Пытка музыкой: зачем нацисты организовывали оркестры в лагерях
Музыкантам, попавшим в заключение, почти сразу вернули инструменты. Но совсем не для того, чтобы порадовать концертами остальных пленников.
⚡️⚡️⚡️ ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ НА СВЯЗИ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ИЩИ НАС В Яндекс.Дзен, VK, Telegram, Одноклассниках.
Обязательные Бах и Бетховен
Музыканты, ставшие узниками, были безмерно удивлены, когда им начали выдавать скрипки и аккордеоны, которые отбирали у местных жителей. Первые оркестры начали появляться уже в 1941 году — почти сразу после создания самих концлагерей.
Разучивать новые композиции или повторять уже знакомые приходилось в нечеловеческих условиях — в сырых подвалах или на холоде прямо под открытом небом. Но всё равно в оркестр хотели попасть многие: другие работы были гораздо более тяжелыми и изматывающими, и каждый хотел хотя бы их часть заменить на репетиции. Первый мужской коллектив возглавил Франц Нирыхло, играющий на гобое, женским оркестром руководила скрипачка Альма Розе.
Обязательным «ингредиентом» репертуара всегда были Бах и Бетховен: творчество этих композиторов нацисты считали доказательством превосходства арийской расы. В остальном же всё зависело от предпочтений лагерного начальства: оркестры играли и классику, и блюз, и популярные эстрадные мелодии.
Зачем нужны были оркестры?
Разумеется, одной из задач музыкантов было развлекать палачей. Надсмотрщики нередко устраивали вечеринки и жаждали веселья, и потому заключенные, падающие с ног от голода, выступали перед ними, глядя, как фашисты пьют и едят. Узникам иногда что-то перепадало: крошечный кусочек хлеба или пара сигарет. Но обычно на них не обращали внимания: немцы гораздо больше дорожили инструментами, чем теми, кто на них играл.
Но в первую очередь оркестры были нужны для другого: музыку превратили в издевательство. Оркестры встречали новых пленников: под веселые мелодии часть прибывших тут же отправляли в крематорий. Музыканты нередко играли, обливаясь слезами, — прямо на их глазах гибли близкие. Оркестры звали всякий раз, когда заключенных убивали или наказывали. Иногда глумление становилось особенно изощренным.
Например, в концлагере Маутхаузен австрийца Ханса Бонаревица, который пытался бежать, везли на казнь на тележке для тел. Перед ней шел оркестр из восьми человек, который играл детскую песенку «Все маленькие пташки вернулись». Так нацисты превратили искусство в еще одну пытку, ломающую дух заключенных. Говорят, что многие участники оркестров, которым удалось выжить в концлагерях, больше никогда не брали в руки инструменты: музыка навсегда стала ассоциироваться для них с болью, страданиями и смертью людей.
Фото: Legion media