Запеченные младенцы и муж рядом: как рожали на Руси

А ты знала, что младенцев после родов действительно сажали в печь? Но не всех, а только самых слабеньких. А что роженица и повитуха должны были просить друг у друга прощения? А то муж вполне мог присутствовать при родах, и это не было чем-то зазорным? Собрали самые интересные славянские традиции, связанные с процессом деторождения.
Запеченные младенцы и муж рядом: как рожали на Руси

Не шить, не пить, не злословить



Беременную женщину на Руси всегда окружали заботой, особое положение избавляло ее от тяжелой работы, а за столом ей доставалось всё самое вкусное. Но при этом в ее жизни появлялось множество ограничений в виде примет: некоторые кажутся нам теперь совсем дикими, а некоторые дошли и до наших дней. Например, запрет на шитье и вязание, мол, не надо ребенку ничего готовить — плохая примета, как родится, так и сошьешь всё, что нужно. Конечно, это было связано с большим количеством детских смертей — роды на Руси принимала повитуха, медицинской помощи не было, так что младенцы часто умирали. Вот что предписывали суровые правила «Домостроя»: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной любовью ко всем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Надежда была только на суеверия: если будешь делать как надо, будет ребенок жив и здоров. Впрочем, многие из них были вполне логичными и объяснимыми. Например, беременным запрещено было:

  • поднимать руки и спать на спине (риск преждевременных родов на поздних сроках);
  • сидеть нога на ногу (нарушается кровообращение);
  • носить украшения (можно объяснить склонностью к отечности);
  • есть второпях (ну это вообще вредно, независимо от того, беременна ты или нет);
  • ходить на похороны, смотреть на пожары или драки (забота о психологическом комфорте будущей мамы);
  • злословить и пьянствовать (негативные эмоции, ну а о рисках, связанных с алкоголем, можно не говорить).
Есть смысл в этих суевериях?
Еще какой!
Не вижу логики


Почему повитуха запекала младенцев?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Повитухами часто становились вдовы, но необязательно, самым важным фактором было наличие собственного опыта деторождения. «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут...» Изначально образования никакого специального у повитух не было, уже потом, во второй половине XVIII века в России появились «повитухи с дипломом», закончившие специальные учебные заведения. Эти заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения.

«Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием.

Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно перевязывала пуповину, мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними. Начинала она с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Чтобы материнское тело лучше раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки. Повитуха постоянно подбадривала роженицу, повторяя, что всё будет хорошо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Удивительно, но довольно часто на родах присутствовал и муж: нашим предкам не казалось это чем-то странным. У мужа были свои обязанности: снять с жены правый сапог, дать жене напиться, развязать пояс (помним про узлы), ну и во время процесса — всячески помогать. В некоторых источниках упоминается об интересной традиции: во время родов муж должен был громко кричать вместо жены, таким образом отвлекая на себя внимание злых сил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но основную работе всё же приходилось проделывать женщине и повитухе. Сразу же после рождения мать касалась рта младенца пяткой и приговаривала: «Сама носила, сама приносила, сама починивала». Делалось это, чтобы ребенок рос спокойным.

Сразу после этого повитуха перерезала пуповину, завязывала ее и заговаривала грыжу, закусывая пупок 3 раза и сплевывая 3 раза через левое плечо.

Если это был мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка – на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца (иногда только матери).

Повитуха же разглаживала малышу ручки, ножки, животик, а если он рождался слабеньким, то могла и отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Восстановление после родов на Руси


Тут надо отметить, что повитуха заботилась о восстановлении матери после родов гораздо больше, чем врачи в современных клиниках. После родов совершался ритуал омовения матери с младенцем в бане. Там повитуха делала молодой матери послеродовой массаж, а новорожденного поливала особой водой, в которую заранее добавляла соль, вымачивала яйцо и серебряную монету. При этом она приговаривала: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица». Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает этот процесс: «В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов».

Ни о каком быстром возвращении матери к работе речи не шло. Нет, женщина должна была восстановиться, чем лучше пройдет восстановление, тем больше шансов на то, что она родит еще одного здорового ребенка. Вот что пишет об этом Бердинский в книге «Крестьянская цивилизация в России»: «...А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день по два раза согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко – избежать "уроков", отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».
Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует "похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались". Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти "ден", если есть кому "ходить по дому"... Шесть недель родившая считается полумертвой... Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Пока мать восстанавливалась, к ней наведывалась соседки. Они справлялась о здоровье женщины, поздравляли ее, а заодно приносили еду. Так продолжалось несколько дней, и вся семья кормилась тем, что приносят добрые люди.

Нужны ли специальные процедуры восстановления после родов?
Конечно, это важно
Все это блажь



Но женщина не просто лежала, у наших предков были свои традиции, касающиеся восстановления. Например, свивальники — длинные отрезы льна, которыми в течение первых дней туго пеленался живот. В этом бандаже молодая мать могла ходить по дому. Также свивальники использовались в процедуре перетягивания или пеленания (но не младенца, а матери): повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах – от головы до стоп. Завершалось восстановление обрядом размывания рук, когда повитуха и роженица просили друг у друга прощения. После этого женщина могла возвращаться к работе. Если ей нужно было работать в поле, то заботы о ребенке брали на себя старухи, проживающие в доме, либо же старшие девочки.

У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение – инициация, это определенно переход из одного статуса в другой. Этапы послеродового повивания и правда напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань, как в саван), возрождение в новом статусе.

Фото: Getty Images