Три простых способа стать более экологически ответственным
Следите за продуктовыми запасами
Согласно данным ООН, примерно треть продуктов мы выбрасываем в мусорную корзину, так и не успев употребить. Когда мы отправляемся в магазин (особенно на голодный желудок), то можем импульсивно и «по акции» набрать огромное количество продуктов, которые просто не успеваем съедать до истечения срока годности. Поэтому глядя на свою корзину в супермаркете, постарайтесь адекватно оценить, сможет ли ваше семейство «осилить» все эти продукты до следующего визита в магазин.
Идеальное решение — вести меню на неделю с четким списком продуктов, которые вам понадобятся. Кроме того, обращайте внимание на срок годности продуктов со скидкой — возможно, магазин просто хочет сбыть товар до того, как придется его списывать. Некоторые продукты смело можно брать впрок — например, ультрапастеризованное молоко — в закрытом виде оно может храниться до полугода и не будет занимать место в холодильнике. Поэтому можете смело взять несколько упаковок на месяцы вперед.
Откажитесь от пластика
Пластиковая упаковка, используемая всего один раз — одна из главных «болей» современной экологии. Использование в ежедневной среде в среднем увеличилось в три раза за последние 35 лет, и 40% пластика используется один раз, а затем выбрасывается. На производство каждого пакета тратятся многие литры воды, а сам продукт этого производства разлагается на протяжении сотен лет и угрожает безопасности птиц и животных. Пластик дешев, поэтому нам предлагают в нем всё — бутылки для воды, пластиковые стаканчики для коктейлей, одноразовую посуду для пикников, упаковку большинства продуктов в магазине.
Лучшим решением будет использовать пластик по-минимуму — отказываться от пластиковых трубочек и крышек для стаканов, не брать кофе с собой, а пить прямо в кофейне из обычной фарфоровой кружки, при походе в магазин брать многоразовую сумку, сшить многоразовые мешочки для взвешивания фруктов и овощей, отказываться от одноразовой упаковки везде, где это возможно.
Отдавайте предпочтение продукции с экомаркировкой
Многие считают экомаркировку лишь модным маркетинговым ходом, однако это не так — настоящую, соответствующую международным стандартам экомаркировку можно получить только в случае успешного прохождения компанией длительной процедуры экологической сертификации и при условии успешного прохождения ежегодных инспекционных аудитов. Экомаркировка гарантирует, что товар безопасен для здоровья, а также что товар и его упаковка наносят минимальный вред окружающей среде в процессе производства, эксплуатации и утилизации. Сегодня в России растет число продукции с экомаркировками, которые признаны на международном уровне — российская маркировка «Листок жизни», немецкая «Голубой Ангел», «Европейский цветок» (страны ЕвроСоюза), скандинавский «Северный лебедь» и другие. Впрочем, надо быть внимательным при выборе — часто производители могут оформить упаковку в «эко-стиле» (зеленый цвет, изображение листочка или капли воды и прочие хитрости), однако ничего общего с экологичностью продукт иметь не будет.
Отдельное внимание нужно уделить упаковке товаров. Например, распространенный знак Лесного попечительского совета FSC дает гарантию того, что материал, из которого изготовлена упаковка, происходит из ответственных источников — приобретая такую продукцию, вы можете быть уверенными в том, что ваш рубль поддерживает более ответственное использование лесов и их лучшее сохранение для будущих поколений. Такой знак легко найти на упаковках ультрапастеризованного молока, а это гарантирует потребителям, что древесина для изготовления картонной упаковки добывается из ответственных и контролируемых источников. Перерабатываемая упаковка не будет ничего значить без раздельной сортировки мусора и сдачи его в специальный пункт переработки. Найти ближайший к вам пункт раздельной сортировки мусора можно на карте проекта Recycle Map от GreenPeace.
Кстати, некоторые компании продвигают собственные инициативы по утилизации упаковки — от упаковки продуктов до банок из-под краски. Например, все коробки из-под ультрапастеризованного молока с маркировкой «Высший молочный стандарт» подлежат вторичной переработке. Но в конечном итоге в вопросе снижения экологической нагрузки всё зависит, конечно же, от потребителя — то есть от нас с вами!