Стертые имена: женщины, чью славу украли мужчины
Сегодня мы хотим рассказать о четырех ярких случаях отрицания вклада девушек в историю, науку и искусство.
Большие глаза Маргарет Кин
Маргарет родилась в 1927 году в городе Нэшвилле. Девочка с детства любила рисовать: поля ее школьных тетрадей пестрели изображениями людей и животных с большими глазами.
В 1955 году Маргарет вышла замуж за художника Уолтера Кина. Уже в 60-е фамилия Кин прогремела в мире искусства, вот только слава пришла к супругу девушки. Его картины расходились миллионными тиражами, они были везде — на открытках, календарях и даже кухонных фартуках. Оригиналы продавались за огромные деньги, а Кина называли «королем современного искусства».
Лишь после развода в 1970 году Маргарет отважилась заявить: Уолтер подписывал своим именем ее произведения. Разразился грандиозный скандал, началось судебное разбирательство. Истину быстро установили: во время процесса мужчине и женщине предложили написать картину. Уолтер отказался, сославшись на боль в плече. Маргарет на создание полотна понадобилось 53 минуты.
Музыка Фанни Мендельсон
Фанни родилась во Франции в 1805 году, а спустя четыре года на свет появился ее брат Феликс. Оба ребенка были одаренными музыкантами, но многие учителя признавали: сестра превосходит своего брата. Однако отец Фанни твердил: «Для Феликса музыка станет профессией, для тебя — только украшением жизни, но никогда основой для бытия. Ему мы прощаем амбиции, но ты должна быть разумной».
В 1927 году Феликс опубликовал три мелодии Фанни под своим именем, спустя три года — еще три. Когда королева Виктория осыпала композитора похвалами за «Итальянскую песню», тот признался: ее написала Фанни. Переписка брата и сестры свидетельствует о том, что свои произведения Феликс переделывал исключительно по советам Фанни. Но имя девушки на долгие годы затерялось в истории, как и 450 созданных ею музыкальных произведений.
Алмазы Ларисы Попугаевой и Натальи Сарсадских
Геолог Наталья Сарсадских была уверена: драгоценные камни в СССР ищут неправильно и лишь впустую выбрасывают деньги. Она придумала свой метод пироповой съемки и считала, что опробовать его надо в Якутии, в районе верхнего течения реки Марха.
На самостоятельную экспедицию Наталье денег не давали, а когда ее согласились взять в состав Тунгусско-Ленской, Сарсадских не смогла покинуть дом — она только-только родила ребенка. И тогда она попросила отправиться в Якутию свою подругу Ларису Попугаеву, с которой когда-то работала. Та согласилась.
Именно Попугаева и обнаружила первое в СССР алмазное месторождение — кимберитовую трубку «Зарницу». Но место, где располагалась трубка, считалась территорией Амакинской экспедиции. Ее руководители заставили Ларису написать задним числом заявление о переходе на работу к ним: обещали, что иначе отнимут двухлетнюю дочь, обвинят в незаконном вывозе алмазов — а за это полагался огромный тюремный срок.
В итоге Лариса сдалась и подписала бумаги. Получилось, что открытие сделали именно акмаинцы, они и получили Ленинские премии. Лишь спустя 36 лет Наталье вручили диплом и знак первооткрывателя. «Спасибо, что не посмертно», — съязвила она тогда. Причины для этого были: Лариса Попугаева умерла непризнанной.
Романы Габриэль Колетт
Сидони-Габриэль Колетт родилась и выросла в бургундской провинции. Не удивительно, что ее очаровал Анри-Готье Виллар — столичный щеголь, писатель и журналист. Колетт без раздумий вышла за него замуж.
Как-то Анри во время разговоров с женой заметил: «Ты — прекрасная рассказчица! Может, попробуешь записать свои истории?» Габриэль последовала его совету — так появились книги о Клодине, которые Виллар опубликовал под своим именем.
Романы приносили колоссальные деньги, их переиздавали, в честь главной героини называли духи и пирожные. Клодин не увидела ни копейки: даже в новом доме Анри предпочитал встречаться с любовницами, а не жить с женой. После развода Коллет осталась нищей — даже имя автора книг ей не принадлежало.
Она пережила многое: голодала, работала актрисой, снова вышла замуж и развелась, во время Второй мировой войны обивала пороги, пытаясь узнать, что случилось с ее третьи мужем Морисом, отец которого был евреем...
И всё же она победила: выпустила больше 50 книг, стала президентом Гонкуровской академии и кавалером Почетного легиона. До сих пор Колетт считается классиком французской словесности, а о Виларе все забыли — можно украсть книги, но не талант.