Роль, сыгранная спиной: почему эта советская актриса побоялась показать лицо в кадре и кто она?
По сюжету доктор Бондаренко (в исполнении Анатолия Папанова), акушер-гинеколог в роддоме, сталкивается с ужасной ситуацией: его пациентка намерена отказаться от новорожденного сына. По его словам такое бывает очень редко: в двадцатилетней практике доктора Бондаренко это всего четвертый случай. Доктор, не сумевший отговорить женщину от этого шага, в финале усыновляет малыша. И мы понимаем, что трое его старших сыновей — тоже приемные.
Роль матери, отказавшейся от сына, сыграла молодая и красивая актриса. Но — кто? В кадре ни разу не показалось ее лицо, вся роль была буквально «сыграна спиной». В титрах имя актрисы тоже не значилось. Зрители гадали, кто это: Наталья Кустинская, Светлана Савелова, Наталья Селезнева? Все эти актрисы были примерно того же роста и сложения. И, главное — почему в кадре так и не появилось лицо этой женщины?
На самом деле эту героиню сыграла 21-летняя латвийская актриса Ингрида Андриня. Тогда она училась на третьем курсе ВГИКа, и это была ее первая роль в кино. Во время репетиций режиссер Евгений Карелов заметил, что на площадке актриса старается прятать лицо от камеры, и это соответствовало роли: героине должно было быть стыдно и перед доктором, и перед персоналом, которые пытались ее отговорить. Поэтому режиссер не стал поправлять положение актрисы перед камерой. Но, как только прозвучала команда «Мотор!», актриса вдруг... отказалась играть эту роль.
Ингрида решила, что дебютировать в роли настолько негативного персонажа — плохая идея: это может наложить на нее печать отрицательной героини и сломать дальнейшую карьеру. Но Карелов не хотел отказываться от уже выбранной актрисы. Намечался громкий конфликт.
Но режиссер подумал, что обезличивание героини только усилит нравоучительный эффект фильма: он расскажет не об ошибке какой-то конкретной женщины, а словно обо всех матерях, отказывающихся от детей, сразу. Карелов так же согласился не упоминать имя Ингриды в титрах.
Позже критики писали, что это была прекрасная режиссерская находка, а Ингрида Андриня спустя два года «дебютировала» в картине «В предрассветной дымке». Позже она много снималась на разных киностудиях Советского Союза, а популярность актрисе принесла роль в фильме «Последняя реликвия».