Убежище или нет: может ли московское метро защитить от ядерного удара

Метро — неизменный антураж, в котором разворачиваются события фильмов-катастроф. Но действительно ли оно может стать надежным убежищем?

Способна ли московская подземка выдержать ядерный удар?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как появилось метро в Москве

Москва всегда привлекала людей. С 1920 по 1926 год население столицы увеличилось вдвое — с одного миллиона до двух. Это привело к транспортному коллапсу: за место в трамваях велись настоящие битвы, а на улицах постоянно возникали столпотворения из автомобилей, экипажей и пешеходов.

В 1931 году в Москве случился легендарный затор, который полностью парализовал жизнь города. Тогда-то большевики и решили: надо строить подземку. Первоначально планировались, что глубинным метро будет лишь на некоторых участках, но инженер Вениамин Маковский убедил всех: это неразумно, все пути надо перенести вниз.

Стройка была грандиозной. Инженеров и шахтеров привозили со всех концов Союза, закупались материалы, из которых раньше возводили дворцы. Курировал проект сподвижник Сталина Лазарь Каганович, который лично приезжал на место работ и рулеткой измерял точность их выполнения. Первые станции открыли свои двери для москвичей 15 мая 1935 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как метро стало убежищем

Проектировщики с самого начала планировали метро как объект двойного назначения. Они оказались правы: московские станции, переоборудованные в укрытие в 1941 году, спасли сотни тысяч жизней во время жесточайших бомбардировок, которым подвергалась столица.

Московское метро
Московское метро было надежным убежищем во время ВОВ.

На входах были установлены гермозатворы, ставшие преградой для взрывной волны. Женщины и дети ночевали в вагонах и на станциях, мужчин размещали прямо на путях в тоннелях, поставив на рельсы специальные настилы. Оборудовали не только санузлы, но даже магазины, парикмахерские и библиотеку. При этом метрополитен в течение дня работал: убежищем он становился только после 18:00.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но не всегда укрытие справлялось со своей задачей. Во время одного из налетов бомба пробила перекрытие и взорвалась на перегоне Смоленская — Арбатская. По мнению историка метро Александра Попова, это был исключительный случай: снаряд угодил в место с небольшой — лишь восемь метров — глубиной заложений. В остальном же станции были хорошей защитой для москвичей.

Выдержит ли метро ядерный удар?

Никаких экспериментов, которые позволяли бы об этом судить, не проводилось. Атомное оружие с боевыми целями проводилось лишь один раз — во время бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, и метро на тот момент в этих городах не было.

Некоторые специалисты предполагают, что глубинные станции метро — например, «Маяковская» — смогут выдержать ударную волну. Но есть и другое мнение: старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Андрей Баклицкий считает, что в случае использования межконтинентальных баллистических ракет с боеголовками мегатонного класса метро не спасет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналогичного мнения придерживается Михаил Москвин-Тарханов, который в 2013 году был главой комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству. Комментируя новые станции московской подземки, при строительстве которых власти решили оборудовать объекты гражданской обороны во вторую очередь, он сказал, что от них вообще можно отказаться: «В сегодняшней войне с применением современного оружия никакое метро никого не защитит. Это всё устарело».

Так что в случае войны москвичам следует рассчитывать всё же не на метро, а на систему противоракетной обороны.