«Я бросила детей, но люблю их»: как живут россиянки, ставшие матерями в детстве

Сегодня мы рассказываем истории нескольких несовершеннолетних мам: есть среди них самые разные — и печальные, и завершившиеся хеппи-эндом.
«Я бросила детей, но люблю их»: как живут россиянки, ставшие матерями в детстве

«В 14 лет я стала женой»

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Мариям рассказала свою историю «Комсомольской правде»: фамилию девушка назвать отказалась. Сейчас ей уже больше 30, но матерью Мариям стала, будучи еще совсем ребенком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Родилась она в Дагестане, где ранние браки — привычное дело. В 14 лет у девочки начались менструации, и отец тут же объявил: хватит объедать семью, пора выходить замуж. Мать Мариям уговаривала супруга подождать хотя бы до 16-летия, однако слушать ее глава семейства не стал. Так вчерашняя школьница переехала а другое село и стала женой мужчины, который был старше ее на 10 лет. Никакого загса: пара просто сходила в мечеть.

Через девять месяцев Мариям родила первого сына, еще через девять — дочь, через два года — второго сына. Все дети появились на свет до совершеннолетия девушки.

Сначала семейная жизнь казалась Мариям приемлемой: она даже смогла закончить экстерном школу. А потом начался кризис, работы в селе совсем не стало, и муж девушки начал уезжать на заработки в город. Тогда-то за Мариям и начал ухаживать молодой сосед: клялся в любви, обещал жениться, уговаривал сбежать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И девушка согласилась: оставила детей и переехала с ухажером в Махачкалу. Свадьба не состоялась: родители молодого человека уговорили его бросить девушку, да еще и распустили про нее слухи в поселке: она-де сама уговорила их наивного и чистого мальчика сбежать. Мариям тяжело переживала случившееся и даже думала о суициде, однако благодаря помощи подруг всё же не пошла на этот шаг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Девушка переехала в Москву, нашла работу: она торгует овощами на рынке. Продолжает любить своих детей: в 2019 году она нашла в социальной сети сына и попросила у него прощения. Мальчик, которому к тому моменту исполнилось 14 лет, ответил, что вырастет и обязательно заберет мать домой. «Так, как у меня было, не надо делать, это неправильно», — говорит Мариам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы детей ни в чем не обделяем»

Историю Вали Исаевой Россия узнала в 2005 году: девочка забеременела в 11 лет от 19-летнего уроженца Таджикистана Хабиба Патахонова, который снимал комнату у бабушки школьницы. Вся страна яростно спорила, что делать с молодыми: то ли посадить парня, то ли дать ему шанс — Хабиб на ток-шоу твердил, что намерен жениться на Вале и готов содержать семью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге парень получил условный срок и смог встретить Валю из роддома. Новорожденную дочку назвали Аминой. Пара расписалась, Валя закончила девятый класс, поступила в колледж и получила профессию менеджера. В 2013 году у Амиры появился брат: в семье родился сын Амир.

А в 2017 году Исаеву снова обсуждала вся страна: девушку опять появилась в ток-шоу. В начале выпуска закадровый голос сообщал: Валя втайне от мужа обратилась к журналистам с просьбой спасти ее — девушка боится за собственную жизнь. В эфире Валя рассказала, что Хабиб ее избивает, а тест на полиграфе показал, что мужчина еще и изменял своей жене. Впрочем, сама Валентина заявила, что у нее уже несколько лет есть любовник и она хочет расстаться с мужем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако вскоре выяснилось, что телевизионщики сочинили историю: Исаева объяснила, что они с супругом подписали контракт, в котором оговаривался приличный гонорар, но понятия не имели, каким окажется сценарий. «Я не знала, что они такое придумают. А когда узнала, отказаться уже не могла, потому что тогда пришлось бы платить неустойку — 500 тысяч рублей», — призналась Валя.

На самом деле не было никакого любовника. Наоборот, у пары всё складывалось хорошо: супруги как раз ждали появления на свет третьего сына Дамира. После его рождения Валя рассказала «Комсомолке», что для младенца они купили всё новое: игрушки, одежду, коляску, детскую кроватку. «Мы детей ни в чем не обделяем», — добавила девушка, которую, судя по всему, уже утомили намеки на финансовые проблемы в семье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свою старшую дочь Амину родители предостерегают от раннего брака: отец советует ей закончить школу, прежде чем выходить замуж, да и потом не спешить с загсом, если она хочет продолжить учиться. «Говорим ей всё открыто и просим не повторять наших ошибок», — рассказывает Валя.

«Дело не в молодых родителях, а в правильных бабушках»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Олег и Полина — воспитанники детского дома в Сафроново и почти хрестоматийная пара «барышня и хулиган». Полина была тихой, спокойной и старательной отличницей, Олег — непростым ребенком, дважды убегавшим из приюта. Один раз он пытался уехать в товарном вагоне, но получил удар током и едва не погиб: на память о «приключении» осталась легкая хромота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Девочка забеременела, когда обоим подросткам было по 15 лет. Сотрудники интерната уговаривали родную тетю Полины взять ее под опеку, однако женщина отказалась, ведь это означало, что у нее в семье появятся сразу два ребенка. Сама девочка тоже не хотела покидать детский дом и расставаться с Олегом: по словам директора, Полина даже отказывалась ложиться на сохранение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сразу после родов младенца должны были передать в Дом малютки, и только в 16 лет родители могли попытаться вернуть ребенка, и не факт, что семье удалось бы воссоединиться. Единственным выходом мог стать опекун, который усыновил бы сразу и Полину, и Олега, и их малыша.

После заметки в газете, рассказывающей о детдомовской паре, такой человек нашелся. Им стала мать семерых детей, бабушка троих внуков, психолог и писательница Юлия Жемчужникова из Калужской области. За две предновогодние недели ей удалось совершить невероятное: собрать все документы и оформить опекунство. Под Рождество у Полины и Олега родилась девочка, которую назвали Софией.

За семь лет до этого Юлия со своими детьми уехала жить в вымершую деревню Куновку, где построила дом и завела хозяйство. Семья Жемчужниковой жила собственным трудом: мать с детьми работали на огороде и разводили домашних животных — кур, коров, коз. Зарабатывала Юлия дистанционно: консультировала клиентов и писала статьи по психологии для газет и журналов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2016-й год, когда в Куновке появились Полина и Олег, был для Жемчужниковых нелегким. Новые домочадцы с трудом привыкали к другому образу жизни: пили, убегали из дома, жаловались. Бесконечно появлялись чиновники с проверками: выискивали недочеты и грозились забрать детей.

Однако Юлия со всем справилась: к 18-летию Полина и Олег стали самостоятельными, набрались опыта и зажили своей отдельной семьей. «Они прекрасные родители, мудрые, многим 40-летним дадут фору. Привозят ко мне иногда внучку. Так что рискну заявить, что дело не в молодых родителях, а в правильных бабушках», — говорит Юля.

Ни разу не поинтересовался сыном

Люба Бессуднова из села Петрово в Саратовской области родила в 14 лет. С младенцем на руках девочка появилась на ток-шоу, рядом с ней сидела ее 32-летняя мать и бабушка ребенка. Пригласили телевизионщики и отца малыша: им оказался женатый и воспитывающий дочь 23-летний учитель математики Олег Михеев.

Вел себя мужчина отвратительно: называл Любу шлюхой и всё отрицал, однако ДНК-экспертиза доказала его отцовство. Всплыли и другие подробности: оказывается, Олег знал, что его ученица встречалась с 21-летним сыном директора школы Игорем Колесниковым, однако, вместо того чтобы вмешаться и прекратить эту связь, преподаватель решил тоже воспользоваться доверчивостью девочки.

Против Колесникова и Михеева завели уголовные дела, а девочка прошла все круги ада: эксперты долго разбирались, а не была ли Люба в свои 13 половозрелой и готовой для интимных отношений. Мать девочки рассказывала, что после возвращения из города, где проходили обследования, Люба рыдала часами, Михеев же спокойно ходил по селу и даже не интересовался сыном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце концов Михеева посадили на четыре года, Колесникова — на три. Корреспондентке «Комсомольской правды» в селе рассказали, что учителя после случившегося бросила жена, однако, выйдя из тюрьмы, он сошелся с другой женщиной. В школе Михеев, к счастью, больше не работает. Колесников после освобождения перебрался в другой город, а его мать потеряла должность директора.

Семья Любы уехала: по слухам, в Краснодарский край. Бессудновы удалили свои страницы в соцсетях: «славы» им хватило с лихвой.

Как живут тысячи других безымянных маленьких матерей в России, неизвестно. Росстат отмечает, что число девочек, родивших детей до своего совершеннолетия, в 2019 году сократилось: зарегистрировано на 114 случаев меньше, чем в 2018-м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Завлабораторией количественных методов исследования регионального развития РЭУ имени Плеханова Елена Егорова надеется, что тенденция сохранится, и девочки 12-13 лет будут играть в «дочки-матери» с игрушками, а не с настоящими детьми. Сбудутся ли ее ожидания — покажет будущее.