Убежище или нет: может ли московское метро защитить от ядерного удара
Способна ли московская подземка выдержать ядерный удар?
Как появилось метро в Москве
Москва всегда привлекала людей. С 1920 по 1926 год население столицы увеличилось вдвое — с одного миллиона до двух. Это привело к транспортному коллапсу: за место в трамваях велись настоящие битвы, а на улицах постоянно возникали столпотворения из автомобилей, экипажей и пешеходов.
В 1931 году в Москве случился легендарный затор, который полностью парализовал жизнь города. Тогда-то большевики и решили: надо строить подземку. Первоначально планировались, что глубинным метро будет лишь на некоторых участках, но инженер Вениамин Маковский убедил всех: это неразумно, все пути надо перенести вниз.
Стройка была грандиозной. Инженеров и шахтеров привозили со всех концов Союза, закупались материалы, из которых раньше возводили дворцы. Курировал проект сподвижник Сталина Лазарь Каганович, который лично приезжал на место работ и рулеткой измерял точность их выполнения. Первые станции открыли свои двери для москвичей 15 мая 1935 года.
Как метро стало убежищем
Проектировщики с самого начала планировали метро как объект двойного назначения. Они оказались правы: московские станции, переоборудованные в укрытие в 1941 году, спасли сотни тысяч жизней во время жесточайших бомбардировок, которым подвергалась столица.
На входах были установлены гермозатворы, ставшие преградой для взрывной волны. Женщины и дети ночевали в вагонах и на станциях, мужчин размещали прямо на путях в тоннелях, поставив на рельсы специальные настилы. Оборудовали не только санузлы, но даже магазины, парикмахерские и библиотеку. При этом метрополитен в течение дня работал: убежищем он становился только после 18:00.
Но не всегда укрытие справлялось со своей задачей. Во время одного из налетов бомба пробила перекрытие и взорвалась на перегоне Смоленская — Арбатская. По мнению историка метро Александра Попова, это был исключительный случай: снаряд угодил в место с небольшой — лишь восемь метров — глубиной заложений. В остальном же станции были хорошей защитой для москвичей.
Выдержит ли метро ядерный удар?
Никаких экспериментов, которые позволяли бы об этом судить, не проводилось. Атомное оружие с боевыми целями проводилось лишь один раз — во время бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, и метро на тот момент в этих городах не было.
Некоторые специалисты предполагают, что глубинные станции метро — например, «Маяковская» — смогут выдержать ударную волну. Но есть и другое мнение: старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Андрей Баклицкий считает, что в случае использования межконтинентальных баллистических ракет с боеголовками мегатонного класса метро не спасет.
Аналогичного мнения придерживается Михаил Москвин-Тарханов, который в 2013 году был главой комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству. Комментируя новые станции московской подземки, при строительстве которых власти решили оборудовать объекты гражданской обороны во вторую очередь, он сказал, что от них вообще можно отказаться: «В сегодняшней войне с применением современного оружия никакое метро никого не защитит. Это всё устарело».
Так что в случае войны москвичам следует рассчитывать всё же не на метро, а на систему противоракетной обороны.