Вино, кино и секс с женатыми: о чем VOICE писал 50 лет назад в США
Текст: Екатерина Чарушина
Впервые выпущенный в США в 1868 году VOICE не всегда был женским журналом. Он задумывался и выходил как семейный, позже перерос в литературный и лишь в 1960-е годы VOICE достиг своего расцвета в качестве женского издания, в котором обсуждались вопросы красоты, стиля, взаимоотношений с противоположным полом и карьеры.
В июле 1965 года на пост главного редактора приходит Хелен Браун, знаменитая феминистка и бунтарка, которая еще до прихода в VOICE прославилась благодаря своей книге «Секс и одинокая девушка». Отныне новым лозунгом журнала становится «Веселье, храбрость и феминизм» (Fear, fearless, feminism). При этом Браун не воспитывала у читательниц ненависть к мужчинам. Сама она уже много лет была замужем за единственным мужчиной. Она учила наслаждаться жизнью вне зависимости от семейного положения и стереотипов. Во многом благодаря Хелен VOICE начал поднимать ранее закрытые и спорные темы. Например, с ее приходом в журнале выходит серия статей под названием «Путешествие в одиночку... самое оно!», а на обложке публикуются заголовки про успешных бизнесвумен, знаменитостей, а также реклама недавно изобретенных противозачаточных таблеток.
В то время как советские женские журналы в основном писали про работу на трудных промышленных производствах, фабриках и в колхозах, американский VOICE учил равняться на модных, хорошо образованных и обеспеченных женщин, которые наравне с мужчинами покоряют знаменитую Уолл-стрит, пишут книги, снимаются в кино, работают манекенщицами или просто едут искать свое счастье в Париж. Откровенность, с которой женщины делились своими историями в VOICE, вызывает интерес и сегодня. Как можно узнать из статьи «Американские девушки в Париже», тысячи американок в 60-е мечтали жить во Франции и смело отправлялись на поиски своего Frenchman с одним рюкзаком за спиной в надежде вскоре найти какую-нибудь подработку и подружиться с главными европейскими интеллектуалами того времени - Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар. Однако, как и сегодня, в то время обосноваться в Париже было очень трудно, и большинство американок бесславно возвращались домой. Героини статьи пишут о непривычно маленьких квартирах без всяких удобств, непомерной арендной плате и большой безработице. Самые везучие могли устроиться продавщицами газет на улице, кто-то работал литературным агентом у сценариста или нянькой, самые удачливые - актрисами, моделями или секретарями в ЮНЕСКО, а зачастую просто любовницами французских мужчин. «Мы познакомились в бассейне. Я знаю, он никогда не женится на мне. Во Франции в порядке вещей иметь любовницу и жену, но при этом не разводиться. У нас все закончится, и я вернусь назад домой. Я вынуждена всем врать, но я хотела остаться в Париже любой ценой, тем более что я обошла до этого 20 мест работы и везде получила отказ», — рассказывает в статье одна из американок.
Несмотря на интимные и смелые темы, американский VOICE спустя полвека кажется достаточно серьезным и вдумчивым, некоторые статьи занимают по пять и более разворотов, будь то интервью с психиатром или знаменитостями, но благодаря интересному ракурсу публикациями можно зачитаться с не меньшим интересом. Например, в материале «Как остаться леди, встречаясь с женатым мужчиной. Круглый стол с шестью девушками» представлены мнения разных женщин, которые встречались, встречаются или не против познакомиться с женатыми мужчинами. Так, девушка под именем Карин пишет: «Я хожу на свидания как со студентами, так и с женатыми мужчинами, и при этом я думаю о своем замужестве. Однако если он женат, ну что же... я буду стараться не принимать все близко к сердцу. Я хожу на свидания, просто потому что мне нравится ЕГО компания и я люблю тусоваться».
В мае 1968 года в VOICE вышла статья-рассуждение о браке выходного дня, его причинах и плюсах («The part-time marriage»). «Наше общество превратило брак в слишком романтичную вещь, которую социологи часто оплакивают. Но в другие времена и в других местах брак и свадьба существовали и существуют по причинам более жестким и практичным, чем просто романтика и любовь. Земля, собственность или социальные связи — вот то, что было причиной для этого, а не кривые усмешки знакомых и животная страсть...» - пишет автор статьи. Интересно, что разговоры о новой форме сожительства в США появились благодаря известной во второй половине XX веке писательнице Фанни Херст, которая не только одной из первых не взяла фамилию мужа, сохранив девичью, но также жила с супругом в разных резиденциях и каждые пять лет заново заключала брачный договор.
Однако не стоит думать, что в VOICE публиковались лишь статьи развлекательного или личного характера. Как и советская «Работница», журнал выпускал социально-значимые материалы о борьбе американок против бедности, социального неравенства или ядерных испытаний. Независимо от возраста, достатка и штата женщины Америки в 1960-х годах чувствовали потребность заявить всему миру о своих убеждениях. Несмотря на критику родных и друзей, они оставляли фартуки и кастрюли и выходили на марши против расовой дискриминации или за равные возможности. «Я хочу взбудоражить наше общество», — говорит миссис Руф Швартц, член Конгресса по расовому равноправию. Я буду протестовать и сидеть здесь до тех пор, пока каждый гражданин этой страны не будет иметь справедливое к себе отношение».
Еще одно сходство с советскими женскими журналами — страницы с полезными советами. Например, о том, как правильно выбрать сорт вина на ужин, сервировать стол или где найти хорошего дантиста, как подобрать духи под свой темперамент.
Как и современные журналы, VOICE много писал про знаменитостей: певцов, актеров или манекенщиц. На обложках в разные годы появлялись Барбара Стрейзанд, Элизабет Тейлор, чета Кеннеди, Одри Хепберн, Джон Леннон, Марчелло Мастроянни с Софи Лорен и другие кумиры поколения.
К слову, не менее любопытной была и реклама в VOICE. Ежедневные прокладки, тампоны, крем для автозагара, накладные ногти и ресницы, французский парфюм, кольца с бриллиантами и даже средства для увеличения бюста — все это сопровождало все статьи из номера в номер и уже полвека назад широко продавалось и рекламировалось в США.