«Тупая блондинка»: особенности женского бизнеса в России
Недавно подписчица прислала мне анонс мероприятия для женщин, которые ведут собственное дело. Называлось оно «Бизнес-девичник» и сопровождалось картинкой с цветочками и легкомысленным текстом: давайте, барышни, соберемся и поговорим о своем, о девичьем. Вряд ли подобное приглашение адресовали бы мужчинам: стиль наверняка был бы совсем иным — жестким и деловым.
Действительно ли мужское и женское предпринимательство отличаются настолько, что встречи для женщин превращаются в легкомысленную болтовню за чашечкой кофе? Разница и правда велика, но совсем не потому, что девушки, выбравшие работу на себя, могут позволить расслабленные посиделки. Ситуация скорее обратная: женский бизнес сложнее мужского и требует больших ресурсов.
Немного цифр
По данным Минэкономразвития РФ на март 2020 года, около трети компаний малого и среднего бизнеса принадлежат женщинам. Доля женского бизнеса в сфере услуг составляет 58%, в торговле — 28%, в производстве — 14%. 90% социального бизнеса в России делают женщины.
Партнер исследовательского центра Deloitte Екатерина Трофимова отмечает, что в небольших компаниях женщины демонстрируют лучшую рентабельность продаж по валовой прибыли: на 16% выше, чем у мужчин. Примерно на том же уровне показатель остается на средних предприятиях и меняется лишь в сегменте крупного бизнеса.
Однако, несмотря на масштабную представленность «слабого пола» в коммерции и его успешность, по данным Mastercard Index of Women Entrepreneurs 2020, Россия находится лишь на 22-м месте из 58 в рейтинге лучших стран для женщин-предпринимателей. До тройки лидеров — Израиля, США и Швейцарии — нам еще далеко.
Почему же так происходит и что мешает женщинам России чувствовать себя столь же комфортно, как за рубежом?
Две работы: дома и в офисе
Согласно данным исследования Национального института статистики, женщины тратят на домашнюю работу 26,5 часа в неделю, мужчины — всего 14. Иными словами, 70% невидимого и неоплачиваемого труда по организации жизни семьи выпадает на долю девушек.
Существует расхожий стереотип, что у бизнесвумен всё иначе: они в принципе не тратят время на «вторую смену», делегируя ее наемному персоналу — няням, гувернанткам и клининговым службам. Но следует понимать, что в сегменте малого бизнеса доходы не столь велики, чтобы исключить свое участие в домашней работе.
К тому же за женщинами всегда остается функция контроля и планирования, не говоря уже форс-мажоре: наемную работницу не отправишь на родительское собрание и не положишь с ребенком в больницу.
В итоге женщинам приходится совмещать бизнес со второй сменой. Велика вероятность, что, выбирая между семьей и собственным делом, девушка предпочтет первое, ведь заменить ее некем.
Обостряется проблема выбора в период декрета. Директор хабаровского НКО «Союз деловых женщин» Светлана Жукова рассказывает в своем интервью «Российской газете» о таких дилеммах: ее дочь оставила предпринимательство после того, как стала матерью. Есть и другой пример: Дарья Чуднова, создавшая собственный продюсерский центр, приходила на работу с ребенком в переноске.
Надо ли говорить, кому проще работать: мужчине, который может рассчитывать на бытовое обслуживание дома, или женщине, которая вынуждена идти с ребенком в офис? В 2019 году Минэкономразвития поддержало проект «Мама-предприниматель», но аналогичных инициатив для мужчин нет: они просто не нужны, так как забота о детях остается прерогативой женщины.
По данным экспертов Международного валютного фонда, больше 30% предпринимательниц сообщают, что пандемия повлияла на их бизнес именно через домашний труд: возросший объем забот по уходу за членами семьи мешал уделять делу то же количество времени, что и раньше, и тем самым повлиял на прибыль.
Подтверждают влияние «второй смены» и локальные опросы, проведенные до начала эпидемии: около 30% предпринимательниц Башкортостана считают, что женщина несет двойную нагрузку, это мешает ей на равных конкурировать с мужчинами. Аналогичные комментарии оставляли читательницы VOICE, рассказывающие о сложностях ведения собственного бизнеса.
«Материнство по мне прошлось катком. Я очень боялась потерять квалификацию и доход, поэтому, как только смогла, начала работать с клиентами и открыла еще один магазин. С ребенком помогала мама. Муж до декрета говорил, что надо стараться больше, задерживаться на работе и вообще развиваться. Но когда я начала это делать, не прошло и полгода, как он заявил, что и мать я плохая, и жена, и много о себе возомнила».
«Тупая блондинка»: сексизм в бизнесе
Жукова отмечает, что женщинам сложно добиться, чтобы мужчины воспринимали их серьезно. Срабатывают стереотипы: хорошенькая блондинка не может быть бизнес-леди. О том же самом говорят около 30% участниц опроса в Башкортостане: респондентки отмечают, что представители «сильного пола» не считают их равными партнерами, и потому женщинам приходится тратить время и силы на то, чтобы доказать, что они не хуже.
Картина меняется в зависимости от отрасли: в «женских» сферах, где большинство игроков девушки, такие проблемы возникают реже. Но даже среди женщин существует предвзятое отношение к предпринимательницам: например, комментируя исследование Mastercard, партнер венчурного фонда Starta Capital Людмила Голубкова говорит, что бизнесвумен часто не хватает стратегического мышления, они обычно способны лишь на управление небольшими компаниями.
Обратите внимание: так считает сотрудник венчурного фонда, который решает, кому достанутся инвестиции, а кому — нет. Это наглядно демонстрирует, что сексистские стереотипы пронизывают наше общество и при ведении бизнеса могут неожиданно сказаться на самых разных его аспектах — от отношения потенциальных клиентов до взаимодействия с подчиненными.
Например, владелица автосервиса Дария Каменская на своей странице в соцсетях рассказала, что в один день ей пришлось уволить двух сотрудников: в ответ на напоминание о запрете говорить в мастерской про «баб, которые вечно колотят свои машины», мужчины использовали в разговоре с собственной работодательницей «аргументы» про ее ПМС и истеричность.
В ходе опроса, проведенного сетью Women Who Tech, 59% женщины-стартаперов, работающих в IT-индустрии, заявили, что инвесторы предлагали им заняться сексом в обмен на финансирование. В России подобных исследований не проводилось, и остается только гадать, насколько распространены сексуальные домогательства в сфере предпринимательства. А вот о пренебрежительном отношении к «глупеньким блондинкам» читательницы VOICE вспоминали не раз.
«Подруга уже 15 лет ведет собственный бизнес. Мужа пристроила к себе: он работает ее водителем, курьером, завхозом — вот это всё. Если он оказывается на встрече или в кабинете вместе с ней, новые клиенты или партнеры в первую очередь обращаются к нему. Хотя встреча — с ней, директор и владелец бизнеса — она, и за директорским столом сидит она».
«Занималась экспертизой предприятий для получения строительной лицензии и экспертизой проектов. Коллектив в основном женский, из мужчин — главный инженер и зам. Два раза клиенты отказывались именно из-за того, что я и эксперты — женщины, хотя по многим моментам наше предложение было более выгодным. Было и такое, что при возникновении спорных моментов спрашивали: а мужчина есть, чтобы с ним обсудить?»
«Мы с мужем — партнеры по бизнесу. Однажды, лет семь назад, когда я выглядела еще как девочка-цветочек, мы пошли на деловую встречу с представителями крупной компании. Там все одни мужики. Я на встрече вела записи на планшете, чтобы структурировать информацию. В конце один из участников спросил мужа, кивая на меня: "Ваша секретарша пришлет отчет о встрече?" Я представлялась в начале встречи. Я вела часть беседы, касающейся моей компетенции. С компанией мы, естественно, сотрудничать не стали».
«Подруга занимается юридической помощью при ведении сделок с недвижимостью. Там прописаны и цена работы, и случаи, когда выплачиваются премиальные. Так вот, закрыла она сделку, выдает ей заказчик премию со словами: "Это тебе на новенький телефончик, красотка!" Она говорила, что почувствовала себя так, будто она его содержанка».
За себя и за того парня: у женщин меньше возможностей рисковать
Существует расхожий стереотип, что за спиной каждой успешной предпринимательницы стоит мужчина. Именно он дает деньги на открытие салона красоты или туристического агентства, и самой девушке не приходится беспокоиться об успешности дела: есть «кормилец», который обеспечит семью, если бизнес прогорит.
Однако в реальности ситуация выглядит иначе. По данным исследования Индекса женского предпринимательства (WBI — Women Business Index) НАФИ, женщины создают собственный бизнес ради заработка: эту причину указали 92% респонденток опроса. Иногда это является едва ли не единственным способом получать адекватные деньги, особенно когда речь идет о матерях.
Несколько лет назад моя близкая подруга судорожно перехватывала микробизнес внезапно погибшего в аварии мужа: все бумаги оформлены на него, контакты сотрудников и поставщиков находились в телефоне супруга, от которого остались одни осколки. Это потребовало немало усилий, и она потом рассказывала, что не отступала по одной причине: «Меня не покидала мысль, что мать троих маленьких детей на работу просто никто не возьмет».
Это рядовой случай: на российском рынке труда дело с гибким графиком для матерей обстоит весьма плачевно. Из-за этого женщины всё чаще и чаще обращаются к предпринимательству: работать приходится больше, но есть возможность распределять время на свое усмотрение.
Однако матери оказываются более уязвимыми из-за большей ответственности: они всегда помнят, что от их успеха зависит не только собственное положение, но и жизнь детей. Именно потому женщины предпочитают традиционные модели бизнеса, не рискуют и в результате могут проигрывать в ситуациях, когда правильным будет более смелое и потенциально опасное решение.
Большое значение также имеют законность и легитимность: женщины избегают коррупционных схем, опасаясь, что окажутся в тюрьме и некому будет позаботиться о детях и пожилых родителях. В итоге всё это сильно снижает возможности для маневра и развития.
Существенных предпосылок к изменению в сфере женского бизнеса не предвидится. Государство поддерживает связанные с ним проекты, однако финансирование не влияет на стереотипы о «глупеньких блондинках» и не снижает загруженности женщин «второй сменой». Ожидать можно разве что органических изменений: чем больше женщин появится в бизнесе, тем выше их будут оценивать, в то время как сами женщины станут требовательнее к партнерам и скептичнее к «женской» миссии основного генератора погоды в доме.
Но подобные метаморфозы произойдут еще нескоро, и пока что женский бизнес остается местом для самых отважных и работоспособных, и встреча таких женщин точно не будет напоминать посиделки в кофейне. И вместо иллюстрации с весенними цветами гораздо лучше подойдет картина, где изображены воительницы, сидящие у костра, ведь женское предпринимательство — это вечная битва, а не веселый девичник в спа-салоне.
Если ты хочешь больше узнать о положении женщин на рынке труда, почитай также колонки Екатерины Поповой о гендерной дискриминации в России, второй смене и харассменте.