Самовольная: как женщины на Руси разводились с мужьями и что им за это было
О том, как на Руси разводились до прихода христианства, к сожалению, нет никакой точной информации: не сохранилось никаких достоверных доказательств, и историки могут только предполагать.
А вот с приходом христианства браки стали заключать в церкви, а церковь, конечно же, не одобряла разводы, более того — призывала считать покрывшими себя позором тех, кто на это все же решился. И было лишь несколько причин, которые считались достаточными для того, чтобы расторгнуть брак
Составленный во 2-й половине XII — начале XIII древнерусский цельный кодекс норм «распуста» (развода), гласил:
Мужчина может развестись с женой:
- в случае ее прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями
- в случае общения жены с чужими людьми вне дома без разрешения мужа, что являлось угрозой для ее (и, следовательно, его) чести
- за ее покушение на жизнь мужа или соучастие в таком покушении, а так же за то, что она знала о покушении, но не сообщила мужу
- при участии в ограблении мужа или соучастии в таком ограблении.
Кстати, широко распространено мнение, что муж мог развестись с женой, если она бесплодна, но это не так. Само по себе бесплодие не было законным основанием для развода, поэтому князья и цари, насильно отправлявшие жен в монастырь, по сути, нарушали собственные законы
Женщина может развестись с мужем:
- если муж клеветнически обвинял ее в измене, (и не мог доказать это свидетельскими показаниями). Причем, в этом случае, муж был обязан возместить жене большую сумму «за срам»
- если муж покушался на жизнь жены
- если муж скрыл свое холопство или продался в него без ведома жены
- в случае, «аже муж не лазитъ на жену свою без совета» (то есть, является импотентом)
- если муж пропал без вести (муж не считался таковым, если его местоположение было известно — например, он на войне уже много лет)
Что делали женщины, если ни одна из причин не подходила?
Как видим, официальных причин для развода было немного, да и те церковь принимала с неохотой. Известно, что древнерусский кодекс опирался на византийское право, но там для развода было куда больше причин: например, законным считался уход от мужа, если он изменил жене, или если заболел тяжелой, неизлечимой болезнью. Русская церковь этого не позволяла. Так какие же оставались лазейки?
Первая — постриг. Развод одобрялся церковью в том случае, если один из супругов избирал для себя путь монашества. Но, увы, недолго: по мнению священников, пострижение должно было быть глубоким духовным решением, а не попыткой сбежать из постылого брака. Поэтому Церковь постоянно требовала тщательно проводить «искус» (испытание) для стригущихся в монахи и, в конце концов, в 1673 г. запретила принимать в монастырское звание людей, состоящих в законном браке, при жизни другого супруга. Редкие исключения из этого правила стали еще реже, когда мужьям и женам тех, кто ушел в монастырь, запретили повторно вступать в брак.
Вторая лазейка, как ни странно, заключалась в следующем: нужно было уйти от мужа и начать жить с другим мужчиной. Этот «фактический» развод признавался состоявшимся, но в этом случае любовник женщины должен был выплатить мужу большой штраф, а саму «вольноотпущенницу» отправляли в монастырь на покаяние. Таким образом, по сути, это мало чем отличалось от пострига, поскольку только настоятельница монастыря решала, когда же грешница достаточно раскаялась (может быть, и никогда).
И оставался только один выход: самовольный развод.
Только по обоюдному желанию
Самовольный развод, про сути, означал, что и муж, и жена больше не хотят жить вместе и просто перестают это делать. Такие разводы церковь, конечно же, тоже не одобряла — но не имела никакой возможности запретить: никак нельзя заставить двух людей жить вместе как муж и жена, если оба этого не хотят. Кроме того, в ранние периоды христианства на Руси далеко не все браки заключались в церкви, и в этом случае люди даже не собирались просить разрешения.
Поэтому «самовольным» назначали штрафы: «если муж разойдется с женой по своей воле и будут они венчанные, то митрополиту 12 гривен, если невенчанные, митрополиту 6 гривен».
В целом, женщинам древней Руси было проще овдоветь, чем развестись с мужем, и, к счастью, те времена давно прошли.