«Три одинаковых незнакомца»: что известно про эксперимент с разлученной тройней
Известно, что на наше развитие влияют как внутренние факты (генетика), так и внешние – круг общения, образ жизни, питание. И близнецы являются идеальным объектом для исследований: у однояйцевых близнецов одинаковый геном, а вот поместить их можно (хотя в норме это довольно проблематично) в разные условия.
Американский психиатр Питер Ноубауэр очень хотел провести такие эксперименты, а для этого ему было необходимо наблюдать за парой разлученных близнецов. Найти таких детей сложно, но возможно – для этого Ноубауэр обратился в службы, которые занимались устройством в семьи детей сирот. Согласие удалось получить не сразу, но агентство Луизы Вайс ответило положительно – его руководитель оказала помощь при усыновлении близнецов в разные семьи.
О том, сколько точно детей было под наблюдением, неизвестно, но предполагается, таких случаев было немного. Известность получила история тройняшек, которые почти два десятилетия росли в разных семьях, даже не подозревая о том, что на самом деле у них есть братья-близнецы.
Для Ноубауэра найти однояйцевую тройню было подарком судьбы. Мальчики родились в июне 1961 года. Их мать была подростком и отказалась от них. Уже в полгода дети попали в новые семьи: приемные родители не знали, что у мальчиков есть братья. Семьи имели разный достаток: Дэвид Келлман попал в довольно бедную семью, Эдвард Галланд жил в семье со средним достатком, а родители Роберта Шафрана были достаточно богаты.
Всех родителей заранее предупредили, что с детьми буквально с рождения работает психолог и эта работа будет продолжена даже после усыновления. Позже выяснилось, что отказ от психологического сопровождения означал бы, что этих детей эти родители усыновить просто не смогут. Специалисты действительно посещали семьи регулярно – официально эксперимент Ноубауэра длился десять лет, но психологи приходили и в более старшем возрасте детей. Дети росли достаточно тревожными: они много плакали в младенчестве, а повзрослев, двое из них даже состояли на учете у психиатра.
Тайна усыновления перестала быть тайной, когда юношам исполнилось 19 лет. Роберт поступил в колледж, где незнакомые с ним люди начали общаться как со старым другом. Оказалось, что они принимали его совсем за другого человека: на курс старше в том же учебном заведении учился его близнец Эдвард. Парни были очень и очень похожи.
Об этом случае рассказывали в новостях: в какой-то момент новостной выпуск попался на глаза Дэвиду, который с удивлением увидел двоих молодых людей, которые выглядели как он. Воссоединение тройняшек произошло в доме Эдварда, а вид троих идентичных парней поразил приемных родителей в самое сердце.
Между ними оказалось довольно много общего: им нравились девушки одного типажа, они любили сигареты одной и той же марки и сходили с ума от соревнований по рестлингу. У Дэвида и Роберта обнаружилась одна и та же проблема со здоровьем: амблиопия, ленивый глаз, но Дэвида получал в детстве нужное лечение, а его брат – нет.
Родители пытались узнать, почему тройняшек разлучили в детстве. В агентстве по усыновлению им ничего внятного сказать не могли, об эксперименте тоже умолчали.
Молодые люди проводили много времени вместе, хотели быть еще более похожими друг на друга и даже в дальнейшем организовали совместный бизнес.
В 1995 году Эдвард Галланд покончил с собой, а Роберт и Дэвид несколько отдалились друг от друга, хотя по-прежнему продолжают общаться.
Братьям удалось ознакомиться с частью материалов эксперимента, когда про них снимали фильм «Трое одинаковых незнакомцев». Документальная лента вышла в 2018 году. Работа в ней помогла братьям сблизиться, хотя сейчас они общаются не слишком часто.
Информация, которую они узнали, хоть и довольно неполная, но все равно поразила и расстроила. «Это за гранью добра и зла, — говорит Роберт. – Они называли нас субъектами. Мы были жертвами. Я не хочу говорить, что мы ужасно травмированы сейчас, во взрослом возрасте – у нас есть семьи, дети – мы живем вполне нормально. Но они обращались с нами как с лабораторными крысами. Не более того. А мы были людьми».
Ноубауэр частично опубликовал результаты своего эксперимента в 1995 году, а большая его часто остается засекреченной аж до 2065 года – основная часть полученных данных остается там.
«Данные были собраны, но результаты никогда не публиковались, мы почти уверены, что с ними ничего и не делалось, — сетует Шафран. – И тогда для чего все это было? Все эти наблюдения, сбор данных – и никаких выводов?»