Семейный гарем: как Потёмкин сделал из племянниц любовниц

В XVIII веке нравы аристократии в России были далеки от пуританских, но всё равно любовные похождения князя Григория Потёмкина удивляли и шокировали общество. Даже племянниц, отправленных к нему на воспитание после смерти сестры, Потёмкин сделал своими любовницами.

«Прошу быть милостивым и заступить Марфы Александровны место»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1776 году карьера Григория Потёмкина достигла пика: князь был любимым фаворитом императрицы и пользовался колоссальным влиянием. Нет ничего удивительного в том, что муж сестры Потёмкина Василий Энгельгардт после смерти супруги решил: дядюшка как нельзя лучше подойдет на роль воспитателя и покровителя пятерых девочек. Представит их ко двору, займется образованием, найдет подходящих мужей. Не откладывая дело в долгий ящик, Василий написал письмо с просьбой «проявить милость» и «заступить место Марфы Александровны» — скончавшейся матери девушек.

Императрица Екатерина II, узнав об этом, незамедлительно дала понять Потёмкину, что посодействует его новой роли опекуна и возьмет девиц Энгельгардт под свое покровительство: «Матушке твоей во утешение объяви фрейлинами, сколько хочешь, из своих племянниц». Так Екатерина, Александра, Варвара, Надежда и Татьяна оказались в Петербурге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все девушки оказались удивительными красавицами — каждая по-своему. И очень скоро стало заметно, что любовь дядюшки к ним совсем не родственная. Опытный ловелас Потёмкин счел прибытие племянниц знаком свыше: ведь есть же гарем у князя Радзивилла и Людовика XV, так почему бы ему не завести свой? В свете на кровосмесительные связи смотрели сквозь пальцы, и Потёмкину никто не препятствовал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Искренне влюбленная

Первой «наложницей» стала 22-летняя Александра — стройная брюнетка с голубыми глазами, чувственным ротиком и изящным носом. Отличала ее не только эффектная внешность: девушка обладала живым умом, деятельной натурой и была весьма самолюбива.

Александра искренне привязалась к дяде-любовнику: она была благодарна ему за заботу и покровительство. Письма Сашеньки к Потёмкину были полны нежности и уважения: «папа мой родной», «папа родной сударик», «батюшка мой родной» — так она называла родственника. Хотела ли Александра покидать Григория, остается только гадать. Но Потёмкин определенно не собирался держать ее возле себя вечно, ведь подрастала красавица Варвара.

Сашу выдали замуж за польского генерала и гетмана Ксаверия Браницкого — мужчину на 20 лет старше девушки. Императрица была довольна: она рассчитывала, что союз статс-дамы и гетмана укрепит связи Польши и России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расчетливая и хитроумная

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Варвара, ставшая второй «одалиской» Потёмкина, к дядюшке относилась совсем иначе. Она рассматривала связь с ним как неизбежное зло и намеревалась извлечь из нее как можно больше выгоды.

Александра была деятельной, но кроткой и послушной, Варвара же изводила дядю капризами, ревностью и постоянными требованиями о пожаловании мест и чинов ее друзьям и знакомым. Потёмкин во всем потакал девушке, которую в письмах называл «сладкими губками» и «любовницей нежной».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я люблю тебя, душа моя, а как? Так, как еще никто никого не любил», — говорилось в письмах князя племяннице. Отвечала «любовница нежная» коротко и сдержанно, а длинные прочувствованные послания отправляла князю лишь после ссор, когда надо было помириться.

Вскоре пыл дядюшки стал мешать Варваре: она встретила молодого князя Сергея Голицына, которого сочла достойным кандидатом в мужья. Девушка оказалась в затруднении: рвать резко с Потёмкиным она не хотела, но и отступаться от избранника тоже не собиралась. Тогда она придумала хитроумный план: когда Григорию понадобилось уехать из Петербурга, Варвара Энгельгардт вдруг заболела — якобы от предстоящей разлуки.

В письмах она упрекала любовника, что он бросил ее в тяжелую минуту, и обвиняла его в связях с другими женщинами, что с учетом любвеобильности Потёмкина вполне могло быть правдой. В итоге дядюшка, заглаживая свою вину, не только отступился от Варвары, но и всячески способствовал ее браку с Голицыным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прекраснейшая из пятерых

Следующей любовницей Потёмкина стала самая красивая из племянниц Екатерина. «Она всех сестер была пригожее, и дядюшка в неё влюбился; влюбиться на языке Потёмкина означало наслаждаться плотью», — так писал о Кате современник – поэт Иван Долгорукий.

Катенька была не столько кроткой, сколько флегматичной. Ни о карьере при дворе, ни о муже она не мечтала и больше всего любила лежать на кушетке. Зрелище было впечатляющим: сложением Екатерина не уступала Венере, а корсеты не любила, предпочитая отдыхать полураздетой. К подаркам Катерина была равнодушна: за присланные платья и драгоценности благодарила, но даже не доставала их из коробок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своего «котенка» Потёмкин выдал замуж за графа Павла Скавронского, назначенного русским посланником в Неаполе. Еще пять лет после венчания Екатерина прожила с дядей. Было даже непонятно, от кого девушка родила дочерей, но обоих мужчин такое положение дел устраивало.

После гибели Павла Екатерина познакомилась в Италии с графом Джулио Литтой и вскоре приняла его предложение руки и сердца. Правда, поговаривали, что Литту интересовала не вдова, а ее юная дочь Мария, и что Джулио добился своего — очень уж похожа на него была внучка Екатерины.

Подаренная киллеру

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надежде Энгельгардт повезло больше всех: она считалась самой некрасивой из сестер из-за смуглой кожи и рыжих волос, к тому же была упряма и обладала своевольным нравом. Участь наложницы ее миновала, но влиятельный дядя всё равно ввел в племянницу в штат придворных фрейлин и обеспечил ей богатое приданое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый раз Надежда вышла замуж за полковника Павла Измайлова, после его смерти девушка стала супругой генерал-майора Петра Шепелева. Ходили слухи, что Надеждой Потёмкин расплатился с Шепелевым за убийство князя Петра Голицына, который набирал влияние при дворе императрицы и мог стать ее новым фаворитом.

Сбежавшая

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Младшая из сестер — Татьяна — попала в дом к Потёмкину, когда ей было всего шесть лет. В 12 она уже стала фрейлиной и пользовалась при дворе всеобщей любовью. Герцогиня Кингстон, посетившая столицу, за время визита так привязалась к 15-летней девочке, что даже предлагала ей стать своей наследницей, если Таня уедет с ней в Англию. Младшая Энгельгардт ответила отказом — она предпочла остаться с дядей. Во время отъездов Потёмкина она писала ему трогательные письма: благодарила за подарки и обещала слушаться во всем.

Неизвестно, пытался ли Григорий сделать девушку своей любовницей. Возможно, именно чтобы избежать этой участи, в 16 лет младшая племянница князя спешно вышла замуж за дальнего родственника — генерал-поручика Михаила Сергеевича Потёмкина. Овдовев, стала женой вельможи Николая Юсупова, но брак оказался неудачным: после рождения сына супруги разъехались и жили врозь. Двора Татьяна избегала, зато основала поэтический салон, где постоянно бывали Державин, Пушкин, Крылов и Жуковский.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Татьяна сама управляла имениями мужа и добилась увеличения из без того огромного состояния семьи. Некоторые высмеивали княгиню за скромный образ жизни, любовь к простой пище и презрение к роскоши, называя скупой. Другие же, наоборот, обращались за советами в финансовых вопросах, признавая талант женщины. До конца жизни Татьяна занималась благотворительностью, тратя на нее огромные суммы, причем часто анонимно.

Скончался Григорий Потёмкин октябре 1791 года. Болезнь начала пожирать его еще в августе: тогда к нему и примчалась верная Катенька, до последнего вздоха остававшаяся с дядей. Даже последнее письмо Потёмкина Екатерине II было написано частично рукой племянницы. На этом закончилась история семейного гарема, который основал князь Потёмкин и который долгие годы обсуждали при дворе.

Как ты считаешь, племянницы Потёмкина были довольны своей судьбой?
Да
Нет

Фото: Getty images