Родина-мать: кто на самом деле изображен на самом вдохновляющем плакате времен ВОВ
Как же художнику Ираклию Тоидзе удалось создать столь яркий образ, и почему его сын говорил, что отцу пришлось «упростить» внешность реальной женщины, которая на нем изображена?
Июнь 1941 года
К лету 1941-го Ираклий Тоидзе уже был состоявшимся и знаменитым художникам: его картины считались классикой грузинского бытового жанра, а иллюстрации к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» видел каждый школьник.
22 июня Ираклий, как обычно, работал дома. Первой сообщение о нападении Германии услышала его жена Тамара Тоидзе — она тут же бросилась к мужу в мастерскую с криком: «Война!» Ираклий даже толком не понял, о чем речь. Он был так поражен выражением лица женщины и вскинутой рукой, указывающей на радиоприемник, что скомандовал ей: «Замри!» — и начал делать первые наброски.
Создавая собирательный образ матери, Тоидзе изменил внешность супруги. Тамаре было 37, выглядела она при этом моложе, и муж ее «состарил» — ему хотелось показать женщину, у которой уже есть взрослые дети. Как потом рассказывал сын Тоидзе, его мать была очень красивой, и поэтому отец намеренно «упростил» лицо, чтобы сделать образ простым и близким всем.
Строки для плаката художнику помогла придумать любовь к творчеству Андрея Белого. В одном из произведения поэта есть такие строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твое прорыдать...» — так и появилась «Родина-мать».
Плакат, который вошел в историю
Уже в конце июня плакат был размножен миллионными тиражами. Его клеили везде: на фабриках, заводах, вокзалах, призывных пунктах и просто на заборах. Идея агитационного произведения Тоидзе была понятна каждому человеку, а образ матери был настолько точным, что многие солдаты носили небольшую репродукцию изображения в карманах гимнастерок. Говорят, отступающие бойцы даже срывали плакаты с «мамой», чтобы не оставлять их фашистам.
Историки до сих пор спорят, насколько правдива история, рассказанная Тоидзе, и правда ли он «поймал» типичный жест эмоциональной жены-грузинки или позаимствовал его с зарубежных изображений. Но это уже не имеет значения: важно лишь то, что Ираклию удалось создать настоящее произведение искусства, которые производит впечатление даже спустя много лет после окончания ВОВ.
Фото: anews.com