«Вы больше не нужны»: судьба автора советских открыток Владимира Зарубина
Его нередко называют художником, который нарисовал наш Новый год. Но мало кто знает, что судьба этого человека была совсем не такой безоблачной, как сюжеты, которые он придумывал.
Лошадь с «яблоками»
Родился Владимир Зарубин в 1925 году в небольшой деревне Андрияновке в Орловской области: он был третьим ребенком в семье. Старший мальчик, Вениамин, обожал возиться с техникой, средний, Андрей, писал стихи, а Володя любил рисовать. Самая первая работа пятилетнего художника привела взрослых в восторг: на альбомном листе была изображена бегущая лошадь, из-под хвоста которой сыпались «яблоки». Картинку передавали из рук в руки, мальчика хвалили... Обе эти темы — животные и юмор — так навсегда и остались главными в творчестве Зарубина.
Детство Володи было счастливым: в семье все любили друг друга, родители поддерживали любые начинания сыновей. Но в 1941-м сказка закончилась: началась война. Братья Зарубины впервые расстались: Андрей и Вениамин ушли на фронт, Володя оказался в оккупации, и его с остальными подростками угнали в трудовой лагерь в Руре. Это был настоящий ад: юноша насмотрелся на пытки, смерть и чужие страдания, сам перенес немало издевательств. Едва не погиб: только чудом Зарубина не расстреляли. В 1945 году всех пленников освободили американцы.
Владимир вернулся домой, устроился на завод. Поступил в вечернюю школу, потом в университет. И, конечно же, продолжил рисовать. Вскоре Зарубин стал заводским художником, но какие только записи не красовались в его трудовой книжке! Был он и дежурным мастером, и браковщиком, и слесарем, и даже... крановщицей. Может, коллекция экзотических профессий на этом бы не закончилась, но как-то Зарубин увидел объявление: «В студию "Союзмультфильм" набираются слушатели на курсы мультипликаторов».
Завод Владимир бросил без колебаний: он не собирался до конца жизни рисовать агитационные плакаты. Вскоре у него началась совсем другая жизнь. Мало кто знает, но автор знаменитых на весь Союз открыток приложил руку и к известным мультфильмам нашего детства.
Сыщик из «Бременских музыкантов»
Всего вместе с другими художниками студии Зарубин нарисовал 103 мультфильма. Две с половиной из десяти частей «Маугли» — его работа. Именно Владимир придумал и изобразил сыщика из «Бременских музыкантов». Не обошлась без участия Зарубина и знаменитая серия «Ну, погоди!»: он входил в команду, которая трудилась над первыми двумя выпусками.
В «Союзмультфильме» успехи Зарубина неоднократно отмечали: он считался одним из лучших мультипликаторов. Вот только никто не знал, какой ценой ему это дается. Сын Владимира потом рассказывал: его отец отдавал все силы любимому делу. Но работа была очень сложной: жить приходилось между двух огней.
С одной стороны, Зарубина окружали творческие люди, у каждого из которых были свои странности. С другой — сверху спускали планы и правила, стол был всё время завален накладными и нарядами. И, наконец, вокруг хватало блата: имелись на студии и «детки» высокопоставленных родителей, начисто лишенные таланта, но мнящие себя гениями и использующие связи, чтобы добиться успеха.
Ежик и Ежиха
Открытки Владимир начал рисовать едва ли не случайно. Нервная жизнь мультипликатора с планами и жесткими сроками изматывала его, и художник решил завести хобби, которое позволяло бы заниматься любимым делом и в то же время отвлекаться от сложной работы. Сначала он создавал иллюстрации для «Крокодила», «Малыша» и «Изогиза», а потом переключился на почтовую графику.
Первая открытка Зарубина вышла в 1962 году под редакцией автора многих знаменитых советских марок Юрия Ряховского. С тех пор Владимир так и жил: днем работал на «Союзмультфильме», ночами придумывал и рисовал своих зайчат, снеговиков и белочек. Членов комиссии, определяющих идеологическую пригодность открыток, работы Зарубина нередко ставили в тупик. Где же пионеры, пролетарии и румяные крестьянки? К чему отнести лесных зверюшек — к новому слову в советском искусстве или капиталистическому мещанству?
Рисунки вечно разбирали с соцреалистических позиций: «Где вы видели медведя, который в лесу кричит "Ау!"? Разве собаки ходят на двух ногах?» Доставалось, конечно, не одному Зарубину: до него прошлись по сказкам Корнея Чуковского. Сама Надежда Крупская возмущалась: вместо того чтобы рассказывать детям о животных, писатель сочиняет небылицы про крокодила, который гуляет по улицам и разговаривает с людьми! Соцреализм мешал многим творцам, вот и открытки Зарубина нередко отправлялись «в стол». Лишь после перестройки эскизы, которые завернули проверяющие, оказались в типографии.
Зарубин, сталкиваясь в отказами, всякий раз расстраивался. Для него зверята были живыми, настоящими. Как-то его заставили перерисовать весеннюю открытку, на которой Ежик дарит Ежихе леденец на палочке. Придирка была смешной: «Где вы видели ежей в сапогах?» Судсовет объявил: либо обувка исчезает, либо в тираж картинка не идет. Владимир переделал иллюстрацию, но Ежика ему было жалко до слез, ведь холодно стоять босиком в мартовском снегу! И одну лапку ему художник приподнял — чтобы не мерзла...
А вот жителей Союза не беспокоили звери, разгуливающие в ботинках, пьющие чай или обменивающиеся подарками. Простые люди обожали открытки Зарубина, которые стали неотъемлемой частью всех праздников. Никого не интересовали комсомольцы со знаменами: в киосках все скупали картинки с медвежатами и зайцами, чтобы именно на такой открытке написать теплые пожелания близким. Большинство людей не знали даже имени художника, но были у него и поклонники, которые слали Зарубину благодарственные письма. Он отвечал на каждое и всегда старался найти слова, которые порадуют адресата.
«Ваши работы больше не нужны»
Вскоре стало понятно, что вместо хобби Зарубин обзавелся еще одной нервной работой: слушать критику сказочных сюжетов ему было тяжело и неприятно. Художник трудился почти круглосуточно, но не мог расстаться ни с одним из своих призваний. В 1973 году Владимир стал победителем соцсоревнования на студии — и получил первый инфаркт. После этого на «Союзмультфильме» он появлялся всё реже, предпочитая работать в квартире. А со временем и вовсе уволился и переключился на открытки и почтовую миниатюру.
90-е выбили художника из колеи. Жизнь стремительно менялась, а подстраиваться под новый мир в 70 лет — не самая простая задача. Зарубин продолжил рисовать: для себя — пейзажи, для заработка — открытки. Его сын рассказывал: работы отца продолжали пользоваться спросом. Маленькое издательство, с которым сотрудничал Зарубин, во многом благодаря ему и поднялось. Но относились там к художнику отвратительно: задерживали гонорары и намекали, что работы Владимира никому не нужны и берут их из жалости.
В какой-то момент платить Зарубину вообще перестали, продолжая требовать новые открытки. Год Владимир не получал никаких денег. Устав ждать их, позвонил и услышал в ответ: «И не собираемся вам платить, фирма разорилась!» Сразу после этого разговора у художника случился третий инфаркт, и он скончался на руках жены и сына. Супруга пережила его лишь на год — смерть мужа подкосила женщину. А издательство, как выяснилось, продолжило существовать...
Всего было напечатано более полутора миллиардов открыток Владимира Зарубина. Их помнят все, кто вырос в советское время. Смотришь на любую — и погружаешься в праздник: смеются белки, поют зайцы, медведь играет на гитаре, Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки... Сам Зарубин говорил в одном из последних интервью: рисуя своих зверушек, он всегда надеется, что это поможет людям стать чуть добрее. И, пожалуй, этой цели он добился: глядя на его работы, мы и правда становимся хоть чуточку, но лучше.
Фото: ТАСС, Legion media