Сколько стоят гейши: как устроен современный мир эскорта в Японии
В книге Марина Чижова рассказала о поразительном ночном мире Японии. Заглянем в мужские клубы Страны восходящего солнца вместе с ней.
Гейша vs мама-сан: в чём разница, если обе в кимоно
Настоящих гейш — тех, что знают традиционные танцы и умеют играть на японской арфе сямисэн, осталось немного. Их почитают как реликвию, в то время как Страной восходящего солнца заправляют совсем другие женщины — владелицы современных ночных заведений. Порой они тоже носят кимоно и стягивают волосы в тугие прически, но называют их не гейшами, а «мама-сан».
Заведения «мам» рассыпаны созвездиями горящих вывесок в центральных районах больших городов: Гинзе и Роппонги в Токио, Кита-Синти и Минами в Осаке, Накасу в Фукуоке. По разным данным, всего в Японии от ста до пятисот тысяч таких ночных клубов, общее количество персонала — от миллиона человек.
Это индустрия зарабатывает миллиарды йен: в заведениях ежедневно выпиваются сотни тысяч бутылок самого дорогого алкоголя, собираются самые красивые девушки, ведутся самые обольстительные беседы. «Мамы» процветающих заведений — одни из богатейших и наиболее влиятельных людей страны. Но этот отдельный мир ночной Японии невидим для туристов. Его нет на карте, он как зазеркалье: сюда могут попасть только знающие люди.
Приличная фирма или логово разврата
В то время как гейши остаются носителями традиции, их культура трансформировалась и приняла свою «разговорную» форму, доступную не только для богачей. Застенчивые японцы готовы платить за женщин. И речь не о сексе, а о возможности пропустить бокальчик-другой, наслаждаюсь женскими улыбками и сиянием глаз.
Обаятельные, нарядные и накрашенные девушки — белил гейши здесь не увидишь — встречают в особых заведениях мужчин после рабочего дня. Они напоминают чилл-аут бар дорогого отеля. Внутри — приглушенный свет и мягкие краски, играет приятная музыка. Девушки в подчеркивающих фигуру платьях встречают гостей, наливают им чего покрепче, обычно виски или саке, и заводят беседу. То есть делают то же, что и гейша, только без танцев буё, игры на инструментах и старинного языка.
В серьезных хостесс-клубах с девушками можно только общаться, даже прикосновения к руке запрещены. В заведениях попроще всё не так строго, но интимные контакты с клиентами здесь тоже недопустимы.
Как много японцы готовы платить за женщин и сколько зарабатывают гейши
Ночные заведения для мужчин условно делятся на три категории:
- снакку — самые доступные по цене;
- лаундж — среднего уровня;
- курабу, или клуб — самые дорогие.
Вечером весь мужской рабочий народ Японии из офиса отправляется не домой, но с коллегами в ресторан, а затем и в одно из этих трех мест.
Стоимость входа в снакку варьируется от $50 до $100, в лаунджи – $150–200, а в клубах цена прыгает до $500–800. И это только за вход! Алкоголь, который тут заказывать обязательно, считается отдельно. Причем наценка будет в 3–5 раз, в зависимости от престижности места.
Здесь нет коктейлей, потому что нет барменов. Напитки заказывают бутылками. Японские бизнесмены предпочитают виски. Бутылку сразу не выпивают: у японцев мало ферментов для расщепления алкоголя, поэтому виски разводят льдом и водой. После ухода гостя на бутылку торжественно повесят золотую табличку с его именем и уберут на хрустальную полку, чтобы достать вновь при его появлении.
В дорогих заведениях считается особым шиком откупорить бутылку винтажного Krug или Romanee Conti, а лучше сразу несколько, чтобы потом долго хвалиться, как давеча выпивал на Гинзе и прокутил полцарства. Заказывать вино и шампанское, то, что не хранится, но осушается тут же, — это тот самый пьянящий кайф «спускания» денег, за которым в заведения приходят вновь и вновь. При этом вкус не так уж важен: японцы охотно признаются, что ничего не понимают в вине. Куда важнее, что прелестницы будут с благоговением и восторгом смотреть, как клиент играючи заказывает пятую бутылку Cristal.
На следующий день девушки будут слать гостю письма и сыпать благодарностями за щедрый вечер и за то, что им давно не было так хорошо и весело, как вчера! Это произойдет даже в случае, если после шестого бокала шампанского приехала скорая, чтобы прокапать красотку прямо возле заведения. Что поделаешь, работа такая!
В клубах у девушек часто есть KPI — сумма, которую они должны принести заведению в месяц. Такой KPI называют словом «норма», оно просочилось в японский язык из СССР. Обычно норма устанавливает, сколько алкоголя должен выпить закреплённый за девушкой клиент. В случае недостачи могут быть вычеты из зарплаты. Но в целом платят, не скупясь: нижняя планка в клубе составляет $500–700 в день, а популярные девушки — ичибан – номер один — могут получать намного больше.
Что держит японских мужчин «на игле», заставляя выкладывать состояние в ночных клубах
Требования тут очень высоки: девушки проходят строжайший отбор на нескольких собеседованиях. Мало быть просто красивой. Требуются способность поддержать беседу на разные темы, такт и умение, как говорят японцы, «читать воздух», то есть внимательно относиться к мелочам и нюансам. В клубах клиентами могут быть и японские мафиози якудза, и бизнесмены, и знаменитые музыканты. И все они по-своему взыскательны.
В заведениях подешевле всё гораздо спокойнее. Девушек не терзают нормативами, а публика более расслаблена и не так падка на то, чтобы блеснуть кредиткой и посорить деньгами. Тут вряд ли будет литься рекой Romanee Conti, но популярны достойные вина вроде Opus One, игристое Moet или Belle Epoque и хороший виски, которые стоят, разумеется, в несколько раз выше.
Что же тянет благообразных японцев в эти заведения? Почему после тяжелого дня на работе не купить бутылку хорошего алкоголя по разумной цене и не насладиться ею дома? Одна из причин — в психологии: японские мужчины прочно сидят на атмосфере праздника, полноты жизни, собственной значимости, которые умело создают и поддерживают девушки-хостес.
Вторая причина заключается в том, что японские корпорации отводят огромные бюджеты на походы сотрудников в ночной мир. И в частных, и в государственных компаниях представительские расходы стоят в топе всех расходов компании. В свою очередь, самая дорогая статья представительских расходов — это походы в ночные заведения к «современным гейшам» и дорогой алкоголь.
С давних времен японцы ездили к гейшам договариваться о делах, склонять партнеров к выгодным для себя условиям и отмечать сделки в неформальной обстановке. Этот обычай перетек в современность, а ночные заведения стали неотъемлемой частью современной культуры. Но не стоит недооценивать психологический фактор: многие японцы настолько зависимы, что, когда корпоративный лимит исчерпан, пускают в ход личные деньги.
Кстати, хостес-клубы — это не только развлечение для мужчин. В Японии есть заведения «наоборот»: места, где дамы сорят деньгами, а красавчики-парни ведут светские беседы и мило улыбаются. А вот о том, как они устроены, мы расскажем в следующий раз.