалу исполняя блатные и дворовые песни, а потом авторские. Примечательно, что стихи, которые писал Владимир Высоцкий, зачастую отказывались печатать. А предлагаемые редакторами правки не устраивали самого певца.
Осенью 1964 года артист записал на магнитофон песни, которые успел к этому моменту сочинить – сорок восемь композиций. Практически каждая песня, и Владимир Высоцкий этого не стеснялся, была написана языком улицы. Стихи отличались динамичным сюжетом, блатными словечками, а персонажи наделялись ярко-выраженными характерами. Люди, не знавшие барда, всерьез думали, что он много лет провел в лагерях.
Во второй половине 1960-х музыкант переключился на другую тематику. Эти были военные композиции, произведения, в которых прослеживался гротеск, иносказание. Примеры можно наблюдать в песне Владимира Высоцкого «Бал-маскарад». В 1972-м он представил стихотворение «Мой Гамлет». В целом гамлетовские интонации будут заметны во многих произведениях, написанных в тот период. С каждым годом исповедальные интонации в его творчестве становились громче.
Для достижения нужного эффекта Владимир Высоцкий перевоплощался в неодушевленные предметы. Этот прием очевиден в «Балладе о брошенном корабле», «Песне микрофона». Не оставляет поэт и военную тему: «Черные бушлаты», «Мы вращаем Землю», «Тот, который не стрелял». В последние годы жизни в лирике знаменитого исполнителя появился маргинальный герой, который рассуждает сквозь призму гамлетовского опыта.
А еще в конце 1970-х автор много пишет о детстве и юности («В младенчестве нас матери пугали...», «Баллада о детстве» и другие). Критики связывают не столько с ностальгией, сколько с попыткой Владимира Высоцкого понять, как корни и истоки влияют на судьбу человека. Очевидно, что автобиографические мотивы, присутствующие в поздней лирике барда, соотносятся с судьбой страны.
Литературное наследие артиста включает свыше двухсот стихотворений и приблизительно шестьсот композиций. О многих из них слышало даже нынешнее молодое поколение. Среди них «Скалолазка», которую Владимир Высоцкий хотел включить в «Вертикаль», «Утренняя гимнастика», написанная специально для спектакля театра сатиры «Последний парад». Среди известных композиции также «Песня о друге», «Кони привередливые», «Охота на волков» и другие. Написал Владимир Семенович и несколько рассказов, в том числе «Роман о девочках», найденный после его смерти в личных документах.
Личная жизнь Владимира Высоцкого
Впервые актер женился в 1960 году. Его избранницей стала студентка третьего курса Изольда Жукова, которая была старше Владимира Высоцкого на год. Свадьбу отметили на Большом Каретном с друзьями-однокурсниками. Их брак был безденежным, но легким и полным романтики. Однако вскоре отношения испортились, девушка уехала по приглашению от театра в Ростове-на-Дону. И спустя время узнала, что ее супруг станет отцом чужого ребенка.
Пара развелась в 1965 году. И тогда Владимир Высоцкий женился на Людмиле Абрамовой, с которой снимался в драме «713-й просит посадку». Они не сразу оформили отношения, поскольку артист долго не мог оформить развод с Жуковой. Жили супруги в двухкомнатной квартире, полученной Ниной Максимовной.
В этом браке на свет появились сыновья Владимира Высоцкого. В ноябре 1962 года родился Аркадий, в августе 1964-го – Никита. Старший наследник стал актером, сценаристом и преподавателем. Младший, помимо тех же занятий, что у Аркадия, нередко выступает продюсером картин. Также Никита является профессором кафедры режиссуры и мастерства актера Московского государственного института культуры.
После их рождения Людмила Абрамова оставила актерскую профессию. Этот выбор приняли дети Владимира Высоцкого, которые всегда чувствовали материнскую любовь и видели, что ей также приходилось заниматься проблемным мужем. Формально брак артиста с Людмилой продлился до 1970 года, хотя фактически они перестали жить вместе задолго до этого.
Владимир Высоцкий и Марина Влади
Несмотря на то, что у Владимира Высоцкого был небольшой рост, он компенсировал этот небольшой недостаток сильным характером, романтичной натурой и харизмой. Он легко очаровывал женщин и сам терял голову. Однако серенады музыкант пел далеко не всем.
Впервые Владимир Высоцкий увидел Марину Влади в фильме 1956 года «Колдунья». Очная встреча двух талантливых людей произошла в 1967 году. Французская певица и актриса русского происхождения приехала посмотреть на расхваленного артиста в Театр на Таганке. После спектакля «Пугачев» они встретились и влюбились. Она отличалась от советских женщин – носила модные наряды, снималась в откровенных сценах. Но при всей своей смелости Марина не могла бросить сыновей, родившихся от первых двух мужей.
Так актриса стала жить на две страны – в России и во Франции. В это же время Владимир Высоцкий боролся за право выехать за рубеж, чтобы воссоединиться с возлюбленной. Влади неоднократно спасала избранника, которого губила алкогольная и наркотическая зависимость. На сильные вещества его невольно «подсадили» медики, когда «откачивали» музыканта после затяжных запоев.
Последние два года, вплоть до смерти Владимира Высоцкого, их отношения стали напряженными. Актера стала тяготить ее забота и контроль, который она продолжала осуществлять даже на большом расстоянии. В результате бард увлекся 18-летней студенткой Оксаной Афанасьевой.
Девушка мечтала стать художницей и училась в Московском текстильном институте. Она также боролось с запоями Владимира Высоцкого, а он чувствовал, какое от нее идет тепло. Но о разводе с Мариной тогда не могло быть и речи. Оксана будет откачивать артиста, когда он переживет клиническую смерть в июле 1979 года. Она же будет рядом, когда его не станет.
Интересные факты о Владимире Высоцком
- Перед поступлением в Школу-студию МХАТ Владимир Высоцкий побывал на приеме у отоларинголога. В характеристике врач указал: «Слух хороший, ритм, хороший, певческого голоса нет». Несмотря на это, артист поступил безо всяких протекций.
- Со второй женой артист познакомился при любопытных обстоятельствах. У входа в гостиницу, где Людмила Абрамова остановилась, ее окликнул Владимир Высоцкий. Они не были знакомы, но мужчина попросил у дамы денег в долг, чтобы расплатиться в ресторане. Она отдала ему дорогое кольцо, семейную реликвию. Правда, на следующий день артист вернул драгоценность и предложил ей стать его женой.
- Первый музей, посвященный творчеству Владимира Семеновича, был открыт в 1992 году. Он находится в столице и называется «Дом Высоцкого на Таганке». В 1996 году директором музея стал сын поэта Никита.
- Всю жизнь Владимир Высоцкий играл на семиструнных гитарах. Если ему приходилось пользоваться чужой шестиструнной гитарой, он ее перестраивал на семиструнную без басовой струны. А еще артист немного расстраивал (от классической настройки) струны гитары, «приспуская» их.
В 2011 году вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» о нескольких драматических днях из жизни Владимира Семеновича. Сценаристом выступил сын певца Никита. Главную роль исполнил Сергей Безруков, а Оксана Акиньшина сыграла его возлюбленную Афанасьеву.
- Произведения Владимира Высоцкого переведены на английский, болгарский, итальянский, датский, немецкий, польский, сербский, румынский, словацкий, французский, чешский, шведский языки. Некоторые стихи поэта изучаются в общеобразовательных школах разных стран.
Смерть Владимира Высоцкого
В свое последнее лето артист предпринял две попытки избавиться от наркозависимости. Он планировал пожить в домике вдали от больших городов и под наблюдением врачей побороть болезнь. Однако Владимир Высоцкий опоздал на самолет, который должен был доставить его в таежную местность. Тогда врачи приняли решение вновь положить актера в больницу.
Утром 24 июля к нему приехала мама и провела рядом с сыном почти целый день. На момент смерти Владимира Высоцкого рядом с ним были Оксана Афанасьева и врач-реаниматолог Анатолий Федотов. Сердце поэта остановилось ночью 25 июля. Причиной смерти Федотов назвал инфаркт миокарда во сне. Отец музыканта распорядился не проводить вскрытие. Скульптор Юрий Васильев снял посмертную маску и сделал слепок левой руки барда.
В течение трех дней, с 25 по 28 июля, возле Театра на Таганке круглосуточно стояли люди. Они приносили цветы, свечи. Для тех, кто пришел проститься с поэтом, распечатали десять тысяч фотографий Владимира Высоцкого с его автографом. «Гамлет», запланированный на 27 июля, отменили. Никто из зрителей не вернул билеты, лишь несколько человек, но их тут же забрали на память артисты театра.
Прощание с музыкантом началось 28 июля. Очередь, двигавшаяся ко входу на «Таганку», растянулась на девять километров. Проводить кумира миллионов в последний путь пришли 108 тысяч человек. В тот же день на Ваганьковском кладбище состоялись похороны Владимира Высоцкого, а затем и поминки. Друзья и родные поэта собрались в его квартире на Малой Грузинской и слушали Володины песни.
Фильмография
- 1979 – Место встречи изменить нельзя
- 1979 – Маленькие трагедии
- 1977 – Их двое
- 1976 – Сказ про то, как царь Петр арапа женил
- 1975 – Единственная
- 1975 – Бегство мистера Мак-Кинли
- 1974 – Единственная дорога
- 1974 – Волшебник Изумрудного города. Фильмы четвертый: Королевство Бастинды
- 1973 – Плохой хороший человек
- 1969 – Хозяин тайги
- 1969 – Опасные гастроли
- 1968 – Служили два товарища
- 1968 – Интервенция
- 1967 – Короткие встречи
- 1966 – Я родом из детства
- 1966 – Стряпухаъ
- 1966 – Саша-Сашенька
- 1966 – Вертикаль
- 1965 – Наш дом
- 1965 – На завтрашней улице
- 1964 – Штрафной удар
- 1963 – Живые и мертвый
- 1962 – Увольнение на берег
- 1962 – 713-й просит посадку
- 1961 – Карьера Димы Горина
Вы просмотрели 0 из материалов